Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:55, реферат
Становление психологии труда датируется 1879 г., когда созданная Вильгельмом Вундтом (1832-1920) первая в мире психологическая лаборатория стала Международным центром экспериментальной психологии. Изучение отдельных психических функций В. Вундтом послужило толчком для разработки аналитического и синтетического методов исследования и предопределило один из двух основных подходов к оценке профессиональной пригодности, использовавшихся в последующем.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
1. История зарубежной психологии труда
Становление психологии труда датируется 1879 г., когда созданная Вильгельмом Вундтом (1832-1920) первая в мире психологическая лаборатория стала Международным центром экспериментальной психологии. Изучение отдельных психических функций В. Вундтом послужило толчком для разработки аналитического и синтетического методов исследования и предопределило один из двух основных подходов к оценке профессиональной пригодности, использовавшихся в последующем.
Становление психологии труда как самостоятельной научной и прикладной дисциплины во многом было подготовлено рядом законоположений о труде, его безопасности и гигиене, о защите труда детей, о защите трудящихся в случаях увечья, принятых в промышленно развитых странах Европы в конце XIX в.: в Швейцарии -- в 1877 г., в Англии -- в 1878 г., в Австрии -- в 1883-1885 гг., в Швеции -- в 1885 г., в Италии -- в 1888 г., в Бельгии -- в 1889 г., в Германии -- в 1891 г., в Норвегии -- в 1892 г., во Франции -- в 1892 г., в России -- в 1903 г.
Введение фабричных законов
и судов служило средством
государственной регламентации
отношений работодателей и
Становление психологии труда
как самостоятельной дисциплины
подготовлено непосредственным развитием-и
концентрацией промышленного
Функционируя как
Быстрое расширение масштабов производства требовало научных знаний об управлении, о резервах снижения себестоимости продукции. Классиком научного управления стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор. Принципы научного управления по Ф. У. Тейлору таковы:
1. Изучение и научно
обоснованное нормирование
2. Необходим отбор «
3. Необходимы четкое и
ответственное распределение
4. Необходимо тесное
Одна из первых попыток
систематизации знаний о человеке и
труде для практики управления производством
постулировала следующую
¦ отобрать 10-15 лучших рабочих, особенно искусных в выполнении работы, подвергаемой анализу;
¦ подвергнуть точному исследованию весь ряд элементарных операций каждого отдельного рабочего, а также те инструменты, которые он использует;
¦ зарегистрировав с секундомером продолжительность каждой отдельной операции, отобрать наиболее быстрый способ каждого отдельного элемента работы;
¦ устранить все неправильные, медленные, излишние движения;
¦ соединить все наилучшие и наиболее быстрые движения вместе с наилучшими типами инструментов.
Идеи Ф. У. Тейлора встретили критику и неприятие как в научной среде, так и в среде рабочих, однако их реализация была довольно убедительной. Только в США к 1912 г. по системе Тейлора работало более 50 000 человек. Их заработок сравнительно с рабочими других предприятий повысился на 30-100%. Количество производимой продукции на одного работника и на машину возросло в два раза. Не было стачек, финансовое положение компаний значительно улучшилось. Принципы научного управления производством Ф. У. Тейлора послужили мощным импульсом к развитию наук о труде и человеке как субъекте труда: индустриальной (промышленной) психотехники, психологии труда, эргономики (эргологии, эргометрики -- рис. 2.1).
Дальнейшее направленное
изучение паттернов рабочих движений
с использованием киносъемки в 1920-х
гг. провели супруги Фрэнк и
Лилиан Джилбрет (см. главу 4). Авторитетным
теоретиком и практиком организации
массового производства в начале
XX в. выступил Генри Форд (1863-1947), успешно
реализовавший идеи Тейлора о
возможности рационализации даже простых
форм труда и его условий, рабочих
мест и инструмента. Один из зачинателей
конвейерной системы
Анри Файоль во Франции, Линдалл Урвик в Англии развивали теорию управления организацией, выступая одновременно в роли успешных практиков, консультантов, теоретиков
Рис. 1. Запросы социальной
практики, хронологические и
Упрощенное понимание
личности и мотивации человека к
труду в классической школе управления
приводит к становлению школы
человеческих отношений. В 1927-1933 гг. в
ходе исследований на заводе Хоторна
компании «Вестерн электрик» Э. Мэйо
и Ф. Ротлисбер-гер выделили важную
роль социально-психологических
Но некоторая
В 1950-1960-е гг. под влиянием
идей теории систем и методов структурно-
В 1960-1970-е гг. оформляется
преобладающий в настоящее
Первоначальные идеи, принципы
и теории управления 1920-х гг. оформляются
и обособляются в самостоятельное
научное направление, взаимно обогащаясь,
с тем чтобы в 1950-е гг. вновь
встретиться с психологией
Та строгость
Количественные методы изучения
профессиональной деятельности к 50-м
гг. объединяются в отдельное направление
-- исследование операций. Интегрнруясь
в последующем с
Психология труда -- первоначально индустриальная (промышленная, профессиональная) психология, или психотехника, -- продолжает активно развиваться и в плане изучения деятельности непосредственных исполнителей -- рабочих. Термин психотехника в 1900 г. предложил Вильям Штерн (1871-1938) для обозначения прикладной психологии, «берущейся за решение задач общественной жизни, обращенных в будущее». В 1912-1914 гг. Гуго Мюнстерберг (1863-1916) наметил общие принципы психотехники и предложил первую программу хозяйственной психотехники, включающую три раздела.
1. Задачи, для успешного
решения которых являются
2. Экономические задачи, связанные
с особенностями психической
деятельности работников и с
продуктивностью труда (
3. Экономические задачи, связанные
с направленным воздействием
на личность (проблемы продажи
товаров и услуг в сфере
торговли, рекламы и психологического
воздействия на клиентов и
покупателей, воздействия на
В 1908 г. в Бостоне Ф. Парсон
открывает первое бюро консультации
молодежи по выбору профессии. В 1923 г. в
США оформляется Национальная ассоциация
профессионального
Во Франции в 1896 г. А. Бине
и В. Анри разработали методы оценки
умственных способностей для выделения
умственно отсталых людей («коэффициент
интеллекта» -- IQ), одна из целей которых
-- обеспечение классно-урочной
Социальные катаклизмы (Первая
и Вторая мировые войны, экономические
депрессии) не только не прервали поступательного
развития психологии труда, но, напротив,
сыграли роль предпосылок и катализаторов
развития дисциплины. В США индустриальная
психология получила широкое распространение,
в частности благодаря
2. Психология труда в России
Первоначально психология труда
в России развивалась в той
же логической последовательности, что
и зарубежная индустриальная психология:
развитие промышленности, законодательные
акты о труде, необходимость оптимизации
труда, подбора и подготовки рабочих
традиционных и новых профессий.
Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью,
но сильные научные позиции
В истории отечественной психологии можно выделить несколько этапов: 1900-1917 гг.; 1917-1920 гг.; 1921-1936 гг.; 1937-1960 гг.; 1961-1990 гг.; с 1991 г. по настоящее время.
Первый период можно охарактеризовать
как накопление научного опыта (в
университетах Тарту и
Научная и практическая работа
в области психологии труда активизировалась
после завершения Гражданской войны.
Проблема подъема производительности
труда, восстановления экономики стала
проблемой выживания страны и
сохранения независимости государства.
Инициативы ученых по организации труда
и управления получили действенную
поддержку руководителей