Классификация ощущений, их роль в жизнедеятельности людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - выявить и классифицировать понятие, свойства, виды ощущений.
Задачи работы:
- дать понятие ощущений в общей психологии,
-привести классификацию ощущений,
-раскрыть свойства ощущений.

Содержание

Введение 3
1. Классификация ощущений, их роль в жизнедеятельности людей 5
2. Свойства ощущений 15
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Ощущения понятие, свойства, виды 327 Академик.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т.д., служит достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ:

Тесно связанные между  собой обоняние и вкус являются разновидностями  химической чувствительности, но все же вкус обусловлен непосредственным соприкосновением, а обоняние функционирует и на расстоянии.

До недавнего времени  принято было думать, что обоняние у человека не играет особенно существенной роли. Действительно, обоняние у человека играет значительно меньшую роль в познании внешнего мира, чем зрение, слух, осязание. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного фона у человека, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона.

Обоняние доставляет нам большое многообразие различных  ощущений, для которых характерен присущий им обычно яркий положительный  или отрицательный аффективно-эмоциональный  тон. Внести в это многообразие систему, установив однозначную закономерную зависимость между химическими свойствами вещества и его воздействием на обоняние, оказалось очень затруднительно.

В силу той роли, которую  обоняние играет в настройке вегетативной системы, выполняющие адаптационно-трофические функции по отношениям ко всем видам чувствительности, обоняние может оказать влияние на пороги различных органов чувств.

В жизнедеятельности  людей обоняние играет большую роль связующего с эмоциональным чувственным тоном человека: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную реакцию. Есть запахи нестерпимые и другие – упоительные. Некоторые люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении велика, что породила целую отрасль промышленности – парфюмерию.

ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Вкусовые ощущения, как  и обонятельные, обусловлены химическими  свойствами вещей.

Из комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре основных чувства – соленое, кислое, сладкое и горькое.

К вкусовым ощущениям  обычно присоединяются ощущения обонятельные, а иногда также ощущения также  ощущения давления, тепла, холода и боли (например, при запахе ванильного торта испытываем положительные эмоции, но при ощущении его на вкус, понимаем, что он совершенно не сладкий, при этом эмоциональный фон резко падает; но возможно, что вкус может дополнять запах). Едкий, вяжущий, терпкий вкус обусловлен целым комплексом разнообразных ощущений. Именно таким более или менее сложным комплексом обусловлен обычно вкус пищи, которую мы обычно едим. [3, с. 155]

На вкус распространяются те же общие законы, что и на другие органы чувств, в частности закон адаптации. Большую роль во вкусовых ощущениях играет процесс компенсации, т.е. заглушение одних вкусовых ощущений (соленое) другими (кислое). Наблюдается также явление контраста.

Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему вкус, наряду с обонянием, влияет на пороги других рецепторных систем, например на остроту зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности.

Вкусовые ощущения, порождаемые  химическими веществами, поступающими из внешней среды, влияя на вегетативные функции, могут обусловить приятный или неприятный эмоциональный фон самочувствия.

Роль вкусовых ощущений в процессе еды обусловлена состоянием потребности в пищи. По мере усиления этой потребности требовательность уменьшается: голодный человек и менее вкусную пищу; сытого прельстит лишь то, что покажется ему соблазнительным во вкусовом отношении.

Вкусовая система может  давать разнообразные более или  менее острые и приятные ощущения. Хотя нормальный человек со значительно развитыми общественными, культурными интересами, живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить и работать. Поэтому тонкие оттенки вкусовых ощущений в системе человеческого поведения играют очень подчиненную роль.

СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются  звучащим телом и представляют собой  переменное сгущение и разрежение воздуха.

Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки. Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые – периодические колебания. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужание прялки, шум моря, жужание шмеля и т.д.). в звуках человеческой речи тоже представлены как шумы, так и музыкальные звуки. Основными свойствами всякого звука является его громкость, высота и тембр.

Необходимо еще добавить, что люди глухие на одно ухо, лишь с  большим трудом определяют направление  звука и вынуждены для этой цели прибегать к вращению головы и к различными косвенным показателям.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ.

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они  доставляют человеку исключительно  богатые и тонкие дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрение дает нам отражение всех многообразных свойств объективной действительности.

С помощью зрения мы можем  ощущать цвет, при этом различать  цветовой фон, светлоту и насыщенность красок. Верхним порогом цветоощущения является та яркость, которая «ослепляет» глаз.

В зрительных ощущениях  также присутствует адаптация, или  цветовое приспособление, которое выражается в понижении чувствительности глаза  к определенному цветному раздражителю вследствие продолжительности его действия. Как возникновение ощущение, так и его исчезновение не происходит внезапно и с окончанием действия раздражителя. Поэтому после прекращения действия раздражителя в глазу остается «след», или последствие, раздражения, которое дает «последовательный образ». Примером может являться простой эксперимент: в течение 1 минуты необходимо смотреть, к примеру, на белый череп, нарисованный на белом листе бумаги, затем перевести взгляд на белую стену, где явно появится изображение черепа.

2. Свойства  ощущений

 

Качество – это  основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного  вида. Слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой  и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. [2, с. 63]

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным  образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом  действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает  действовать вызвавший его раздражитель. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течении некоторого времени основан принцип кинематографа.

Для ощущений также характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам  сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся той частью теля, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает разлитой и менее точной, чем тактильных.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. [2, с. 64]

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

 

Заключение

 

Таким образом, ощущения играют важную роль в жизнедеятельности людей. Ощущения, отражая свойства предметов объективного мира, помогают человеку в познавательном процессе, а также являются чувственным отображением действительности человека.

С помощью ощущений человек совершает деятельность, как сознательно, так и бессознательно, но и в том, и другом случае, данная деятельность может нести в себе обучающий характер, а также может происходить совершенствование уже полученных знаний и навыков.

Ощущения сигнализируют  нашему мозгу об эмоциональных, органических, статических, кинестетических и др. изменений нашего организм, например, о боли, ощущении голода или насыщения, изменения нашего тела в пространстве и т.д., при этом человек может испытывать как удовлетворение, так и недовольство.

Следует помнить, что  бывают люди, лишенные какого-либо ощущения (слепые, глухонемые, лишенные каких-либо частей тела и т.д.), при этом у  данных людей обостряются другие чувства.

Подводя итоги данный работы, хочу сказать, что, чтобы чувствовать себя полноценным человеком, необходимо иметь весь комплекс ощущений, беречь их, развивать их чувствительность и совершенствовать.

 

 

Список литературы

 

1. Березовин Н.А. Основы  психологии и педагогики: учеб. пособие  для студ. / Н.А. Березовин, В.Т.  Чепиков, М.И. Чеховских. – 2-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2008.

2. Гришина Н.В. Психология  конфликта. – СПБ: Питре, 2007. –  (Серия «Мастера психологии»).

3. Кравченко А.И. Общая  психология: учеб. пособие. - М: ТК  Велби; Проспект, 2008.

4. Маклаков A.T. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

5. Островский Э.В., Чернышева  Л.И. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. Э.В.  Островского. - М.: Вузовский учебник, 2006.

6. Кричевский Р.Л. Психология  лидерства: учеб. пособие. - М.: Статут, 2007.

7. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен / пер. с англ. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. (Большая университетская библиотека).

8. Психология личности: учеб. пособие / под ред. П.Н.  Ермакова, В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. (Образовательный стандарт).

9. Сластенин В.А. Психология  и педагогика: учеб. пособие для  студ. высших учеб. заведений / В.А.  Сластенин, В.П. Каширин; Международ. акад. наук педагог. образования.  – 4-е изд., стер. – М.: ACADEMIA, 2006.

10. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2006.

11. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие. - М.: ТК  Велби, изд-во Проспект, 2007.


Информация о работе Классификация ощущений, их роль в жизнедеятельности людей