Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 11:31, реферат
В далекие времена своеобразными специалистами в области психического здоровья являлись шаманы, жрецы, колдуны. В древних Греции, Риме, Персии, Месопотамии первыми консультантами были врачи, философы и священники. Среди тех, кто помогал современникам решать свои проблемы, находить ответы на непростые вопросы бытия, можно назвать Моисея, Лао-Цзы, Будду, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля.
Консультативная психология
в Австралии фокусируется на широком
спектре проблем, в том числе и тех, которые выходят за рамки
компетентности психологов-консультантов
в нашем понимании, т.е. проблем из области
психопатологии. Это и есть отличительной
чертой системы психологического консультирования
в Австралии.
Становление института психологического
консультирования в Великобритании
Следует отметить, что консультативная психология в Великобритании появилась сравнительно недавно. В 1994 году Британское Психологическое Сообщество (British Psychological Society) синициировало появление Подразделения консультативной психологии (The Division of Counselling Psychology), что ознаменовало официальное утверждение психологического консультирования как профессии.
Британское Психологическое Сообщество определило психологическое консультирование как «применение психологических знаний в консультировании».
Другой, не менее важной организацией является Британская Ассоциация Консультирования (British Association for Counselling), которая была основана в 70-е годы, а в 2000 году сменила свое название на Британскую Ассоциацию Консультирования и Психотерапии (British Association for Counselling and Psychotherapy (BACP)). Это стало доказательной базой того, что психологическое консультирование отделилось от консультирования в каких-либо других сферах, а имеет много общего с психотерапией.
Психологи-консультанты довольно активно предлагают свои услуги на просторах сети Интернет в вопросах семейного консультирования, личностного роста, кризисной интервенции и т.д. Но в то же время наблюдается недостаточное количество научных разработок, которые позволили бы судить об уровне развития анализируемой нами сферы, ее особенностях, сильных и слабых сторонах.
Ввиду недостатка данных,
представленных фундаментальными исследованиями
в вопросах психологического консультирования Великобританни, можно педположить, что
данная тема является не разработанной
по причине лишь недавнего появления института
консультативной психологии в Великобритании.
Постсоветские страны
Нынешний этап развития теории и практики психологической помощи в республиках бывшего Советского Союза представляет собой настолько стремительно и разнопланово развивающееся психологическое пространство, что поневоле приходится констатировать: легче дать краткое описание новейшей истории развития психологической помощи, чем обобщить и отрефлексировать все возникающие направления и течения, школы и школки психологической практики.
Тем не менее, нельзя не отметить характерные черты современных отечественных подходов к психологической помощи, основываясь на отрефлексированном и систематизированном концептуальном аппарате и опыте психологии и психотерапии ХХ века. Таких черт-тенденций несколько. Причем они развиваются как в содержательных (предметных), так и в методологических и психотехнических аспектах.
Во-первых, следует отметить несомненный факт возобновления, восстановления и становления на отечественной почве как прерванных, так и не существовавших традиций, соответствующих основным психотерапевтическим парадигмам (психодинамический подход, гуманистическое направление, трансперсональная психология и т.п.), хотя и несущих на себе выраженные черты эпигонства, но осуществляющихся в корректном научном и культурном обрамлении.
Во-вторых, развитие — по большей части на американизированной основе или же на классической, павловской, — наиболее близких и привычных нам традиций поведенческой психотерапии и ее когнитивно-ориентированных ответвлений («нейролингвистическое программирование», эриксоновский гипноз и т.п.).
В-третьих, восстановление отечественных подходов к психологической помощи человеку, сформировавшихся на основе духовных традиций русского Православия и классической русской философии.
В-четвертых, отчетливо
проявляющаяся тенденция к
Кроме того, устойчивую, не прерывавшуюся в течение всех десятилетий государственного социализма, традицию оказания психологической помощи в русле медицинского психотерапевтического вспомоществования продолжают известные врачи-психиатры и психотерапевты.
К этому следует добавить хорошо известный факт интенсификации профессиональной подготовки школьных психологов, а также так называемых практических психологов, ориентированных на оказание психологических услуг учреждениям народного образования, семье, предназначенных для работы в социально-психологических бюро и службах занятости, на предприятиях и т.п.
Не будет преувеличением отметить, что за последнее десятилетие в республиках Содружества, по существу, появился весьма многочисленный, пусть и не вполне квалифицированный, но явно профессионально мотивированный слой специалистов, заинтересованных в оказании психологических услуг: от психодиагностики школьников до управленческого консультирования директоров фирм и предприятий.
На основе анализа публикаций последних лет представляется возможность сформировать основные принципы работы психолога-практика:
1. Принцип активности личности.
2. Принцип ответственности личности.
3. Принцип трактовки психологической
проблематики как психотехнической по
предмету и методу.
4. Принцип диалогического характера психотерапевтического
взаимодействия.
5. Принцип системности в деятельности
психолога-консультанта.
6. Принцип выделения в проблематике клиента
специфики психологической проблематики.
7. Принцип обратной связи.
8. Принцип деятельного опосредования
психологических и социально-психологических
образований.
9. Принцип символической материализации
социально-психологических феноменов.
10. Принцип органического единства интеллектуальных
и эмоциональных аспектов психики.
11. Активизация гуманистических ценностей.
12. Принцип принятия или особого соответствующего
эмоционального отношения консультанта
к клиенту.
Очевидна их взаимосвязь
и соотнесенность как с зарубежными,
так и с отечественными, русскими
и советскими, традициями. Помимо прочего,
сама психологическая практика как
самостоятельная сфера
Этими особенностями
психологической практики объясняются
напряженные и плодотворные усилия
ведущих отечественных
Попытки целостного осмысления места и специфики деятельности психолога-консультанта, психолога-психотерапевта в контексте современной постклассической науки, которая отделяет ее от служения священника, духовника, но не разделяет роковым образом, наоборот, обязывая психолога чутко и вдумчиво отзываться не только на душевные, но и на духовные проблемы клиента, чувствуя и понимая, когда существо прикосновения к трепетной и страждущей, единственной и конечной другой жизни превышает возможности его личностного и профессионального потенциала и требует иного, в частности, сакрального, религиозного вспомоществования.
Все это порождает напряженные поиски, стремление не только к формированию и оформлению профессиональных сообществ, но и к внесению и развитию, культивированию в социуме новых структур общественного сознания, в которых бы отражалась, фиксировалась и откристаллизовывалась бы фигура психолога-психотерапевта как во многом незаменимая фигура профессионала в динамично, если не катастрофично развивающемся обществе.
Суть же проблем, связанных с современным состоянием теории и практики психологической помощи самым непосредственным образом связана, как нам представляется, со всеми привходящими и вытекающими из специфики нынешнего состояния постсоветского общества особенностями: его криминализацией, отсутствием ясных ценностных ориентиров, нарастающим обнищанием населения, реальными и искусственными социально-политическими конфликтами и границами, распадом прежних основ существования общества и семьи, разрушением устоявшейся системы воспитания школьников, подрывом системы образования и самих основ существования науки в целом и т.д. и т.п.
Существует явная опасность, проявляющаяся все более и более зримо. Опасность, что психологическая помощь в условиях развивающихся стран, к статусу которых неудержимо скатываются некоторые бывшие советские республики, в реальности сможет существовать в двух своих апсихологических видах: в форме социальной помощи (пособие по безработице, выделение продуктового пайка по праздникам или однократного денежного пособия в связи с исключительными обстоятельствами, помощи правоохранительных органов и т.п.) и в форме традиционной медицинской помощи (психиатрической, наркологической и психотерапевтической в стационарах и амбулаторно), не говоря, естественно, о таких ее суррогатах, как «экстрасенсорное целительство», «колдовство» и т.п.
Причина опасности в том, что резко сокращается прослойка лиц, достаточно образованных и, главное, обеспеченных и культурно, и материально, что формировало бы пространство, личностное пространство собственно психологической проблематики. Совершенно очевидно, что голодный человек, человек, лишившийся работы или вынужденный получать заработную плату значительно ниже прожиточного минимума, страдает далеко не в первую очередь от проблем психологических, но от социальной ситуации как таковой.
Именно поэтому мы предпочитаем делать акцент на социальных аспектах психологической помощи личности, говорить о социальной психотерапии личности, подразумевая включение в предмет деятельности не только личности клиента или травматизирующей микроситуации, но социальной ситуации в целом. Это предполагает тесное взаимодействие психолога с местными органами самоуправления, администрацией предприятия, лечебными учреждениями, т.е. официально регламентированный и тщательно продуманный социальный статус самого психолога или социального работника.
Следующая проблема, или
опасность, состоит в том, что теория и практика
психологической помощи в нынешних условиях
может превратиться в своеобразную интеллектуальную
игру для тех психологов и их клиентов,
которые, сумев создать в разлагающемся
социуме свой собственный микромир наподобие
героев «Декамерона» Боккаччо, будут устраивать
интересные и занимательные посиделки:
workshop’ы, семинары, тренинги с приглашением
известных заморских специалистов, с непременными
взносами для участников в твердой валюте,
с культивированием атмосферы избранности
и служения «чистой психотерапии» и т.п.
Выводы
Психологическое консультирование в наши дни является активно развивающейся профессиональной областью получающей официальное признание все в большем количестве стран. Так например, в США оно официально утвердилось в 1951 году, в Канаде – 1986, в Австралии – в 80-е, в Новой Зеландии – в1985, а вот в Великобритании – только в 1994 году.
Стремительные социальные изменения в странах западного мира в значительной степени поспособствовали становлению и развитию консультативной психологии.
Клинические психологи, которые раньше были своего рода монополистами в сфере предоставления психологических услуг, с появлением института психологического консультирования, фактически должны были конкурировать с растущим количеством психологов-консультантов. Психологи-консультанты ставали альтернативой своим предшественникам, ввиду того, что их компетенция охватывала широкий круг вопросов, которые отвечали социальным запросам (вопросы личностного и карьерного роста, семейные отношения, вопросы адаптации, кризисная интеревенция и т.д.), а услуги были более доступными.
Но исследователи видят последствия этого
явления двояко. С одной стороны, положительным
является то, что доступ к психологической
помощи заполучили все, кто в ней нуждался.
Но с другой, вытесняя медицинскую психологию
и психиатрию, психологическое консультирование
взяло на себя ряд вопросов, которые лежат
далеко за пределами его компетенции.
А тотальная гуманизация, психологизация,
размытие границ понятий «норма» и «патология»
никак не могли способствовать моральному
благополучию отдельных индивидов и общества
в целом.
К тому же, 90-е гг. ознаменовались появлением
в западном мире большого количества частных
психологов-консультантов, специализирующихся
на узком круге вопросов. Ввиду того, что
качество услуг такого рода подчас было
не самым лучшим, появилась угроза пошатнувшейся
репутации психологического консультирования
как профессии.
Таким образом, на пути отстаивания собственной идентичности и выделения в самостоятельную профессиональную область психологическое консультирование прошло сквозь ряд проблем, главной из которых была дифференциация от смежных профессиональных направлений, таких как общее консультирование и медицинская психология. Статус психологического консультирования в некоторых странах и в наши дни является весьма сомнительным по причине невозможности установить четкие рамки профессиональной компетенции, а также в силу тенденции к искусственной панпсихологизации.
Среди проблем, которые
очерчивают задачи на перспективу, исследователи
указывают то, что вся консультативная
психология на сегодняшний день ориентирована
на средний и высший класс западного мира.
В связи с этим ученые отмечают, что практику
консультирования правильно было бы связывать
с социокультурным аспектом каждого конкретного
общества, будь то Канада, Новая Зеландия
Россия, Казахстан или Украина, ибо универсальные
методы здесь неприменимы, как и неприемлимым
является анализ чужой культуры через
призму собственных этнических убеждений.
Информация о работе История возникновения и развития консультативной психологии