Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:00, реферат
Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау близ Маннгейма. В семье было четверо детей, но двое умерли в раннем возрасте. Остались только Вильгельм и его брат Людвиг, который был на 8 лет старше. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра матери. Таким образом, Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка. Отец Вундта был пастором, и, хотя их семья считалась дружной, детские воспоминания Вундта об отце были не самыми приятными.
Два года он обучался в народной школе. Прочные традиции существовали в семье Вундта в отношении образования: его предки прославили свое имя достижениями в разных областях науки. Но для домашних было очевидно, что самый младший Вундт эту замечательную линию не продолжит.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...1
§ 1. ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ……………………………………………2
§ 1.1. ГОДЫ УЧЕНИЧЕСТВА……………………………………….2
§ 1.2. ПУТЬ В ПСИХОЛОГИЮ……………………………………..5
§ 1.3. ГОДЫ ЖИЗНИ В ЛЕЙПЦИГЕ……………………………….7
§ 2. ЗИГМУНД ФРЕЙД…………………………………………………10
§ 2.1. ГОДЫ УЧЕНИЧЕСТВА………………………………………..10
§ 2.2. НАЧАЛО ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….11
§ 2.3. СОЗДАНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА………………………………13
§ 2.4. МЕЖДУНАРОДНАЯ СЛАВА ФРЕЙДА…………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..22
Австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд считается одним из самых известных психологов. Он родился 6 мая 1856 года в небольшом моравском городе Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 году семья переехала в Вену. Из 83 лет свой жизни (1856-1939) 80 он проживет в этом городе. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зигмунду выделили керосиновую лампу. Чтобы дети ему не мешали, им не позволяли музицировать, когда он занимался. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил в знаменитый Венский университет.
В университете преподавали выдающиеся профессора. Фрейд вошел в студенческий союз по изучению истории, политики, философии. Но особый интерес для него представляли естественные науки. Он формировался как специалист на принципах точного, опытного естествознания - физики и биологии. Он убеждался, что научное знание - это знание причин явлений под строгим контролем опыта. Он не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы. Этим принципам он следовал и тогда, когда перешел в область психологии.
Его учителем на медицинском факультете был выдающийся европейский физиолог Эрнст Брюкке, в лаборатории которого работали ученые из многих стран, в том числе отец русской физиологии и научной психологии И.М. Сеченов. Под руководством Брюкке студент Фрейд работал в Венском физиологическом институте, просиживая часами за микроскопом. Под старость, будучи всемирно признанным психологом, он писал одному из своих друзей, что никогда не был так счастлив, как в годы, проведенные в лаборатории за изучением устройства нервных клеток спинного мозга животных. Умение сосредоточенно работать, всецело отдавая себя научным занятиям, выработанное в этот период, Фрейд сохранил в последующие десятилетия.
§ 2.2. НАЧАЛО ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
После окончания Венского университета 3. Фрейд намеревался стать профессиональным научным работником. Но вакантного места в физиологическом институте у Брюкке не было. Тем временем ухудшилось материальное положение Фрейда. Трудности обострились в связи с предстоящей женитьбой на такой же бедной, как и он, Марте Верней. Пришлось оставить науку и искать средства к существованию. Имелся один выход - стать практикующим врачом, хотя к этой профессии он никакого тяготения не испытывал. Он принял решение заняться частной практикой в качестве невропатолога. Для этого пришлось сначала пойти работать в клинику, так как медицинского опыта у него не было. В клинике Фрейд осваивает методы диагностики и лечения детей с пораженным мозгом, а также различными нарушениями речи. Его научные работы в этой области становятся известны в медицинских кругах. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. Своих пациентов он лечил признанными в то время методами физиотерапии, воздействуя на больного теплом, водой, электричеством и др. Однако Фрейд вскоре почувствовал неудовлетворенность этими физиотерапевтическими процедурами, поскольку эффективность лечения оставляла желать лучшего. Он стал искать другие методы, и в частности обратился к гипнозу. Используя гипноз, некоторые врачи добивались хороших результатов. Одним из таких врачей был Иосиф Брейер, который стал во всем покровительствовать молодому Фрейду. Они совместно обсуждали причины заболеваний своих пациентов и перспективы лечения.
Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдавшие истерией. Проявлениями болезни были страхи (фобии), потеря чувствительности, отвращение к пище, раздвоение личности, галлюцинации, спазмы и др. Применяя легкий гипноз (внушенное состояние, подобное сну), Брейер и Фрейд просили своих пациенток рассказывать о событиях, которые предшествовали болезни. Когда больным удавалось вспомнить об этом и "выговориться", проявления болезни хотя бы на время исчезали. Такой эффект Брейер назвал древнегреческим словом "катарсис" (очищение). Древние философы использовали это слово для обозначения переживаний, которые возникают у человека при восприятии произведений искусства и очищают душу от омрачающих ее чувств. Брейе-ром этот термин был перенесен из эстетики в психотерапию. О том, что неосознаваемые человеком былые впечатления, воспоминания, представления влияют на его сознание, давно было известно философам и психологам. Новые идеи Брейера и Фрейда заключались в том, что сознание оказывает сопротивление неосознаваемому, что приводит к заболеваниям органов чувств и движений (может даже возникнуть временный паралич). Гипноз ослабляет или совсем снимает контроль сознания. В состоянии гипноза пациенту легче "излить душу" и рассказать о вытесненных из сознания переживаниях.
Особенно успешно использовали гипноз французские врачи. Для изучения их опыта Фрейд на несколько месяцев съездил в Париж к знаменитому неврологу Шарко (ныне он известен в связи с одной из физиотерапевтических процедур - так называемым душем Шарко). Это был замечательный врач, прозванный "Наполеоном неврозов". У него лечилось большинство королевских семей Европы. Большая толпа практикантов постоянно сопровождала знаменитость во время обходов больных и при сеансах их лечения гипнозом. Фрейд - молодой венский доктор -стал одним из таких практикантов. Случай помог Фрейду сблизиться с Шарко, к которому он обратился с предложением перевести его лекции на немецкий язык.
В одной из бесед с Фрейдом Шарко сказал, что источник многих странностей в поведении невротика скрывается в особенностях его половой жизни. Это высказывание запало в голову Фрейда. Через несколько лет, под впечатлением наблюдений в этой области и собственных предположений, Фрейд выдвинул идею о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения людей, их истории и культуры. В прямом или замаскированном вмешательстве сексуальных сил в жизнь человека Фрейд видел универсальный ключ ко всем человеческим проблемам. Этот подход привел к огромной популярности Фрейда во многих странах Запада - причем далеко за пределами психологии.
§ 2.3. СОЗДАНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Вскоре Фрейд стал заниматься разработкой проблем личности и особого метода лечения неврозов. Значительное место в его теории и практике занимали проблемы бессознательного. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Толчком к этому послужила демонстрация постгипнотического внушения, на которой Фрейд присутствовал и которая произвела на него сильнейшее впечатление.
Одной даме внушили в гипнозе, что она после пробуждения должна взять зонтик, стоящий в углу комнаты. Когда она проснулась, то действительно взяла зонтик и раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, дама ответила, что захотела проверить, исправен ли зонтик. Когда же ей заметили, что зонтик чужой, она смутилась и поставила его на место.
Подобные факты были известны
и до Фрейда. Но Фрейд дал им новое
объяснение. На основе анализа подобных
и многих других фактов Фрейд создал
свою теорию бессознательного. Как
лечащий врач он нередко встречался
с тем, что неосознаваемые переживания
и мотивы могут серьезно отягощать
жизнь и даже становиться причиной
нервно-психических
Его теория и метод исцеления
души были названы психоанализом. Они
стали очень популярны в
Когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под сознанием понималось прямое знание человека о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание было основой психологии. Фрейд, опираясь на свой медицинский опыт, стал изучать бессознательные силы. Больные, которых он лечил, страдали именно от того, что не знали о своих влечениях, не знали о том, что вызвало у них душевную боль. Только подавив с помощью гипноза контроль сознания, удавалось найти следы событий, травмировавших личности. В смелом вторжении в дебри бессознательной психики заключался пионерский шаг 3. Фрейда. Ключ к тайнам душевной жизни человека он стал искать не в физиологии и не в психологии сознания, а в психологии бессознательного.
В процессе лечения необходимо было проникнуть в скрытые от сознания мысли и переживания. Первоначально главным и единственным орудием был гипноз. Фрейд не владел им столь мастерски, как Брейер. Неудовлетворенность гипнозом побудила его искать другие средства.
Главным терапевтическим средством, которое изобрел Фрейд, стали так называемые свободные ассоциации. Они легли в основу психоанализа.
Понятие "ассоциации" - одно из древнейших в психологии. Оно встречалось еще у Платона и Аристотеля. Закон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Например, взглянув на какую-либо вещь, человек по ассоциации вспоминает ее владельца, поскольку раньше они воспринимались одновременно, поэтому между их следами в мозгу образовалась связь - ассоциация.
Фрейд использовал ассоциации для того, чтобы найти путь в область неосознаваемых побуждений. Для этого ассоциации должны стать свободными, то есть выйти из-под контроля сознания. Так родилась главная процедура психоанализа. Пациенту предлагалось, находясь в расслабленном состоянии (обычно лежа на кушетке), непринужденно говорить обо всем, что ему приходит в голову, "выплескивать" свои ассоциации, какими бы странными ни казались эти возникающие мысли. В тех случаях, когда пациент испытывал замешательство, начинал запинаться, повторял несколько раз одно и то же слово, жаловался на то, что не в состоянии что-либо припомнить, Фрейд предполагал, что его больной, сам того не подозревая, сопротивляется некоторым своим тайным мыслям, притом сопротивляется не умышленно, неосознанно.
Открыв роль глубинных, неосознаваемых мотивов в управлении человеческим поведением, Фрейд открыл новое направление в психологии. Но его твердая убежденность (до 20-х годов) в том, что главным объяснением всех побуждений, страстей и бед человеческих является действие бессознательных сексуальных сил поссорила его со многими сторонниками и сотрудниками. Отношение к взглядам 3. Фрейда было очень противоречивым, а его теория с самого начала подвергалась критике и даже осуждению.
Ежедневно по 8-10 часов на протяжении многих десятилетий Фрейд занимался врачебной практикой. На фактах, полученных из этого опыта, он описал структуру личности. Как практикующий врач Фрейд был очень внимателен к фактам. Можно сказать, он был великим знатоком фактов, умел их обобщать, и на их основе строил теоретические положения. Однако позднее он больше занимался разработкой теорий, и меньшее внимание стал уделять подкреплению их фактами. Возникает впечатление, что чем больше росла слава Фрейда, тем больше он начинал верить в то, что его взгляды верны, и становился менее самокритичен. 3. Фрейд обладал непримиримым характером. Он растерял почти всех своих учеников, которые пытались как-то изменить или дополнить его концепцию. Поскольку психоанализ пробивал себе дорогу с большим трудом, то каждое отступление он рассматривал как предательство. Из психоаналитической ассоциации изгонялись вместе со своими сторонниками ученики Фрейда - А. Адлер, К.-Г. Юнг, К. Хорни, М. Клейн, Ж. Лакан. Такого рода атмосфера предполагала буквальное следование доктрине, предложенной Фрейдом, и его авторитету.
В психоанализе был разработан
такой метод выявления
Фрейд объяснял образы сновидений
как разряды эмоциональных
В 1901 году была опубликована его книга "Психопатология обыденной жизни", где он объяснял различные ошибочные действия (забывание имен, оговорки, описки) проявлением неосознаваемых мотивов. Причины этого, по Фрейду, следует искать в бессознательных импульсах, влечениях.
Затем последовали его работы "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Тотем и табу" (1913).
§ 2.4. МЕЖДУНАРОДНАЯ СЛАВА ФРЕЙДА
Популярность Фрейда росла. Пришла к нему и международная слава. В 1909 году он приглашен в США, его лекции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джемс. Обняв Фрейда, он сказал: "За вами будущее".
В 1910 году в Нюрнберге собрался Первый международный конгресс по психоанализу. Его участники объявили психоанализ особой наукой, отличной от психологии. Однако вскоре внутри этого сообщества начались распри, приведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были Альфред Адлер и Карл Юнг, ставшие впоследствии знаменитыми психологами. Большинство из них были не согласны с признанием всемогущества сексуального инстинкта.
Информация о работе Как становились психологами первые из знаменитых. Вильгельм Вундт