Когнитивная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель: проанализировать основные положения и примеры экспериментальных исследований когнитивной психологии и исследование методов самопознания личности.
Задачи:
рассмотреть понятие когнитивной психологии;
изучить сферу когнитивной психологии;
проанализировать когнитивные модели;
познакомиться с когнитивной психокорекцией.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.44 Кб (Скачать файл)

Основные этапы работы с клиентом: 
1. Диагностический. 
2. Активного взаимодействия. 
3. Перерыв. 
4. Заключительный.

1. Диагностический этап. Знакомство  с проблемами клиента, глубокое  изучение его биографии, совместное  с клиентом формулирование его  проблем. Завершается этап передачей клиенту письма, в котором излагаются эпизоды его биографии, по мнению психолога, имеющие отношение к настоящей проблеме, раскрывается психологический смысл этих эпизодов, суммируются представления психолога о причинах проблемы, раскрывается связь ситуации, в которой возникает симптоматика, с имеющимися "невротическими способами поведения" и сильными эмоциональными переживаниями.

Письмо клиент читает вначале самостоятельно, а затем в присутствии психолога. После прочтения уточняются формулировки и причины проблемы, обсуждаются с клиентом и принимаются цели и план коррекции. Этап составляет 3-5 встреч.                                                                                                                         тттттт2. Активный этап. Задача данного этапа - научить клиента видеть неадаптивные формы собственного поведения. Наблюдая за собой (используя для этого различные приемы - ведение домашнего дневника, заполнение когнитивных карт и др.) и обсуждая с психологом результаты наблюдений, клиент начинает понимать, какие процессы управляют его жизнью. Этот этап состоит из 9-12 встреч.                                                                                                                                    тттттт3. Перерыв. В течение 2-3 мес. клиент самостоятельно (не встречаясь с психологом) использует освоенные формы поведения в повседневной жизни. 
тттттт4. Заключительный этап. Клиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных его элементов. Этот этап составляет 3-4 встречи. В ситуации клиентов с ярко выраженными психологическими проблемами коррекционная работа ведется без перерыва для поддержания высокого уровня мотивации взаимодействия и для оказания эмоциональной помощи и поддержки клиенту.                                                                                                                              ттттттКогнитивно-аналитическая коррекция показана для клиентов: с личностными нарушениями, депрессивными реакциями, страхами, нарушениями влечений, страдающих зависимостями разного вида (алкоголь, наркотики и др.), психосоматическими заболеваниями.                                                                          ттттттЦелями когнитивной психокоррекции являются: 
• исправления ошибочной переработки информации; 
• помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.                                                                 ттттттПозиция психолога. Позиция психолога достаточно директивная, он - учитель, наставник.

Для опровержения дисфункциональных убеждений и содействия более реалистичному адаптивному мышлению используются как когнитивные, так и некоторые поведенческие методы. Когнитивная психокоррекция предполагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного научения в процессе познавательного или когнитивного развития личности. А отсюда выводится формула воздействия: психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышлении и научиться альтернативным, более реалистичным способам формулирования своего опыта. Когнитивная психокоррекция вначале нацелена на снятие симптома, включая проблемное поведение и логические искажения, но ее конечной целью является устранение систематических предубеждений в мышлении клиента. Когнитивная психокоррекция рассматривает убеждения пациента как гипотезы, которые можно проверить с помощью поведенческого эксперимента.                                                                                                                   ттттттПоведенческий эксперимент - проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации реальной жизни. Когнитивный психолог не говорит клиенту, что его убеждения иррациональны или неправильны, или что ему необходимо принять убеждения психолога. Вместо этого психолог задает вопросы для извлечения информации о значении функций и последствиях убеждений клиента. В конце концов клиент сам решает, отвергать, модифицировать или сохранять ли ему свои убеждения, предварительно осознав их эмоциональные или поведенческие последствия. Так, Д. Келли в центр своей теории личностных конструктов ставил представления о том, что главным является то, какими средствами располагает человек для описания мира для прогнозирования будущих событий.                                                                                                               ттттттПо Д. Келли, человек строит образ реальности на основе особых индивидуальных понятийных шкал, позволяющих устанавливать сходство и различие между событиями. Простейшие примеры таких шкал: добрый - злой; сильный - слабый; умный - глупый. Эти шкалы (они же и есть личностные конструкты), включенные в сложные взаимосвязи, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире.                                                                                                      ттттттНе подтверждение гипотез влечет либо отказ от конструкта, либо перестройку отношений между конструктами. Личностные сложности, по Келли, обусловлены неадекватностью конструктов, трудностями в их перестройке. И соответственно на это необходимо направить коррекционные усилия.                 ттттттПо мнению Д. Келли, клиенту может быть полезно проанализировать последствия неизвестного ему до сих пор поведения, сыграв роль, созданную на основе нового конструкта. Д. Келли настаивал на том, чтобы предлагаемая роль разыгрывалась именно при условии ее понимания в свете теории личностных конструктов. Клиент должен действовать в рамках роли с учетом взглядов других людей и концентрировать внимание не только на поведении окружающих, но и на различии точек зрения.                                                                                  ттттттПсихолог исходит из того, что цель ролевой игры состоит не в "искоренении" личности клиента и замене ее новой личностью (поэтому недопустима прямая критика или сомнения в целостности личности клиента), а в понимании того, что разыгрываемая роль относится к гипотетической личности, созданной как противоположность личности клиента. Исполняя роль, клиент проверяет гипотезу о своей личности, сформулированную совместно с психологом. Однако поскольку клиент никогда не предполагал, что существуют альтернативы его личности, то ему трудно согласиться с тем, что последняя - гипотетический конструкт и все, что клиент испытывал и переживал ранее, являлось различными последствиями свойственного ему поведения. Принимая новую, придуманную роль, клиенту легче рассматривать ее в качестве гипотезы.                              ттттттРазыгрывая различные ситуации со значимыми людьми, клиент начинает постепенно осознавать, что он может успешнее экспериментировать с межличностными отношениями, используя свое собственное поведение как "независимую переменную", т.е. его поведение может выступать как переменная в любой ситуации, которая потенциально находится под контролем и может систематически управляться.

Постепенно с приобретением новых навыков клиент может обнаружить, что он способен вызывать у своего социального окружения именно те реакции, которые и намеревался вызвать. Клиент становится исследователем в бесконечной программе, в которой он при помощи собственного поведения ставит все новые и новые вопросы и в которой единственной независимой переменной во всех экспериментальных ситуациях является его собственное поведение.       ттттттВ конце психокоррекционной работы (в целом она длится 1-2 нед.) клиенту разрешается вернуться к свойственному ему ранее ролевому поведению. "Вернувшись" в свое прежнее "Я" клиент обсуждает с психологом приобретенный опыт.                                                                                                                              ттттттВ заключение психолог передает клиенту ответственность за оценку приобретенного им опыта и за то, что он впоследствии предпримет с учетом этого нового опыта. Д. Келли утверждал, что клиент не должен пытаться играть предложенную ему роль в дальнейшем, даже если эксперимент был очень удачным. Заданием для клиента становится конструирование своей собственной личности в новых и новых сериях эксперимента, которые могут продолжаться всю жизнь [12, c.452].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Итак когнитивная психология — область психологии, изучающая процессы познания у человека. В англоязычной литературе более принят термин cognitive sciences, обозначающий комплекс направлений исследования познания и мышления, куда, помимо психологии, включаются кибернетика, информатика, некоторые области логики, а также ряд направлений философии сознания.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Айзенк М. , Брайнт. П. Психология: комплексный поход. Мн.: «Новое знание», 2002.-832 с.
  2. Величковский Б.М.Когнитивная наука : Основы психологии познания: в 2 т. — Т. 1. — М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006. — 448с.
  3. Величковский, Б.М. Технологии, внимательные к вниманию человека: Успехи когнитивных наук. В мире науки, 2003, № 12, 86-93.
  4. Дружинин В.Н. ,Ушаков Д.В. Когнитивная психология. М.:ПЕР СЭ, 2002. -480 с.
  5. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии/ Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. – СПб. : Питер, 2008. – 320 с., ил.
  6. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. СПб. «Питер»., 2007.- 944с.
  7. Ломов Б.Ф. Вопросы психологии . №6. 2005.
  8. Магазов С.С. "Когнитивные процессы и модели" - М.: Издательство ЛКИ, 2007.-248 с.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. «Питер», 2005. -583 с.
  10. Максимов, Л.В. Когнитивизм как парадигма субъективной философии и гуманитарных наук. - М.: Росспен. 2003.-160 с.
  11. Медушевская, О.М. Теория и методология когнитивной истории. М.: РГТУ, 2008. - 358 с.
  12. Осипова А.А., Общая психокоррекция . - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
  13. Петровский А.В. Введение в психологию. М., Академия, 2008.-512 с.
  14. Психологический журнал №1 . 2008.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., Питер, 2009.-720 с.
  16. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: «Либерея», 2002.-600с
  17. Щедровикий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. 1997. № 1-2. – С.108-127
  18. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: «Евразия», 2002. -532с.
  19. Фрейджер Р.,Фрейдимен Дж. Личность, теории, упражнения, эксперименты. СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2008.- 704 с.
  20. Юнг К. Г. Аналитическая психология. — СПб.; Кентавр, 2004.– 475с.
  21. http://tockabook.net
  22. http://psychology.net.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Когнитивная психология