История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

Содержание

Этапы развития психологии 3
Развитие психологии в период античности 5
Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения 15
Развитие психологии в новое время 22
Семейная психотерапия 28
Развитие семейной психотерапии 29
Направления в семейной психотерапии 30
Литература: 34

Вложенные файлы: 1 файл

История развития психологии.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)
  • изменить поведение членов семьи;
  • найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи;
  • изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;
  • осуществить поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий психотерапевт как бы незримо присутствует.

Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первые строились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые на первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие  инструкции, которым члены семьи  сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в нужном направлении.

Другой крупной фигурой  в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого считают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-ых годов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящий из 4-х принципов:

    1. Определение и прояснение отношений.
    2. «Невовлечение в треугольник» (Боуэн рекомендовал психотерапевтам не вовлекаться эмоционально в конфликты, а сосредоточивать своё внимание на процессе отношений);
    3. Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;
    4. Занятие «Я-позиции».

Семейная психоаналитическая терапия


Целью психоаналитической семейной терапии является изменение  личности участников психотерапии таким  образом, чтобы они были в состоянии  взаимодействовать как целостные здоровые личности на  базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого. Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем представители других школ.

Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении: конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техники улучшения коммуникативных способностей, техника «свободных ассоциаций». Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое обсуждение вопросами.

Семейная системная психотерапия


Крупнейшие представители  этого направления – Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин  и др. В настоящее время системное  направление считается одним  из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина.

В системной семейной психотерапии семья рассматривается  как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.)  Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.

Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим  образом:

    1. Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.
    2. Формулирование психотерапевтического запроса.
    3. Реконструкция  семейных отношений.
    4. Завершение психотерапии и отсоединение.

Мара Сельвини-Палаццоли  ввела такой принцип работы, когда  бригада терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают  за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе «инвариантное предписание») разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам.

Стратегическая семейная психотерапия


Этот метод семейной терапии также называется «проблеморешающая», «короткая», так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известные  фигуры этого направления – Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. В своей работе психотерапевты этого направления не концентрируются на особенностях личности членов семьи. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье. Широкую популярность это направление приобрело к 1970 г. Многие идеи представители этого метода почерпнули из опыта работы Милтона Эриксона. Для его практики характерны два подхода: использование косвенных методов воздействия и принятие всего, что предлагает клиент.

Сутью стратегического подхода является разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающие устойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляет проблему. Многие стратегические психотерапевты полагают, что нормально функционирующая семья – это та, которая избегает симптомов и способна функционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств.

Семейная поведенческая  психотерапия


Семейная поведенческая  терапия как свой основной принцип  видит подкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения  сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Представителей этого направления интересует анализ последовательности поступков. За основу берётся положения, что удовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другу удовольствий.

Одной из наиболее часто  применяемых техник является поведенческий  тренинг родителей. Процесс психотерапии начинается с того, что терапевт переформулирует представления  клиента о сущности проблемы и возможных путях её решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашают всю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей. Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально-поведенческого реагирования.

Семейная поведенческая  психотерапия – это один из самых  популярных методов ввиду своей  простоты и экономности, хотя часто  терапевтические изменения оказываются однобокими или кратковременными.

Другие направления


Семейная коммуникативная  терапия выделилась из направления  Пало Алто. Ведущими представителями  её являются П. Вацлавик, Д. Джексон  и другие. Целью семейной коммуникативной  терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил. Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной метод.

Из представителей направления  семейной психотерапии, основанной на опыте, наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker) и Огаст Напир (August Napier). Этот метод основан «на опыте и здравом смысле» (Эйдемиллер, Юстицкис, «Психология и психотерапия семьи», 1999).

Литература:


    1. Маданес К.. Системная семейная психотерапия. М, 1999
    2. Марцинковская Т .Д.  История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001
    3. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998
    4. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История  и теория психологии в  2-х томах.  Т-1 1996
    5. Шульц Д.П.,Шульц С.Э., История современной психологии. С-Петербург, 1998
    6. Эйдемиллер Э., Юстицкис В.. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999

 

 

 


Информация о работе История психологии