Когнитивная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:41, реферат

Краткое описание

Когнитивная психология занимается изучением получения людьми информации о происходящем мире, о представлении этой информации человеком, о хранении полученных данных в памяти и преобразовании в знания, а так же о влиянии этих знаний на внимание и проведение конкретного человека. Данная отрасль психологии включает в себя весь диапазон психологических процессов: ощущение, восприятие, распознавание образов, внимание, обучение, память, формирование понятий, мышление, воображение, запоминание, язык, эмоции и процессы развития.
Цель работы – изучить смысл когнитивной психологии, раскрыть задачи когнитивной психологии, дать определение и общую характеристику понятия «Когнитивная психология».

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Когнитивная психология. Краткая история………………………..4
Задачи когнитивной психологии…………………………..............9
Моделирование когнитивных процессов в психологии…………11
Значение когнитивного подхода………………………………….16
Заключение ……………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Основной смысл.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

феноменологический и  нейрофизиологический. Феноменологический подход описывает наблюдаемые проявления процесса познания (область когнитивной  психологии). Нейрофизиологический подход объясняет процесс познания исходя из действия физиологических механизмов.

Типы познавательных процессов. 

Базовой основой когнитивных  исследований является то, что перед  индивидуумом есть две реальности: ментальная и «настоящая» (объективная). «Настоящая» реальность дана человеку через органы чувств. Она не меняется в результате познавательного процесса. Ментальная модель конструируется индивидуумом в процессе познания и дана ему от рождения как продукт эволюционного развития. Ментальная модель позволяет индивидууму ориентироваться в «настоящей» реальности и обеспечивает ему выживание. Это является одной из целей когнитивного процесса.

Традиционно в психологии признается два типа когнитивных  процессов: явный и автоматический (скрытый, подсознательный). Они взаимообусловлены. Явные механизмы познания доступны для наблюдения с помощью интроспекции, т. е. осознаются индивидуумом. Важной особенностью явного механизма является целенаправленный характер его деятельности, регулируемый волевым усилием. При помощи явных механизмов решается осознаваемая задача.

Скрытые процессы изучаются с помощью психологических экспериментов. В результате экспериментов показано, что скрытые познавательные способности являются приобретенными, а часть их - врожденными. Современная господствующая точка зрения – бессознательная категоризация происходит на уровне скрытых механизмов познания, которые поддаются тренировке.

Цель когнитивного моделирования. 

Цель когнитивного моделирования  – построить модель интеллектуального

поведения человека, где  сознание представляется в виде информационной машины.

Функциональная  схема познавательного процесса. Для спецификации познавательного процесса как информационного процесса используются функциональные схемы. Блоки – схемы строятся из функциональных блоков, связанных между собой информационными потоками. Грубая функциональная схема познавательного процесса описывает познавательную деятельность как процесс взаимодействия функциональных блоков. В схему включены как автоматические действующие когнитивные функции, так и интеллектуальные функции. Схема состоит из функциональных блоков:

1.Область рецепторов – первичный анализ информации

2.Системы восприятия: зрительная, слуховая, кожно – кинестетическая, вкусовая, обонятельная. Они обеспечивают многоуровневую работу информации и сложные рефлекторные процессы.

3.Память рассматривается как сложно устроенное хранилище знаний и сенсорной информации.

Важнейший вопрос, который  пытаются решить исследователи памяти – это исследование механизма  представления знаний в памяти и  функций, выполняемых памятью в  различных когнитивных процессах.

4.Репрезентации, где осуществляется синтез восприятия, концептуального знания и образного кода. Репрезентация строится в процессе формирования поведения «здесь» и «сейчас». Они строятся автоматически, бессознательно. В процессе построения используются фреймы содержащихся в памяти или систем знаний. Конструирование репрезентации, основанной на фрейме, состоит из поиска подходящей репрезентации и модернизации ее согласно воспринятой информации. Способность генерировать репрезентации является врожденной и может усовершенствоваться в процессе жизни. Когнитивные исследования изучают реальные психические механизмы рассуждений. В когнитивных исследованиях различают два типа выводов: нормативный и эвристический.

Под нормативным выводом  понимают вывод, при котором испытуемый может обосновать выбор модели релевантной исходной информации и обосновать каждый шаг рассуждения. Эвристический вывод – это рассуждения, которые могут не иметь строгого обоснования, но следуя им индивидуум часто добивается успеха в своей деятельности.

Проблема восприятия в когнитологии.

Исследования по когнитологии изучают процессы восприятия.

Восприятие исследуется  инструментальными методами, как  природный феномен, а интроспекции отводится роль эвристического приема. В последнее время важным приемом когнитивного исследования становится компьютерное моделирование. Например, Голдстоун рассматривал возможность моделирования нейронными сетями способности человека к классификации. Был сделан вывод о том, что нейронные сети не в полной мере моделируют процессы классификации человека. Общей тенденции современных исследований соответствует инженерный подход, цель

которого увязать ряд  известных моделей отдельных  аспектов восприятия в единую систему: -формирование кода (образа) воспринимаемого объекта -сопоставление информации, полученной от органов чувств, с кодами -формирование репрезентации, в которой представлены как знания концептуального характера, так и информация воспринятая «здесь» и «сейчас». Все эти функции обладают высокой степенью автоматичности, не зависят от волевого посыла и не поддаются интроспективным наблюдениям.

Общая модель восприятия. Сейчас доказано, что восприятие человека обладает творческой силой, действия которой  подчиняются определенным объективным  законам. Система восприятия делится на подсистемы: зрительную, обонятельную, слуховую, кожно – кинестетическую и вкусовую. Они представляют собой адаптивные системы, способные к обучению и предвосхищению ситуаций. Цель этих систем – обеспечить высокую точность и скорость восприятия.

Общая модель восприятия такова:

  • Рецепторы осуществляют первичное кодирование внешней информации и анализ ее по физическим качествам (интенсивность, длительность).
  • Далее, информация по нервным волокнам поступает в отделы мозга, расположенные в задней части большого полушария.

 Эти отделы ответственны  за глубокую многоступенчатую  переработку информации. Там же  формируется план перцептивных  действий и формируются образы.

Процесс управляется  врожденными и приобретенными навыками, а так же при помощи внимания, которое в свою очередь зависит от решаемых индивидуумом задач и его волевых усилий. Изучая врожденные и приобретенные навыки, можно реконструировать алгоритм их работы.

Для точного распознания  объекта необходимо перцептивные действия. Была разработана модель перцептивного цикла. Алгоритм его работы заключается в следующем: - инициализируется определенное множество предвосхищений (гипотез) относительно воспринимаемого объекта. - эти предвосхищения определяют план дальнейшего обследования - в результате обследования происходит уточнение: часть гипотез отбрасывается, другая – уточняется. Репрезентация – это когнитивная структура, обеспечивающая решение задач в состоянии «брошенности», когда индивидууму необходимо действовать, а интеллектуальные механизмы (логический анализ) слишком медленные и не отвечают временным ограничениям, которые накладывает ситуация. Репрезентация физиологически обусловлена, в процессе ее формирования преобладают такие автоматические механизмы, как сравнение, автоматическая концептуализация, формирование топологического и метрического кода физического пространства. Репрезентация зависит от воспринятой информации, формируется «здесь» и «сейчас» для решения задач, стоящих перед индивидуумом в данный момент. В репрезентации происходит синтез знания и сенсорной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Значение когнитивного подхода

Когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации.

Для того чтобы познать  механизмы сбора информации нужно  понять систему интерпретации сенсорных  сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов — это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти). Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.

Существует несколько  моделей достижения и отбора информации в когнитивной системе. Когда  же информация достигла когнитивной системы, она начинает преобразовываться в другие формы. Здесь уже подключается память, обработка и хранение информации, процессы запоминания и забывания, а также преобразование информации в знание, организация и репрезентация знаний, управление знаниями, результативность.

Описание этапов процесса обучения

В когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Очевидно, что когнитивная психология более точно, научным языком описывает процессы, происходящие в мозгу человека во время его обучения, нежели психоанализ, который более описателен и субъективен.

Для объективности можно  сказать, что когнитивная психология, создававшаяся как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений, находится на пути объединения разрозненных линий исследований на единой концептуальной основе. Дальнейшее развитие поможет ей преодолеть методологические трудности.

Когнитивная психология это подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания системы.

Исследование  когнитивной системы человека

Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать. Очевидно, что человек, как и компьютер, обрабатывает символы при решении задач и становится возможным использовать компьютер для моделирования деятельности человека.

Так, например, при исследовании внимания либо памяти человека можно использовать различные компьютерные структуры, чтобы смоделировать и протестировать некоторые процессы. Не только компьютеры оказали влияние на развитие когнитивной психологии, но процесс оказался взаимным. Психология также оказала воздействие на проектирование и использование машин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе я рассмотрел понятие «когнитивная психология», ее необходимость и значение в современном мире. Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами развития общей психологии. Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того, она чрезвычайно расширила диапазон применяемых методических средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Когнитивная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.-2002 г.
  2. Когнитивная психология. Хелен Гейвин. Питер. 2003г.
  3. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
  4. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005
  5. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
  6. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

 




Информация о работе Когнитивная психология