Содержание
Введение………………………………………………………………….....3
Когнитивная психология. Краткая история………………………..4
Задачи когнитивной психологии…………………………..............9
Моделирование когнитивных процессов в психологии…………11
Значение когнитивного подхода………………………………….16
Заключение ……………………………………………………………….18
Список используемой
литературы………………………………………19
Введение
В настоящее
время когнитология стала важным
элементом психологии, который необходим
для решения стратегических задач
сознательного управления личностью. В последнее время
стал возрастать интерес к изучению познавательных
процессов.
Когнитивная
психология занимается изучением получения
людьми информации о происходящем мире,
о представлении этой информации
человеком, о хранении полученных данных в памяти и преобразовании
в знания, а так же о влиянии этих знаний
на внимание и проведение конкретного
человека. Данная отрасль психологии включает
в себя весь диапазон психологических
процессов: ощущение, восприятие, распознавание
образов, внимание, обучение, память, формирование
понятий, мышление, воображение, запоминание,
язык, эмоции и процессы развития.
Современному
человеку очень важно быть эрудированным
во всех направлениях его жизнедеятельности,
так как общество требует качественного
уровня знаний и образования. Знания, полученные
с помощью когнитивной психологии, применяются
во многих сферах жизнедеятельности человека.
Данный элемент психологии позволяет
человеку лучше понять и разобраться с
признаками нарушения психической деятельности
людей, так как изучение познавательных
процессов по-новому взглянуть на сущность
психической жизни человека.
Цель работы
– изучить смысл когнитивной
психологии, раскрыть задачи когнитивной
психологии, дать определение и
общую характеристику понятия «Когнитивная
психология».
Для того, чтобы достичь
поставленной цели представляю необходимым
в рамках данной работы решение следующих
задач:
- Дать определение
и охарактеризовать когнитивную
психологию;
- Понять смысл и
назначении когнитивной психологии;
1. Когнитивная психология. Краткая история.
В 1967 г. появилась
книга У. Найссера, давшая название
новому направлению психологической
науки. Когнитивная психология рассматривает
человека как познающую систему
и интерпретирует протекающие в
этой системе процессы как поэтапную переработку информации
в поведении субъекта по аналогии с переработкой
информации в ЭВМ. Эта аналогия, получившая
в литературе специальное название –
компьютерная метафора, – и легла в основу
представлений о психической деятельности
в когнитивной психологии.
Попытки описать
работу мозга и ее психические
проявления с помощью различных
технических или физических аналогий
были характерны практически для
всех психологических концепций, пытавшихся
найти механизмы психической
деятельности. При этом в каждый исторический период исследователи
искали наиболее сложный аналог. Так, взгляды
Павлова были непосредственно связаны
с представлением о работе мозга как коммутаторной
телефонной станции. Энергетизм З. Фрейда
подразумевал аналогию с электрическими
процессами. А. А. Ухтомский полагал, что
иррадиация возбуждения в коре головного
мозга подобна распространению радиоволн,
которые принимаются там, где в данный
момент включен приемник. Гештальт-психологи
видели единство феноменального поля
сознания с реальными физическими полями
наподобие электромагнитного. Поэтому
неудивительно, что в когнитивной психологии
была принята аналогия работы мозга с
устройством и работой ЭВМ. Важно отметить
существенное отличие компьютерной метафоры
от других предшествовавших ей технических
аналогий, с помощью которых исследователи
описывали механизмы психической деятельности.
У истоков
возникновения компьютерной метафоры,
которую приняли специалисты
в области когнитивной психологии,
лежит когнитивная метафора, которую
приняли специалисты в области вычислительной
техники, информатики, искусственного
интеллекта. Они обратились к развиваемым
в современной психологии представлениям
о системе субъективного опыта человека,
о способах репрезентации и хранения знаний
в этой системе.
В соответствии с компьютерной метафорой
гипотезы о непосредственно не наблюдаемых,
внутренних процессах должны быть таковы,
чтобы их можно было конструктивно интерпретировать
в терминах организации вычислительных
систем. Компьютерная метафора не заменяет
психологическую теорию, она лишь призвана
помочь сформулировать теорию в конструктивных
понятиях. М. Н. Раговин рассматривает
когнитивную психологию как психологию
познания, в той или иной степени использующую
компьютерную метафору. Познание, по У.
Найссеру, – это обобщенное название для
всех процессов, посредством которых сенсорная
информация трансформируется, редуцируется,
усиливается, сохраняется, извлекается
и используется. Оно имеет отношение к
этим процессам даже тогда, когда они разворачиваются
в отсутствие релевантной стимуляции,
как это имеет место при воображении или
галлюцинациях. Такие термины, как «ощущение»,
«восприятие», «воображение», «запоминание»,
«припоминание», «решение задач» и «мышление»,
относятся к гипотетическим стадиям или
аспектам процесса познания.
Когнитивная
психология изучает то, как люди
получают информацию о мире, как
эта информация представляется человеком,
как она хранится в памяти и
преобразуется в знания и как
эти знания влияют на наше поведение.
Результаты
исследований в области когнитивной психологии, как правило,
представляют в виде моделей переработки
информации. Модель переработки информации
предполагает, что процесс познания можно
разложить на ряд этапов, каждый из которых
представляет собой некую гипотетическую
единицу, включающую набор операций, выполняемых
над входной информацией. Модели состоят
из блоков, каждый из которых выполняет
строго определенные функции. Связи между
блоками означают путь прохождения информации
от входа до выхода модели. В результате
преобразований информации формируются
«внутренние репрезентации» воспринимаемых
объектов, событий и т. д.
Когнитивный
подход имеет в своей основе ряд
аксиоматических предпосылок. Во-первых,
это представление о поэтапной
переработке информации, т.е. о том,
что стимулы внешнего мира проходят внутри психики
через ряд последовательных преобразований.
Во-вторых, это допущение об ограниченной
емкости системы переработки информации.
Именно ограниченность способности человека
осваивать новую информацию и преобразовывать
уже существующую заставляет искать наиболее
эффективные и адекватные способы работы
с ней. Эти стратегии (в гораздо большей
степени, чем соответствующие им мозговые
структуры) моделируют когнитивные психологи.
И, в-третьих, вводится постулат о кодировании
информации в психике. Данный постулат
фиксирует предположение о том, что физический
мир отражается в психике в особой форме,
которую нельзя свести к свойствам стимуляции.
Наиболее
плодотворной компьютерная метафора оказалась
в области исследований структурной
организации памяти. Область психологии
памяти стала центральной для когнитивного
подхода. В когнитивной психологии память
сравнивалась с библиотекой, мастерской,
хранилищем и т. д. Главной аналогией при
этом всегда оставались блоки оперативной
и внешней памяти вычислительного устройства.
У. Найссер следующим образом представляет
процесс переработки информации в памяти.
Первыми этапами на пути преобразования
сенсорной информации являются периферические
виды памяти: «иконическая» для зрения
и «эхоическая» для слуха. Затем информация
попадает в вербальную кратковременную
память, где сохраняется с помощью процессов
скрытого или явного проговаривания, после
чего становится возможным ее долговременное
запоминание. Различают две фазы познавательных
процессов. Первая фаза – фаза предвнимания
– связана с относительно грубой и параллельной
обработкой информации. Вторая – фаза
фокального внимания – имеет характер
осознанной внимательной детальной и
последовательной обработки. Здесь становится
возможным вербальное кодирование информации,
служащее предпосылкой для ее сохранения
в памяти и последующей реконструкции.
Центральным
становится вопрос об организации знания
в памяти субъекта, в том числе
о соотношении вербальных и образных
компонентов в процессах запоминания
и мышления. Интенсивно разрабатываются также
когнитивные теории эмоций, индивидуальных
различий и личности.
Благодаря когнитивной
психологии был сделан значительный
шаг вперед по сравнению с предыдущими
периодами развития общей психологии.
Вклад когнитивной психологии в
развитие психологической науки
определяется тем, что она расширила сферу
исследований, открыла много новых аспектов
анализа традиционных психологических
проблем, дала полный анализ микроструктуры
познавательных действий. Кроме того,
она чрезвычайно расширила диапазон применяемых
методических средств.
С позиций
когнитивной психологии эффективное
обучение возможно лишь в том случае,
когда новый материал, связанный
с уже имеющимися знаниями и умениями,
включается в существующую когнитивную
структуру. В качестве важного условия обучения
рассматривается внутренняя мотивация,
связанная с интересом учащихся к изучаемому
предмету.
Основной смысл
Когнитивная психология
во многом основывается на аналогии между
преобразованием информации в вычислительном
устройстве и осуществлением познавательных процессов
у человека. Так были выделены многочисленные
структурные составляющие (блоки) познавательных
и исполнительных процессов, прежде всего
памяти (Р. Аткинсон).
Наибольшее распространение получил
вычислительный вариант, где психика
представляется в виде устройства с фиксированной
способностью к преобразованию сигналов.
Здесь главная роль отводится внутренним
когнитивным схемам и активности организма
в процессе познания. Это направление
возникло под влиянием информационного
подхода.
Представим действия, которые выполняет
компьютер: получение, манипуляции
с символами, сохранение в памяти
элементов информации, извлечение их
из памяти и т.д. Не побуждает ли это
предположить, что познавательные процессы
реальны, "что их можно исследовать
и даже, может быть, понять" (У. Найсер).
В этом случае когнитивная система человека
рассматривается как система, имеющая
устройства ввода, хранения, вывода информации
с учетом ее пропускной способности.
2. Задачи когнитивной психологии
Таким образом, когнитивная психология изучает,
как люди получают информацию о
мире, как эта информация представляется
человеком, как она хранится в памяти, преобразуется
в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Эти исследования привели
к пониманию когнитивной психологии как
направления, задачей которого является
доказательство решающей роли знания
в поведении субъекта. Теперь уже можно
поставить вопрос об организации
знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении
вербальных (словесных) и образных компонентов
в процессах запоминания и мышления (Г.
Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).
Когнитивная психология оказывает влияние
на все разделы психологии, причем основное
внимание уделяется обучению. Анализируется
весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж.
Брунеру, когнитивная психология показывает,
что эффективное обучение возможно лишь
в том случае, когда новый материал, связанный
с уже имеющимися знаниями и умениями,
включается в существующую когнитивную
структуру.
Упрощенные модели
Важное условие обучения —
интерес учащихся к изучаемому предмету.
Когнитивная психология фактически сводит
сложный мир человека к его упрощенным моделям. Интересна в этом отношении
точка зрения одного из основоположников
когнитивного направления в психологии
Г.Саймона, согласно которой "человек
в качестве поведенческой системы так
же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность
его развертывающегося во времени поведения
отражает в основном сложность окружающей
среды". Согласно Р. Солсо, современная
когнитивная психология заимствует теории
и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания
образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии
развития, мышления и решения задач, человеческого
интеллекта и искусственного
интеллекта.
Одна из моделей, которой
обычно пользуются когнитивные психологи,
называется моделью переработки информации. Нужно понять
ограничения когнитивных моделей. Когнитивные
модели, опирающиеся на модель переработки
информации, используют для организации
существующего объема литературы, стимуляции
дальнейших исследований, координации
исследовательских усилий и облегчения
коммуникаций между учеными. (Р. Солсо).
Обработка информации —
это основной подход в когнитивной психологии.
В этом случае когнитивная система человека
рассматривается как система, имеющая
устройства ввода, хранения, вывода информации
с учетом ее пропускной способности. Неудивительно, что эта модель очень напоминает
хорошо известную "машину" — компьютер.
3. Моделирование когнитивных процессов
в психологии.
Современные исследования
познавательных функций доказывают,
что познание может быть познано,
т. е. объект исследования может быть изучен средствами
этого же объекта. Инструментом исследования
могут выступать:
- 1.способность к чувственному восприятию
- 2.интроспекция психической и интеллектуальной жизни субъекта
Выделяется 2 методологических
подхода к изучению когнитивных процессов: