Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:55, реферат
Становление психологии труда датируется 1879 г., когда созданная Вильгельмом Вундтом (1832-1920) первая в мире психологическая лаборатория стала Международным центром экспериментальной психологии. Изучение отдельных психических функций В. Вундтом послужило толчком для разработки аналитического и синтетического методов исследования и предопределило один из двух основных подходов к оценке профессиональной пригодности, использовавшихся в последующем.
Согласно доктрине «Y», работник
-- человек, которого надо хорошо мотивировать
и создавать ему оптимальные
условия для эффективной
По «Z»-концепции человеческий потенциал понимается как важнейший фактор производства, поэтому задача кадровых служб -- способствовать и максимально использовать активность, инициативу и предпринимательскую активность людей, создавая для этого соответствующие условия: создавать и поддерживать моральные стимулы труда; проявлять интерес к человеку как к личности, а не только как к работнику; уделять внимание его неформальным отношениям и взаимодействиям.
Большую роль в смене доктрины
«X» на «У» и «Z» в кадровом
менеджменте сыграли
Становление системного подхода
в науке и в практике вызвало
революционные изменения в
В становлении кадрового менеджмента Дж. Ньюман и Б. Мейсон выделяют три исторические модели
1. Менеджер по персоналу
как попечитель своих
2. Менеджер по персоналу
как спеииалист по трудовым
договорам (контрактами), осуществляющий
административный контроль за
соблюдением работниками
3. Менеджер как архитектор
кадрового потенциала
Архитектурная модель начинает доминировать в практике кадрового менеджмента с 1980-х гг. Принципиальные отличия управления человеческими ресурсами от моделей управления персоналом заключаются в следующем:
1) управление персоналом
ориентировано на нужды
2) стратегическое измерение
управления ресурсами делает
кадровую политику более
3) все звенья работы
с персоналом (в том числе руководители
структурных подразделений)
4) происходит большая ориентация на индивидуальную работу с персоналом, с доминирующих коллективных ценностей на индивидуальные;
5) традиционная политика
экономии на издержках,
6) управление персоналом
сосредоточено на рядовых
7) управление человеческими
ресурсами предполагает
Очевидно, что те или иные
декларации могут лишь отражать определенные
политические, экономические, культурные
тенденции в понимании
¦ хорошо развитой системы
адаптации организации к
¦ оплаты труда, всесторонне
учитывающей персональный вклад
работника и его
¦ поддержки высокого уровня участия отдельных работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, касающихся их повседневной работы;
¦ практики делегирования полномочий подчиненным;
¦ развитой системы организационной коммуникации, обеспечивающей двух- и многосторонние вертикальные, горизонтальные и диагональные связи внутри организации.
Еще раз отметим, что исторически
менялось не только представление об
отдельном индивиде как о субъекте
труда, но и представления о содержании
кадровой политики в целом, и о
самой организации по ряду ее «векторов»:
от автономного самообеспечения -- к
безграничному партнерству с
отдельными людьми и организациями
-- внутри и вне данного предприятия,
фирмы; от иерархических и
5. Парадигмы психологии труда
Существует тенденция
расширения контекстов при анализе
специалистами процессов в
Различия в научных подходах и представлениях специалистов о дисциплине, еще только намечавшиеся в начале XX в. (например, в отечественной" науке -- тейлористы, антитейлористы, «Богданов-ское течение», «платформа 17-ти» и др.), прошли основные стадии своего независимого развития.
В конце XX в. правомерно уже говорить об их естественной новой интеграции в единое многомерное видение научных проблем, в действительно системный подход к решению многих практических задач.
Список используемой литературы:
· Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
· Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.