Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:55, реферат
Становление психологии труда датируется 1879 г., когда созданная Вильгельмом Вундтом (1832-1920) первая в мире психологическая лаборатория стала Международным центром экспериментальной психологии. Изучение отдельных психических функций В. Вундтом послужило толчком для разработки аналитического и синтетического методов исследования и предопределило один из двух основных подходов к оценке профессиональной пригодности, использовавшихся в последующем.
I Всероссийская конференция
по научной организации труда
(НОТ) была проведена 20-27 января
1921 г. при поддержке народного
комиссара путей сообщения Л.
Д. Троцкого. Состояние научной
и прикладной психологии
«Психоневрозы труда
и их предупреждение» (Т. К.
Розенталь), «Психология и
Второй крупный научный центр -- Москву -- представляли Психологический институт при МГУ, Психоневрологический институт, Центральный институт труда, Социалистическая академия, Всероссийский центр профессиональных союзов; провинцию -- Институт труда (Таганрог), Институт производительности труда (Иваново-Вознесенск), Институт НОТ (Казань).
Эмпирической базой научных сообщений послужил материал работы ученых и врачей на предприятиях и транспорте, телеграфных станциях, в военных госпиталях
Уже в 1920 г. российская психология труда заявила о себе как зрелая наука. Показательны оформившиеся на конференции течения.
«Тейлористы» (А. К. Гастев и др.) считали необходимым развивать принципы и методы научного управления Ф. У. Тейлора, стимулировать развитие комплекса наук о труде (биомеханику, организационную психологию и др.).
«Антитейлористы» (В. М. Бехтерев
и др.), отмечая ценность ряда идей
Ф. У. Тейлора, указывали на необходимость
использовать собственные достижения
в области гигиены труда, физиологии,
рефлексологии; оптимизация труда
рассматривалась ими в
Представители «Платформы 17-ти» (П. М. Керженцев и др.) акцентировали внимание на качественных особенностях принципов труда при социализме и первоочередной необходимости рационализации техники и механизации производства.
«Богдановское течение» объединяло сторонников А. А. Богданова, создателя тектологии -- «всеобщей организационной науки», «учения о строительстве».
Научный уровень осмысления
проблем психологии труда российскими
учеными в начале XX в. виден на
примере одного из активных участников
I Всероссийской конференции. Александр
Александрович Богданов (Малиновский)
(1873-1928) -- врач (организатор первого
в мире Института переливания
крови), экономист, философ, видный деятель
РСДРП, автор «Краткого курса
экономической науки», выдержавшего
15 переизданий, редактор большевистских
газет (вместе с В. И. Лениным, который
в «Материализме и
В связи с задачами психологии
труда А. А. Богданов, в частности,
рассматривает явления природы,
человека, общество в единстве, как
комплекс элементов, обладающих свойствами
целого. Выделяемая им новая научная
дисциплина -- тектология стремится
систематизировать
В этот же период активно
работали в области психологии труда
такие выдающиеся российские ученые,
как Владимир Михайлович Бехтерев1
(1857-1927), Николай Александрович
Энтузиазм ученых и поддержка государства в 20-30-х гг. предопределили значительные успехи в развитии психологии труда, являющейся органичной частью научного управления. Под руководством А. К. Гастева, директора Центрального института труда, была создана система экспертизы существующих производственных организаций, организационного проектирования трудовых постов и рабочих мест, включая всю цепочку технологии производства. При этом реализовывались идеи тектологии о прогрессивном развитии и функционировании организаций. В условиях НЭПа было необходимо решать задачи управления трудом, предполагающие научный анализ трудовых процессов с целью их оптимизации. Психология труда (психотехника) находила применение и в Вооруженных силах страны: решались задачи профессиографирования в различных родах войск, «подбора частей одной боеспособности», «отбора комсо-
1 Бехтерев Владимир Михайлович
(1857-1927) -- русским психолог, физиолог,
невропатолог. Основатель Санкт-
К 1930 г. вопросы профконсультации и профотбора разрабатывались в 141 научно-практическом подразделении (в структуре вузов, наркоматов, ведомств). Многочисленные психофизиологические лаборатории занимались изучением профессиональной работоспособности, рационализацией режимов работы и орудий, обоснованием норм труда, профилактикой промышленного травматизма.
Издаются журналы «
Изменение экономических
приоритетов государства к 30-м
гг. отразилось и на прикладных отраслях
науки. «Стройки социализма» требовали
дешевой рабочей силы, поставка которой
отчасти обеспечивалась массовыми
репрессиями. Понятно, что применение
научных методов оценки и оптимизации
труда становилось все более
излишним. Стахановское движение нередко
сопровождалось нарушением техники
безопасности, что приводило к
протестам инженеров и ученых.
Политизация жизни в стране вела
к тому, что при трудоустройстве
главным становилось
С 1930 г. со стороны политического
руководства появилась
3. Место психологии в системе наук о человеке как субъекте деятельности
История становления научной
дисциплины прямо и косвенно отражается
в процессах ее взаимодействия с
другими дисциплинами, в процессах
ее дифференциации -- выделении и
становлении как
Активное взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами -- не исключение из правил, а, скорее, наиболее концентрированное их выражение. Такие же отношения взаимодействия присущи в целом и психологии как науке.
Сравнительно поздно выделившаяся
в самостоятельную дисциплину психология,
естественно, активно интегрирует
знания о человеке всех ранее сформировавшихся
научных дисциплин, связь с которыми
обретает уже гносеологический статус.
Так, Б. М. Кедров и Ж. Пиаже в своих
классификациях помещают психологию в
центр «треугольника наук» (гуманитарных,
точных, естественных). Б. Г. Ананьев, М.
Бунге, Б. Ф. Ломов в своих систематизациях
обстоятельно анализируют статус и
системообразующую функцию
1) общественными (через
социальную психологию и
2) естественными (через
психофизику, сравнительную
3) медицинскими (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию);
4) педагогическими (через психологию развития, педагогическую психологию, специальную психологию);
5) техническими (через инженерную психологию). В целом психология тесно связана с философией и математикой
В последние годы многие ученые
приходят к выводу о приобретении
психологией статуса
Сложные взаимосвязи психологии
труда с другими ветвями
В начале XX в. Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг, Ф. Парсонс, В. Штерн и другие заложили основы широкого применения экспериментальных методов оценки профессионально важных качеств рабочих -- гестологии. Эти идеи распространились и на начальную школу как первую ступень подготовки кадров (педология). Научное изучение проблемы устойчивых качеств человека стимулировало развитие таких дисциплин, как психометрика, психодиагностика, дифференциальная психология (а в дальнейшем -- дифференциальной психофизиологии, психогенетики).
Осознание необходимости
комплексного подхода в 1920-1930-е гг.
привело к становлению
Кризисы управления, экономические
депрессии 1930-х гг. привлекли внимание
к социально-психологическим
Научно-техническая революция
1960-х гг., быстрая смена и обновление
технологий и оборудования в промышленности
и на транспорте сделали остро
актуальными решение проблемы адаптации
человека к технике, к функциональным
особенностям новых рабочих мест,
к самой необходимости
Решение конструкторских
задач в системе «человек-
Повышение роли и активности
человека в производстве, равно как
и ответственности и масштаба
последствий за принимаемые решения,
в последние десятилетия XX в. потребовало
нового понимания самого человека --
уже не только как субъекта труда,
но и как активного субъекта своей
жизни. Профессиональная деятельность
уже не могла рассматриваться
узко -- как исключительно
4. Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда
С развитием производства
и общества изменяются и представления
предпринимателей и ученых о человеке-деятеле
в трудовых процессах, в частности,
и социальном управлении активностью
человека в целом. Социальные стереотипы
менеджмента, характерные для разных
стадий развития общества, одним из
первых выделил Д. Мак-Грегор (теории
«X» и «К») и позже -- У. Оучи (теория
«Z») [56, 65, 86, 99]. Теории «X», «У» и «Z»
отражают историю взаимоотношений
людей в процессе производства: от
жесткого принуждения к труду
и контролю за процессами работы исполнителей
к пониманию человеческого
В доктрине «X» человек рассматривается как винтик, который легко можно заменить другим; средний человек избегает ответственности и инициативы, ленив, ненавидит работу, предпочитает безопасность, способен к выполнению строго определенной профессиональной роли, нуждается в постоянном контроле; необходимо минимизировать его социальные контакты и конфликты, снижающие производительность труда и повышающие издержки производства.