Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:36, реферат

Краткое описание

Достижения современной психологической науки и практики обеспечивают решение многих важных социальных задач. В настоящий момент накоплено достаточно специальных знаний, практических методик и техник для разрешения чрезвычайно актуальной, общественно значимой задачи – реабилитации военнослужащих, участвовавших в локальных войнах и военных конфликтах.Работа посвящена системе работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек».

Содержание

Введение................................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Военно-травматический стресс и его последствия…………….5
1.1. Сущность посттравматического стрессового расстройства (синдрома) (ПТСР)…………………………………………………………………………….5
ГЛАВА 2. Военно-психологическая система реадаптации и реабилитации военнослужащих……………………………………………...12
2.1. Психологические основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах..................................................................12
2.2. Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах.......................................................................................................................19 Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по клн.псих..docx

— 49.44 Кб (Скачать файл)

В настоящее время наиболее широкое применение в армиях различных  государств находят такие способы  психологической реабилитации, как: физиологические (глубокий сон, качественная пища, отдых и т.д.); аутогенные (аутотренинг, саморегуляция, медитация); медикаментозные, организационные; психотерапевтические (рациональная психотерапия, музыко-, библио-,имаго-, арттерапия и др.). «Наиболее релевантной для решения задач психологической реабилитации военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях, и распространенной формой групповой рациональной терапии, является методика «Дебрифинг стресса критических инцидентов». Она представляет собой организованное обсуждение стресса, пережитого военнослужащими совместно при решении общей боевой задачи. Цель дебрифинга – минимизация и купирование страданий военнослужащих». Дебрифинг проводится в первые 48 часов после травмирующего события. Основным механизмом дебрифинга является техника «закрытие прошлого». Она состоит в подведении своеобразного итога под тем, что было пережито, и в демонстративном, фиксированном разрыве со своими тревогами, сомнениями, ночными кошмарами. В терминах будущего определяются основные стратегии преодоления последствий боевого стресса, а также случаев, в которых участник дебрифинга должен будет искать специальную помощь (наличие постстрессовых симптомов спустя 6 месяцев после дебрифинга, эскалация названных симптомов, наличие затруднений в выполнении простейшей работы и т.д.). Таким образом, психологическая реабилитация в боевой обстановке предполагает сохранение боеготовности военнослужащих, и избежание ими ПТСР впоследствии. На примерах работы реабилитационных центров республики Беларусь, Нижневартовска, Хабаровска осветим реабилитационную работу на втором и третьем этапах. Осуществление ее проходит в мирных условиях и в комплексе с медицинской и социальной реабилитацией. «В центре реабилитации Нижневартовска создается система комплексной реабилитации, которая включает в себя:

- психологический блок;

- медицинский (психотерапевтический, неврологический, кардиологический) блок;

- блок социальной реабилитации.

Психологическая работа с  пациентами центра проводится в условиях круглосуточного стационара (в течение 24 дней) и/или амбулаторно. Психолог обеспечивает систему мероприятий, направленных на психологическую реабилитацию пациентов центра».[50] Данная система реабилитации включает в себя:

1. Первичное психодиагностuческое обследование и дотестовое консультирование. Основная задача этого этапа заключается в определении психоэмоционального состояния и индивидуально-психологических особенностей пациентов. Первичная диагностика включает в себя:

- выявление признаков  посттравматического стрессового  расстройства (Миссисипский опросник боевого ПТСР, Шкала CAPS для клинической диагностики ПТСР (по критериям DSM-IV);

- измерение уровня личностной  и реактивной тревожности (методика Спилбергера-Ханина); 

- исследование личностных  особенностей (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, ММРI и т.д.);

- изучение особенностей  эмоционального состояния пациента (тест цветовых предпочтений М.  Люшера).

При необходимости проводится дополнительная диагностика, которая  дополняется другими методиками в соответствии с целями каждого  конкретного обследования.

2. Индивидуальная программа  психологической реабилитации (ИПР)  пациента составляется на основе  анализа полученных в ходе  диагностики данных с целью  наиболее эффективной реализации  реабилитационного потенциала пациента, с учетом его индивидуальных  личностных особенностей и запроса.

3.   Выполнение мероприятии,  предусмотренных ИПР. Психокоррекционная работа (групповая и индивидуальная) строится и проводится в соответствии с диагностическими исследованиями. В психокоррекционной работе можно выделить несколько направлений: формирование навыков саморегуляции, коррекция индивидуальных психологических свойств личности и развитие высших психических функций и способностей, а также личностный рост и развитие коммуникативных способностей. Б. Колодзин в своей работе и рекомендациях ветеранам войск «исходит из следующих принципов, которые мы полностью разделяем:

- истинное физическое  и душевное здоровье состоит  не в том, чтобы соответствовать  чьим-то нормам и стандартам, а  в том, чтобы прийти к согласию  с самим собой и реальными  фактами своей жизни;

- Истинное исцеление приходит  тогда, когда мы отдаем должное  всему, что узнали на своем  жизненном пути и пользуемся  этими знаниями;

- Уважение создает благоприятный  климат для мира. Неуважение создает  благоприятный климат для войны;

- Указывая на скрытые  формы возникающего конфликта,  ветераны могут многому научить  человечество. Найдя свой путь  против конфликта и страха, как  в своей душе, так и вокруг  себя, человек почувствует, что  жизнь его наполнилась смыслом».

«Важно помнить, что вернувшийся  с фронта солдат может долгие годы оставаться в плену своих воспоминаний и переживаний, что его необходимо вернуть в мирную жизнь психологически, чтобы он примирился с собой и действительностью, научился прощать себя...». Обобщая все вышеизложенное в данной главе, мы можем сделать следующие выводы:

1. Основой для построения  реабилитационной и реадаптационной работы в Вооруженных силах служит Концепция психологического обеспечения боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах;

2. Реабилитация и реадаптация служат, прежде всего, восстановлению целевого психологического ресурса военнослужащего;

3. Реадаптация и реабилитация проводится на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях;

4. Реадаптация и реабилитация начинается в зоне боевых действий;

5. В настоящее время  в РФ развернута система трехуровневой  реадаптации и реабилитации;

6. Основной задачей психологической  реабилитации и реадаптации является противодействие ПТСР;

7. Реабилитация – это  не только комплекс мероприятий.  Это – отношение к военнослужащему  с ПТСР;

8. Истинный путь к выздоровлению  солдата лежит через личностный  рост, примирение с самим собой  и интеграцию своего боевого  и жизненного опыта.

 

 

 

 

Заключение

Отечественная военная психология с первых дней своего существования  ориентирована на глубокое познание закономерностей функционирования человеческой психики в условиях боя, на расширение поиска возможностей человека как бойца, как военного. Но военная среда должна состоять из здоровых людей. Поэтому первоочередной задачей на данном этапе участия  России в локальных военных конфликтах, становится задача изучения и преодоления  негативных психических и психологических  последствий участия в боевых действиях. Основным негативным последствием участия личности в военном конфликте  является посттравматический стрессовый синдром, особое коварство которого заключается в том, что с годами у существенной части психотравмированных воинов он не сглаживается, а усиливается, выливаясь в асоциальное поведение, неврозоподобные реакции, соматические заболевания, таким образом, становясь уже предметом заботы не психологов, а медиков.В нашей армии реадаптация и реабилитация начинается уже в районе боевых действий и предусматривает обеспечение психологами частей, ведущих боевые действия. По возвращении в мирную жизнь солдат вправе рассчитывать на реадаптационные мероприятия и полноценную комплексную реабилитацию, частью которой является психологическая реабилитация. Психологическая реабилитация проводится в системе реабилитационных центров, где главное внимание психологи обращают на разработку индивидуальных программ реабилитации и их реализацию.В нашей практике работы с военнослужащими, эффективней всего оказываются консультативные мероприятия и групповые коррекционные занятия с военнослужащими. Нами используются различные методы и техники консультирования и коррекционной работы: рациональная терапия, музыкальная терапия, психотерапия светом и цветом, обучение военнослужащих самомассажу и саморегуляции, групповые занятия, предусматривающие аутотренинг и релаксацию. Мы широко практикуем тренинг социальных навыков и умений, элементы психотерапевтических групп. По нашему мнению эффективность групповой и индивидуаьной работы существенно зависит от того, какую позицию занимает психолог, как он относится к военнослужащему. Речь идет не плохом или хорошем отношении, а о глубоком понимании другого человека как способного или неспособного к саморазвитию, самореализации, к изменению самосознания, интеграции своего опыта. Наиболее существенные результаты появляются в работе тогда, когда психолог видит в ПТСР не корень проблем и бед, а возможность для военнослужащего перерасти самого себя, стать сильнее. Понимание того, что ПТСР возникает при недостатке личностных ресурсов, недостатке развития личности, открывает хорошую перспективную возможность для преодоления ПТСР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М., 1998;

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

3. Абрамова Г.С. Практическая  психология. Екатеринбург, 1998;

4. Леонова А.Б., Кузнецова  А.С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993;

5. Александровский Ю.А.  Пограничные психические расстройства. М., 1991;

6. Ю.А.Александровский. Состояния  психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976;

7. Ю.А.Александровский. Психогении  в экстремальных условиях. М., 1991;

8. В.Фомин, И.Линдер. Диалог о боевых искусствах Востока. М., 1990;

9. Е.М.Черепанова. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995;

10. Мисюра В.Ф. Психологическая реабилитация военносужащих. М., 1995;

11. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. М., 2003;

12. Дмитриев А.В. Конфликтология, М., 2000;

13. Гуманистическая и трансперсональная психология, М., 2000;

14. Программа коррекционной  работы с дезадаптированными военнослужищими / авторы-сост. Серов А.С., Жуков А.Н., Скоробогач Л.В., Ростов-на-Дону, 2003.


Информация о работе Клиническая психология