Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:42, контрольная работа
Целью исследования является изучение карьерных ориентаций.
Гипотеза исследования: профессиональная карьера человека зависит от индивидуальных особенностей личности.
Задачи исследования:
Исследовать понятие карьеры как психологической категории.
Выявить особенности этапов профессионального пути.
Предметом исследования являются карьерные ориентации человека.
Объектом исследования выступает карьера как психологическая категория.
Введение 3
Глава 1. Карьера как психологическая категория 5
Глава 2. Этапы профессионального пути 11
Заключение 15
Список литературы 16
Серьезные изменения социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к уровню профессионализма. Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры.
Критериями удавшейся карьеры являются социальный успех (объективный критерий) и удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней. В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «карьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера - это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.
Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему образов, ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере в частности, и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентации, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. В данной связи важную роль играет исследование карьерных ориентаций человека.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях социального и экономического развития общества государство предъявляет более высокие требования к профессиональной деятельности личности. В связи с этим вопросы карьерных ориентаций, карьерного роста в профессиональной деятельности, позволяющие обеспечить сознательный и рациональный подход к выбору профессии, к её общественной значимости приобретают большое теоретическое и практическое значение.
Целью исследования является изучение карьерных ориентаций.
Гипотеза исследования: профессиональная карьера человека зависит от индивидуальных особенностей личности.
Задачи исследования:
Предметом исследования являются карьерные ориентации человека.
Объектом исследования выступает карьера как психологическая категория.
Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры.
В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось. В основном употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение.
По мнению М.Ю. Коноваленко, слово «карьера» означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессию [6,с.59]. С точки зрения индивида, планирование карьеры – это личностные ожидания (притязания) на достижение им определённого должностного или профессионального уровня в рамках избранной им карьеры. Оно ставит задачу обеспечения реальной связи между стремлением личности к повышению профессионализма, самоутверждения, своего социального статуса и т.д., и развитием организационной, управленческой социальной структуры предприятия (организации).
Рассматривая профессиональную карьеру, В.Г. Зазыкин выделяет и объективные (возраст, профессия, социальное и семейное положение) и субъективные (потребности, интересы) ролевые ожидания и характеристики [5,с.64].
У каждого человека имеются личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере в частности, и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и других социально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориентаций [2,с.49]. Карьерные ориентации понимаются как некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, индивидуальные сочетание и последовательность аттитьюдов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Понятие карьерных ориентации К. Ядов относит к диспозициям высшего уровня, которые являются устойчивым образованием и определяют профессиональный жизненный путь человека [14,с.101].
К сожалению, в нашей стране практически нет работ непосредственно по социально-психологическим аспектам карьеры. Поэтому обратимся к зарубежным исследованиям на эту тему.
Понятие успешной карьеры связывается, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением. Одной из популярных в психологии является теория профессионального самоопределения Д. Сьюпера. В ней содержится девять основных положений. Одно из них гласит: удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в какой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в профессиональной ситуации, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на стадии профессионального развития. В теории Д. Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая «профессиональная Я-концепция», которую каждый человек в жизни воплощает в серию карьерных решений. Избранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное влияние на нашу общую «Я-концепцию» и самооценку [цит.по7].
Д. Сьюпер выделил четыре типа карьеры, которые зависят от особенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей человека. Основанием этой классификации является показатель стабильности карьеры.
При характеристике типа карьеры принимается во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессиональной деятельности, так и достигнутый уровень профессионального мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри типов профессиональных карьер, которое мы наблюдаем в жизни, во многом определяется личностными особенностями.
Д. Мак-Клеланд выделил три
Прежде всего - это стремление к власти. Те, кто стремится к власти, энергичны, откровенны в выражении своих мыслей и чувств, не боятся конфронтации и отстаивают свои позиции.
Второй основной мотив в построении
карьеры - это стремление к успеху.
Чаще всего такой мотив
Третий основной мотив - это мотив причастности. Он формируется под влиянием желания быть включенным в определенное социальное и профессиональное окружение, потребности в общении, помощи другим, общественной работе.
Исследователи обращают внимание на две группы факторов, определяющих формирование карьеры [4,с.69]. Во-первых, факторы, связанные непосредственно с человеком. Это способности и интересы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса, особенности специализации и т. д. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием личности окружающих людей и организации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру человека (например, материальные возможности родительской семьи при получении образования, планирование собственной семьи и сочетание интересов семьи и организации, достижение организационного «плато» карьеры, потребность организации в специалистах данного профиля и т„ д.).
Э. Штейн выделяет следующие карьерные ориентации при формировании карьеры:
Обобщая данные отечественных и зарубежных исследований, в качестве показателей профессионализма, определяющих карьерный успех, А.А. Урбанович выделил следующее:
Итак, карьера означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессию, рассматривая профессиональную карьеру выделяют и объективные (возраст, профессия, социальное и семейное положение) и субъективные (потребности, интересы) ролевые ожидания и характеристики. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий)
По мнению специалистов, профессиональный цикл начинается в ранней молодости и часто завершается уже в преклонном возрасте. Доналд Супер и Роберт Хейвигхерст разбили этот цикл на ряд этапов профессионального пути, исходя из того, какое место работа занимает в нашей жизни на том или ином ее отрезке [цит.по7].
Этапы профессионального пути по Суперу. Супер разделил профессиональный путь человека на 5 характерных этапов. В первую очередь его интересовали выяснение индивидуумом своих склонностей и способностей и поиск им подходящей профессии. По мнению авторы, во время этого поиска человек развивает и уточняет профессиональную Я-концепцию.