Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:12, реферат
Клиническая психология (англ. clinical psychology; от греч. kline — постель, больничная койка) - термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «мед. психология»; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социореадаптация).
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Клиническая психология (англ. clinical psychology; от греч. kline — постель, больничная койка) - термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «мед. психология»; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социореадаптация).
Исторически представления
о предмете и методах К. п. претерпели
существенные изменения. Свои истоки она
берет в работах психиатров конца
XIX - нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера,
Брейера, З. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и
др.), стремившихся с естественнонаучных
позиций понять природу психической
патологии, описать ее феноменологию
и специфическое отличие от нормы.
Клинический метод складывался,
объединяя в себе лучшие традиции
классической психиатрии (внимательное,
сочувственное наблюдение; интуитивное
понимание больного как человека)
с новаторскими тенденциями к
экспериментированию, открытием уникальных
возможностей гипноза как метода
проникновения в
Др. источником К. п. можно
считать изучение индивидуально-психологических
различий Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом
в Англии, А. Бине и Ф. Симоном во
Франции, положившее нач. применению тестов
при исследовании психически больных.
После Второй мировой войны в
западной К. п. происходит смещение интереса
с тестирования интеллекта на изучение
индивидуальных личностных особенностей.
Проективные методы завоевывают
все большую популярность, представляя
компромисс между, с одной стороны,
стремлением сциентистски настроенных
психиатров ограничить субъективность,
произвольность трактовок психоанализа
и, с др. стороны, растущей потребностью
клинической практики в более
тонком, глубоком понимании бессознательных
тенденций личности, их психологического
смысла, влияния на течение и прогноз
болезни. (См. Тесты проективные.) Проективные
методы позволяют также перекинуть
мостик между 2 видами клинической практики
- диагностикой и психотерапией. С 1960-х
гг. благодаря «
На наш взгляд, термином
«Клиническая психология» обозначается
особый подход, метод в широком
смысле слова, позволяющий изучать
не болезнь, а больного человека, не
столько классифицировать и диагностировать,
сколько понимать и помогать. Он
объединяет номотетические и идиографические
знания о человеке: общепсихологические
закономерности - с фактами, выводимыми
«методом прецедента», т.е. путем наблюдения,
изучения или психотерапевтического
анализа т.н. случая (case study — детальное
описание и изучение 1 индивида), в
результате чего складывается целостное
представление об уникальных и устойчивых
паттернах переживания и
Среди современных тенденций развития Клинической психологии следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е.Т. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Клиническая психология (от
греч. klinike — врачевание, kline — постель,
ложе) - область медицинской
В круг проблем соматопсихологии
входит изучение личности, психологических
вопросов диагностики, лечения, экспертизы
больных различными заболеваниями,
не относящимися к неврологическим
и психическим. Особое значение в
соматопсихологии имеет исследование
больных с психосоматическими расстройствами
- внутренними заболеваниями (например,
гипертоническая болезнь, хроническая
коронарная недостаточность, бронхиальная
астма и др.), в происхождении
и течении которых ведущее
место занимают психические факторы.
Разделение Клинической психологии
на пато-, нейро- и соматопсихологию
весьма условно и отражает традиционную
медицинскую классификацию
Области К. п. сближаются благодаря
задачам исследования, применяемым
методам, а также в связи с
наличием пограничной патологии, являющейся
предметом изучения нескольких разделов
К. п. Теоретическое и прикладное
значение К. п. раскрывается в решении
вопросов совершенствования
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Клиническая психология - область
психологии, занимающаяся аберрантным,
плохо адаптивным или патологическим
поведением человека. Среди многочисленных
проблем клинической практики –
диагностика, оценка, классификация, лечение,
профилактика и исследования. Хотя
в последние годы проявилась тенденция
к эмпирическому подходу, с позиций
которого врач-клиницист проводит исследования,
делая выводы, разрабатывая методологию,
клиническая психология по-прежнему
в значительной степени отражает
исторически сложившийся стиль,
который является преимущественно
медицинским по ориентации. Однако,
чтобы оценить огромный диапазон,
доступный практикующему
предметная область термина
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПОДГОТОВКА
СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕРЕЗ АСПИРАНТУРУ (clinical
psychology graduate training) До 40-х гг. официальная,
систематическая подготовка специалистов
в области клинической
Определить рекомендуемую
программу подготовки специалистов
в области клинической
Определить стандарты для орг-ций, предлагающих подготовку специалистов в области клинической психологии, включ. ун-ты, интернатуры и др. учреждения для прохождения практики.
Посетить ин-ты, проводящие обучение, и проанализировать работу.
Поддерживать связь с др. орг-циями, занимающимися сходными задачами.
Полный доклад этой комиссии был опубликован в конце того же года под названием "Рекомендуемая программа специализации по клинической психологии". Он основывался на рез-татах дебатов специальной комиссии и на более ранних документах, выпущенных Американской ассоц. прикладной психологии (АААР), созданной в 30-х гг. и вошедшей позднее в состав АРА. В докладе сначала формулировались "непрофессиональные требования" ("preprofessional requirements") к поступающим на специализацию "клиническая психология", к-рые включали наличие высокого уровня интеллекта и целого ряда личностных качеств, а тж обширной подготовки по психологии, естественным и гуманит. наукам. Затем в докладе предлагалась четырехгодичная программа подготовки специалистов через аспирантуру с получением степени д-ра философии (Ph.D).
Учебый план должен был включать курсы в следующих областях: общая психология (физиолог. и сравнительная психология, возрастная психология, история психологии и соц. психология); психодинамика поведения (динамическая и эксперим. динамическая психология, психопатология); диагностические методы (наблюдение, интервьюирование, различные интеллектуальные и личностные тесты); терапия (индивидуальная и групповая); методы научного исслед. и родственные дисциплины. В дополнение к этому академическому учеб. плану для студентов рекомендовалось пройти практикум, включающий целый год работы интерном с целью обеспечения "занимающего все рабочее время контакта с пациентами клиник - контакта гораздо более интенсивного, нежели тот, с к-рым приходилось иметь дело во время клинической практики на втором году обучения". Поворотным событием в истории подготовки специалистов в области клинической психологии стала конференция в Боулдере, штат Колорадо, созванная летом 1949г. Ее результаты, а тж выработанная на ней т.н. "Боулдерская модель" клинической подготовки оказывали существенное влияние на протяжении более чем трех последующих десятилетий. АРА при содействии Национального ин-та психич. здоровья организовала двухнедельную конференцию с целью сформулировать задачи и программу подготовки клинических психологов для удовлетворения появившегося спроса на их услуги. Большая часть дискуссии касалась доклада комиссии АРА 1947г., к-рый, в общем и целом, был поддержан конференцией. Конференция в Боулдере рекомендовала базовый учеб. план по клинической психологии, к-рый "должен был быть организован т. о., чтобы и диагностические и терапевтические методики давались в неразрывной связи с теориями личности и поведения".
На конференции предлагалось включить в базовый учеб. план следующие дисциплины:
физиология человека;
теория личности;
возрастная психология;
общественные отношения;
психопатология;
оценка личности;
клиническая медицина и клиническая психиатрия;
психотерапия и коррекционные процедуры;
методология клинических исследований;
профессиональные и
ресурсы и организация общины (community);
практикум и интернатура.
Новая общая докторская программа
подразумевала не менее 4 лет аспирантской
работы. За этот период нужно было написать
курсовую работу по общей и клинической
психологии, пройти практикум, включающий
год работы в интернатуре, а тж
завершить исслед. по теме обязательной
докторской диссертации. Необходимость
в квалифицированных
В конце 60-х появилась новая модель подготовки специалистов, к-рая предшествовала и, возможно, явилась стимулом проведения конференции в Вэйле (Vail), - в 1968г. в ун-те Иллинойса была введена докторская программа, предполагавшая присуждение степени д-ра психологии (Psy.D). Программа обучения клинической психологии по этой программе была отлична от предыдущей, в рамках к-рой готовились доктора философии, т.к. она была направлена на подготовку клинических врачей-практиков, а не ученых. В новой программе акцент делался на прикладные курсы, посвященные различным методам оценки и вмешательства, деятельности по охране психич. здоровья населения и т.п. Было отменены жесткие требования докторской (Ph.D) диссертации, однако занятия, посвященные оценке и аналитическому обзору исслед., остались частью программы.
После 1968г. неск. ун-тов стали присуждать степень д-ра психологии. В рамках нек-рых ин-тов программа получения докторской степени по психологии осуществляется отдельной структурой, независимой от факультета психологии. Др. явлением стали профессиональные школы психологии.
К началу 80-х гг. появились
профессиональные школы, полностью
независимые от действующих ун-тов.
Большинство из них предлагают степень
д-ра психологии, хотя нек-рые сохранили
и степень д-ра философии. Такие
школы обычно имеют очень небольшой
штат сотрудников, работающих полный рабочий
день; они полагаются прежде всего
на привлечение специалистов-