История становления психологической профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:25, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассказать более подробно про историю становления психологической профессии. И также ответить на поставленные задачи.

Содержание

Введение................................................................................................. 3
Общее представление о профессии психолога.......................4
Психология профессиональная и «любительская»...............11
Очерк становления психологической профессии..................17
Заключение............................................................................................20
Список использованной литературы..................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально (и действительно, некоторые «профессионалы» все-таки могут уступать по многим позициям даже «любителям»), но для большинства клиентов очень не безразлично, кто их консультирует, «настоящий» психолог или «не настоящий». Кроме того, в большинстве случаев получение диплома все-таки предполагает определенные усилия от студента и совсем уж «даром» редко кому достается, т.е. диплом служит знаком профессионализма.

7. Особый профессиональный  такт и следование профессионально-этическим  нормам у психолога-профессионала. «Любитель» часто бывает невоспитан, в разговоре перебивает другого человека и, главное, лишает его права самостоятельно решать свои проблемы (главный лозунг «эффективного» «любителя» – «Будь спокоен! Положись на меня!». «Но и не мешай, не перечь мне!»). Задача же хорошего психолога – создать условия для самостоятельного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале – научить его вообще обходиться без психолога, как бы парадоксально это не казалось. Именно в этом проявляется настоящее уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем. Еще древние говорили: «Важно не просто накормить голодного рыбой, важно самого его научить ловить рыбу»).

8. Способность  к профессиональному развитию  и саморазвитию психолога-профессионала. Конечно, и «любитель» может ходить по книжным магазинам, покупать и читать книги о психологии и т.п., но, как уже отмечалось, его саморазвитие часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот психолог-профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятельного освоения какого-то знания или новой методики, но делать это осмысленно и, главное, систематизированно. Опыт показывает, что лучшим условием подлинного профессионального саморазвития является увлеченность какой-то идеей. И тогда обнаруживаются настоящие «чудеса»: книга, которую раньше не мог прочитать в течение двух-трех месяцев «вдруг» осваивается буквально за один-два вечера. Читать же «умные книги вообще» часто бывает неэффективно – это, скорее всего, также «игра в науку».

9. Развитая профессиональная  психогигиена труда у психолога-специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, ведь это не является основным делом «любителя» и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически (хотя и у «любителей» бывают исключения). А психолог иногда за одну полуторачасовую консультацию может истощиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов. К сожалению, в самой психологии (и в медицине) вопросам сохранения психического здоровья психологов уделяется пока еще недостаточно внимания; поэтому сам психолог-профессионал просто вынужден быть психотерапевтом для самого себя, иначе есть риск самому оказаться «пациентом» соответствующих учреждений.

Добавим, что речь идет не только о психическом здоровье, но и о физическом. Отношение психолога  к своему здоровью в целом чрезвычайно  важно с профессиональной точки  зрения. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более  работоспособным и устойчивым к  различным стрессовым ситуациям, которых  в профессиональной деятельности немало. Кроме того, психолог, хочет он того или нет, часто выступает для  тех, с кем работает, некоторой  «моделью оптимального человека»; на него ориентируются; стало быть, он должен чувствовать ответственность и  в этом плане.

10. Важная характеристика психолога-профессионала - осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим зачастую на то, чтобы считаться психологическими, но при этом базирующимся на системах представлений, таковыми исторически не являющихся и чаще всего в той или иной мере популистских в своих приложениях. Речь идет об астрологии, хиромантии, дианетике и подобном. Мы говорим не о том, что эти направления недостойны внимания психолога; напротив, знать основы названных (и многих других) подходов нужно - хотя бы потому, что они составляют значительную часть современной мифологии и часто входят в индивидуальные представления и язык клиентов. Кроме того, в практике эзотерических и мистических направлений возникают явления, нуждающиеся в психологическом объяснении, но пока что его не находящие - не случайно многие психологи уделяют серьезное внимание так называемым «особым состояниям сознания».

Вместе с тем, как нам  представляется, профессиональная психология, долго боровшаяся за признание своей  научности, должна удерживать свой предмет  и научные критерии анализа. Даже если признать существование психических  непознанных явлений в трактовках перечисленных (и многих других) ненаучных  подходов, психологи должны обладать чувством собственного (профессионального  и научного) достоинства. Проблемы возникают  тогда, когда у части клиентов уже сформировалось убеждение в  том, что хороший психолог – это  непременно «почти астролог» или  «почти парапсихолог». Во-первых, в  работе с такими клиентами совсем не обязательно «критиковать» перечисленные  околонаучные направления (клиент-пациент  просто обидится и уйдет). Во-вторых, психологу неплохо было бы получше самому познакомиться с данными направлениями (чтобы быстрее находить общий язык с консультируемым человеком, а затем более «естественно» переходить к собственно психологическим проблемам и соответствующим научно-практическим методам работы). В-третьих, если психолог (или студент-психолог) все-таки почувствует, что астрология и т.п. ему ближе и понятнее, то лучше не обманывать самого себя, а также не обманывать своих клиентов и коллег, и просто уйти из психологии и честно называться астрологом. Психолог-астролог – это уже не просто «любитель», часто это ближе к обычному шарлатанству и, что еще страшнее, к самообману.

Естественно, в полной мере соответствовать всем характеристикам  настоящего психолога-профессионала  могут даже далеко не все реально  работающие психологи-специалисты. Да и некоторые психологи-любители все-таки могут приближаться к настоящим  профессионалам. Данные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для саморазвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологическому опыту добавить опыт психологической  науки и практики (Хрестомат. 1.1.).

 

 

 

 

 

 

 

3. Очерк становления  психологической профессии.

Во-первых, необходимо, чтобы  существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом особой сферы человеческой деятельности, будь то отдельная наука или особая практика. Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и методам, т.е. – в нашем случае – быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т.д., хотя и не терять с ними связи.

Во-вторых, необходимо существование сообщества людей, занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих.

В-третьих, необходима система подготовки специалистов в данной области.

В этом плане возникновение  психологической профессии следует, вероятно, связать с выделением психологии в отдельную дисциплину. Развиваясь вначале как одна из философских  дисциплин, психология затем, восприняв  ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание (а сознание – как  то, что человек непосредственно  осознает). Это произошло в конце ХIХ в., и символической датой рождения психологии как дисциплины считается 1879 год, когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе – первый в мире психологический институт, существующий и поныне.

Был некий парадокс в том, что Вундт, философ-идеалист, пытался  применить к душе методы исследования, близкие к тем, что приняты  в физиологии (он и называл свою экспериментальную психологию физиологической), что вызвало как признание  многих ученых, так и сопротивление  со стороны других; это парадокс, характерный – в различных  вариантах – для дальнейшего  развития психологии, остро обсуждается  и до сей поры. Но, так или иначе, научная психология родилась как дитя философии и экспериментальной физиологии.

Появление специализированного  психологического института – момент поистине знаменательный: психология отделилась от философии и, впитав, помимо философских идей, достижения и некоторые методы экспериментальной  физиологии, обрела самостоятельное  бытие. В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники – психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г, а в 1908 г. – Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862–1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858–1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886–1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии – американский психолог Джеймс Кеттелл (1860–1944).

Возникновение института  – событие рубежное; однако психология, как вы помните, ныне представляет собой  не только академическую научно-исследовательскую  область (каковой она в названном  институте выступала); она ориентирована  и на запросы различных областей человеческой практики, и на психологическую  помощь. Возникновение профессиональной психологии было подготовлено многими  веками философских размышлений (особая роль здесь принадлежит Аристотелю – автору первого произведения, специально посвященного душе – трактата «О душе»; часто Аристотеля называют «отцом психологии»), духовных исканий, медицинских и педагогических теоретических  построений и практик, биологических  и физиологических исследований.

В современной литературе выделяются, наряду с появлением психологического института в Лейпциге, еще несколько  важнейших моментов, выступающих  предпосылками становления современной  – прежде всего зарубежной –  профессиональной психологии:

1. Возникновение нового, гуманного подхода к психически  нездоровым людям. Это произошло  в конце XVIII века во Франции  и связано с именем Ф. Пинеля, выступившего основателем психиатрии. Нам сейчас трудно представить, но до того психически нездоровых людей приравнивали, по сути, к преступникам, применяя к ним те же методы наказания, вплоть до побоев и держания их на цепи в течение многих лет.

2. Становление научного  подхода к психическим заболеванием и научно обоснованных психотерапевтических методов. Это связано в первую очередь с работами в области лечения гипнозом в конце ХIХ века во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П. Жане), австро-венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути З. Фрейд) и русской психиатрии (А.А. Токарский, В.М. Бехтерев), а позже со становлением психоанализа З. Фрейда как первой психотерапевтической системы (что важно, распространимой за пределы клинического материала). Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин расстройства, лежащих в индивидуальном прошлом, т.е. на основе психологических средств.

Развитие в конце XIX –  начале ХХ века психологического тестирования и шире – психологической диагностики. В первую очередь это связано  с именами английского исследователя  Ф. Гальтона и французского ученого А. Бине .

1.  Возникновение в  начале ХХ столетия в США  Общества умственной гигиены  (К. Бирс).

2. Становление основных  отраслей психологии, в том числе  прикладных (начиная с конца XIX века).

3. Возникновение в США  в первое десятилетие ХХ века  консультирования, связанного с  выбором профессии (Ф. Парсон). (Отметим, что в России первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве было создано в Москве существенно раньше – в 1897 г., однако собственно психологический компонент консультирования там был представлен в меньшей степени.)

4. Становление основных  научных школ психологии, начиная  с 10-х гг. ХХ столетия – психоанализа, бихевиоризма, чуть позже – гештальтпсихологии.

5. Возникновение в США  в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях.

6. Становление в 40-е  гг. ХХ столетия экзистенциально-гуманистической  психологии и консультативной  практики, на ней основанной. Особое  значение придается деятельности  К. Роджерса (США), с именем которого часто связывают основные современные представления о психологической помощи (Бондаренко А.Ф., 2000) как о помощи человеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте.

Представления о структуре  психологии серьезно изменились: не столь  выражен разрыв между естественнонаучным и философским подходами к  психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психологии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом.

 

Заключение.

Вокруг психологической  профессии и психологов существует немало мифов, имеющих слабую связь  с реальностью. Большинство этих мифов идеализирует образ психолога  и завышает его возможности.

Профессия психолога подразумевает  возможность его самореализации в трех основных сферах – в академической  психологии, прикладной психологии и  психологической практике. Эти сферы  предъявляют разные требования к  специалисту.

Существуют принципиальные отличия психолога-профессионала  от «психолога-любителя»: наличие теоретической  базы, опора специалиста на метод  научного познания, использование специалистом специальных разработанных в  психологии средств – методик, особая ответственность, наличие связи  со своими коллегами, наличие у психолога-профессионала  документа о психологическом  образовании, особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим  нормам, способность к профессиональному  развитию и саморазвитию, развитая профессиональная психогигиена труда, осторожное и критичное отношение  к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам.

Информация о работе История становления психологической профессии