Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 13:16, курсовая работа
Цель: проанализировать основные положения и примеры экспериментальных исследований когнитивной психологии и исследование методов самопознания личности.
Задачи:
рассмотреть понятие когнитивной психологии;
изучить сферу когнитивной психологии;
проанализировать когнитивные модели;
познакомиться с когнитивной психокорекцией.
• Обработка слов, речь и семантика, по-видимому, задействуют определенные области мозга и, таким образом, обеспечивает важную связь между нейроанатомическими структурами и языком. Кроме того, исследования патологии мозга часто обнаруживали явные изменения в функциях языка, как в случае афазии [16, с. 358].
1.2.6 Психология развития
Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили наше понимание того, как развиваются когнитивные структуры.
Процесс психологии развития формировался в течение длительного времени, но не получал должного признания вследствие того, что был слишком «физиологическим» для психологических теорий. Однако теперь мы признаем, что биологическое развитие мозга, и пренатальное и постнатальное, является неотъемлемой частью когнитивного развития. В дополнение к этому теоретическому доводу нейрокогнитивный подход к когнитивной психологии развития становится все более важным ввиду недавних открытий в области методов сканирования мозга, некоторые из которых уже обсуждались в других главах этого учебника [16, c. 432].
1.2.7 Мышление
Мышление - это интеллектуальная деятельность, основанная на способности оперировать внешними и внутренними переживаниями и ощущениями. Другими словами, мышление - это обобщенное отражение окружающей действительности, опосредованное словом и прошлым опытом человека.
Успехи когнитивной психологии, особенно в течение последних 20 лет, привели к созданию огромного арсенала методов исследования и теоретических моделей, помогающих выявить и объяснить некоторые факты, касающиеся мышления, а также поместить их во вполне убедительную структуру логичной психологической теории [16, c. 460].
Мышление можно охарактеризовать следующими основными моментами:
Многие особенности процесса мышления до конца еще не изучены.
1.2.8 Решение задач
Деятельность по решению задач пронизывает каждый нюанс человеческого поведения и служит общим знаменателем для самых разнообразных видов человеческой деятельности
Люди, человекообразные обезьяны и многие другие млекопитающие любопытны и по причинам, связанным с выживанием, в течение всей своей жизни ищут новой стимуляции и разрешают конфликты в процессе творческого решения задач.
Во многих ранних экспериментах по решению задач ставился вопрос: что происходит, когда человек решает задачу? Такой описательный подход помогал определить эти явления, однако он не способствовал получению новых сведений о том, какие когнитивные структуры и процессы лежат в их основе
[16, c. 498].
Решение задач — это мышление, направленное на решение конкретной задачи и включающее формирование ответных реакций, а также выбор из возможных реакций.
В повседневной жизни мы встречаемся с бессчетным количеством задач, которые заставляют нас формировать стратегии ответов, выбирать возможные ответы и проверять ответные действия. Попробуйте, например, решить такую задачу: к шее собаки привязана шестифутовая веревка, а в десяти футах от нее находится кастрюля
1.2.9 Человеческий интеллект
Несмотря на широкое употребление слова интеллект, психологи не пришли к единому его определению. В качестве рабочего определения Р. Солсо рассматривает человеческий интеллект как способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать знания осмысленным способом [16, c. 514].
Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления — одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек, с позиций научного материализма, не локальный и случайный эпизод эволюции, а необходимый результат бесконечного развития материи, ее "высший цвет”, возникающий "с железной необходимостью”, заложенной "в самой природе материи”. Утверждение о случайном характере возникновения человека в мире, высказанное некоторыми философами и естествоиспытателями, находится в явном противоречии с глубинными тенденциями современной науки, которая в эпоху современной научно-технической революции убедительно показала, что человек — это результат единого закономерного мирового процесса , образованного необходимой последовательностью физической, химической и биологической форм материи [21].
1.2.10 Искусственный интеллект
Искусственный интеллект - область исследований, ориентированных на разработку компьютерных программ, способных выполнять функции, обычно ассоциируемые с интеллектуальными действиями человека: анализ, обучение, планирование, решение, творчество.
Наиболее продуктивные направления работ по искусственному интеллекту связаны с разработками: 1) экспертных систем, (позволяющих работникам средней квалификации принимать решения, доступные узким специалистам), 2) баз данных, (позволяющих разными способами анализировать информацию и выбирать варианты, оценивая последствия принятых решений), 3) исследовательских моделей, позволяющих визуализировать реальность, недоступную непосредственному наблюдению.
Работы по искусственному интеллекту базируются на представлении об изоморфизме между мозгом и физическими устройствами, соответствующем единой структуре мира и единству законов природы, общества и мышления. Работы по искусственному интеллекту содействуют взаимообогащению технических и психологических знаний.
На первых этапах работ по искусственному интеллекту мышление человека принималось за образец, за некий идеал, созданный природой и обществом за миллионы лет эволюции и тысячелетия социального развития. В последующем, начиная с работ Марвина Минского и Сеймура Пейперта, компьютерные программы рассматриваются не только как инструмент объяснения процессов мышления, но и как средство изменения и совершенствования интеллектуальных процедур [22].
Работы по искусственному интеллекту открыли перспективы развития современного мышления, связанные с его уникальным характером. Под воздействием работ по искусственному интеллекту меняется понимание задач обучения: человек должен овладевать не столько способами решения задач, сколько способами их постановки, должен уметь выбирать стиль мышления, адекватный конкретной проблематике. Мышление человека должно приобрести эпистемологический характер, то есть быть направленным на осознание принципов работы своего интеллекта и познания его индивидуальных особенностей.
Концептуальные науки, включая когнитивную
психологию, имеют метафорический характер.
Модели явлений природы, в частности, когнитивные
модели - это служебные абстрактные идеи,
полученные из умозаключений, основанных
на наблюдениях. Строение элементов может
быть представлено в виде периодической
таблицы, как это сделал Менделеев, но
важно не забывать, что эта классификационная
схема является метафорой. И утверждение,
что концептуальная наука является метафорической,
нисколько не уменьшает ее полезность.
Одна из задач построения моделей — это
лучше постичь наблюдаемое. А концептуальная
наука нужна для другого: она задает исследователю
некую схему, в рамках которой можно испытывать
конкретные гипотезы и которая позволяет
ему предсказывать события на основе этой
модели. Периодическая таблица очень изящно
удовлетворяла обеим этим задачам. Исходя
из расположения элементов в ней, ученые
могли точно предсказывать химические
законы соединения и замещения, вместо
того, чтобы проводить бесконечные и беспорядочные
эксперименты с химическими реакциями.
Более того, стало возможным предсказывать
еще не открытые элементы и их свойства
при полном отсутствии физических доказательств
их существования. И если заниматься когнитивными
моделями, не стоит забывать аналогию
с моделью Менделеева, поскольку когнитивные
модели, как и модели в естественных науках,
основаны на логике умозаключений и полезны
для понимания когнитивной психологии.
Рис. 1
Эта модель, часто использовалась в том
или ином виде в прежних представлениях
о психических процессах. И хотя она отражает
основные этапы развития когнитивной
психологии, но в ней так мало подробностей,
что она едва ли способна обогатить
«понимание» когнитивных процессов. Она
также неспособна породить какие-либо
новые гипотезы или предсказывать поведение. ттттттЭта примитивная модель аналогична древним
представлениям о вселенной как состоящей
из земли, воды, огня и воздуха. Подобная
система действительно представляет один
из возможных взглядов на когнитивные
явления, но она неверно передает их сложность.
Позднее, в 1965 году Во и Норман предложили
новую версию этой же модели и оказалось,
что она во многом приемлема. Она понятна,
она может служить источником гипотез
и предсказаний,- но она также слишком
упрощена. Можно ли с ее помощью описать
все процессы человеческой памяти? Едва
ли; и развитие более сложных моделей было
неизбежно. Измененный и дополненный вариант
модели Во и Нормана показан на Рис. 3. Заметим,
что в нее была добавлена новая система
хранения и несколько новых путей информации.
Но даже эта модель является неполной
и требует расширения.
Теперь можно сделать вывод, что изобретение моделей в когнитивной психологии вышло из под контроля. Это не совсем верно, так как это настолько обширная задача — т.е. анализ того, как информация обнаруживается, представляется, преобразуется в знания, и как эти знания используются,- что как бы мы ни ограничивали наши концептуальные метафоры упрощенными моделями, нам все равно не удастся исчерпывающим образом разъяснить всю сложную сферу когнитивной психологии.
Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности.
В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений.
Можно выделить следующие его особенности:
1. Основное внимание уделяется не прошлому
клиента, а его настоящему -мыслям о себе
и о мире. Считается, что знание причин
нарушений не всегда ведет к их исправлению.
2. В основе коррекции лежит науче
3. Широкое применение системы домашних
заданий, направленных на перенос полученных
новых навыков в среду реального взаимодействия.
4. Основная задача коррекции - изменения
в восприятии себя и окружающей действительности,
при этом признается, что знания о себе
и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления
о себе и мире.
В когнитивном подходе можно выделить
два направления:
1. Когнитивно-аналитическое.
2. Когнитивно-поведенческое.
Когнитивно-аналитическое направление
Методологической и теоретической основой
данного направления являются работы
Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, теория Д. Келли,
работы А. Риле. ттттттОсновная задача - создание модели психологической
проблемы, которая была бы понятна клиенту
и с которой он мог бы работать самостоятельно.
Модель строится на основе метода репертуарных
решеток Д. Келли и представляет собой
набор согласованных и логически взаимосвязанных
гипотез, в котором взаимодействуют восприятие, эмоции, действия и мысли. Элементы модуля находятся
в реципрокной зависимости: каждый элемент
вызывает следующий, а последний вновь
вызывает запускающий элемент, который
часто воспринимается клиентом как основная
проблема. Задачей психолога Д. Келли считал
выяснение неосознаваемых категорий мышления
(которые являются источником негативных
переживаний) и обучение клиента новым
способам мышления. Для этого он создал
техники непосредственной коррекции неадекватных
способов мышления.