Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:28, реферат
Исследовать механизм управления творческим коллективом в России начали не так давно. Первыми, кто озадачился проблемой взаимодействия и решения задач с творцами, стали режиссеры театральные и кино-режиссеры. И главная роль здесь принадлежала именно художественному руководителю. В одном человеке совмещается две важнейшие функции (событийные и глобальные):
- создание спектакля, фильма, балета, выставки, перфоманса, концерта, дизайна фирменного стиля, создание проекта здания, т.е. создание, воплощение, управление творческим процессом;
- управление творческим коллективом – мотивация, вдохновление, профессиональное совершенствование, разрешение межличностных конфликтов и т.п.
Коллектив как высшая форма организации людей. Основные характеристики и стадии развития.
Одаренные и творческие личности. Правила взаимодействия.
Творческий менеджмент – управление творческим коллективом и талантливыми людьми.
Список литературы.
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
(средне специальное учебное заведение)
«КАРЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Контрольная работа № ________________вариант № _____________
по дисциплине «Психология»
студента I курса заочного отделения Жуковой Ирины Вячеславовны
Специальность: Социально-культурная деятельность по виду «Организация культурно-досуговых мероприятий и театрализованных программ.
Обратный почтовый адрес: 185 026 г. Петрозаводск, ул. Балтийская 35, кв.14.
Место работы и должность: г. Петрозаводск, МУ «Досугово-социальный центр «Подросток», педагог-организатор
Оценка работы:_______________________
Дата получения работы:___________________
Дата возврата:_____________________
Подпись преподавателя ____________________________
г. Петрозаводск
2012 г.
Содержание
Коллектив как высшая форма организации людей. Основные характеристики и стадии развития.
Исследовать механизм управления творческим коллективом в России начали не так давно. Первыми, кто озадачился проблемой взаимодействия и решения задач с творцами, стали режиссеры театральные и кино-режиссеры. И главная роль здесь принадлежала именно художественному руководителю. В одном человеке совмещается две важнейшие функции (событийные и глобальные):
- создание спектакля, фильма, балета, выставки, перфоманса, концерта, дизайна фирменного стиля, создание проекта здания, т.е. создание, воплощение, управление творческим процессом;
- управление творческим коллективом – мотивация, вдохновление, профессиональное совершенствование, разрешение межличностных конфликтов и т.п.
Реализовать эти две полноценные профессии одному человеку сложно. Именно поэтому изучением «творческого» менеджмента всерьез занялись лучшие учебные заведения во всем мире, а в творческих коллективах появляются арт-менеджеры, арт-директора. Более того, сейчас не только в сфере культуры, но и в других сферах деятельности, наберется творческих людей наберется до сотни, и их основная задача — творить по-максимуму и «на потоке», выдавать креатив «на-гора» под заказчика или массового потребителя. Это дизайнерские и архитектурные студии, редакции, компании, выпускающие различного рода открытки, рекламные агентства, студии праздника, модные дома. Причем и о сотрудниках этих компаний бродят мифы об их вечной неуправляемости и прочих пороках. В сознании обывателя актеры, танцоры, музыканты - натуры одаренные, обремененные талантом, как правило, недисциплинированные, порой категоричны, к тому же взбалмошны, ранимы, с трудом выносят критику. На самом деле это действительно всего лишь мифы. «Творческий коллектив ничем не отличается от любого другого, разве что с творцами нужно быть гораздо откровеннее, прозрачнее. Чем лучше он тебя понимает, тем проще объяснить то, чего ты хочешь добиться от его деятельности. Разумное управление в сочетании со взаимопониманием и обоснованностью требований — это и есть «ноу-хау» креативного управленца», – считает директор дизайн-студии «Sema.ru» Семен Буденный. [2]. С таким мнением можно и согласиться, так как здесь заложена основная компетенция руководителя творческого коллектива – знание основ психологии и HR-менеджмента.
Ниже изложены основные составляющие характеристики коллектива.
Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив — это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества. С этой точки зрения можно рассматривать коллектив театра, дизайнерской студии, агентство по организации праздников.
К числу характеристик, определяющих уровень развития группы или коллектива, можно отнести следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.
Группы также рассматривают по их отношению к обществу: позитивному — просоциальные, либо негативному — асоциальные. Любой коллектив — это хорошо организованная просоциальная группа, поскольку ориентирован на пользу обществу. Социальная группа коллектива обусловлена взаимодействием двух тенденций — интеграции и дифференциации. Интеграция направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого. Дифференциация — на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их ролей. Поэтому функционирование и развитие группы носит противоречивый характер, а руководство группой стремится к состоянию баланса между двух тенденций. Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития, так и, наоборот — от высокого уровня развития до простой ассоциации.
Важное социально-психологическое явление в жизни группы — лидерство, проявляющееся в преимущественном воздействии одного члена группы (или коллектива) на других. Выделяют следующие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя. Очень важно, чтобы руководитель группы (официальное лицо) был лидером. Это влияет на степень и уровень сплоченности группы, психологический климат в ней, взаимоотношения в группе людей разного возраста, пола, профессии, национальности и т. д. Во многих исследованиях психологии есть характеристика качества личности, свойственные лидеру. В общем, это установление между человеком и группой людей тех или иных отношений власти зависит от внешних обстоятельств, а иногда и просто от случая. Очень часто такие отношения связаны со способностью человека, имеющего доступ к определенным ресурсам или обладающего определенными качествами, обратить на себя внимание в тот момент, когда группе потребуется руководство ее деятельностью. Властные же отношения в группе в значительной степени обусловлены теми социально-психологическими ролями, которые должны выполнять члены группы.
Роли — это ожидаемое поведение, система прав и обязанностей, вытекающих из объективных потребностей общества. Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями и характером образования. Еще в детстве, в процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ролей, принятие и реализацию разных ролей.
Важнейшей проблемой психологии остается развитие социальной группы и разрешение конфликтов в группе. Эти проблемы часто решаются в связи с уровнем развития коллективности. В любой группе отношения развиваются в двух аспектах — коллективизма и индивидуализма. Коллективизм предполагает приоритет общественного над индивидуальным, а индивидуализм абсолютизирует позиции отдельного индивида. Сама идея коллективизма была разработана еще в отечественной науке А. С. Макаренко. Основным компонентом в этой идее в современное время заключается в том, что развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к членам коллектива.
Любой коллектив имеет свою динамику развития, которая делится на три основных этапа в одних классификациях (например А.С.Макаренко), или на пять (А.Шегда). В основе своей в разных классификациях наблюдается общая суть каждой стадии.
Первая стадия развития коллектива характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Это довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям и групповые нормы пока еще не выработаны. Этот этап еще многие психологи называют «притиркой» (А.Егоршин).
Вторая стадия вызвана развитием социальных отношений. Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Личные взаимоотношения приобретают значение, сильные и слабые стороны отдельных индивидов выходят наружу. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство. На этой стадии возможны и первые небольшие конфликты, так как личности начинают свою борьбу за лидерство и внимание членов коллектива.
На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Это расцвет коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается. Атмосфера деятельности в большинстве случаев раскованная, поскольку все уже знают друг друга, и за счет раскованности действует жесткая система норм. Кому-то из членов группы разрешается руководить, другому — отпускать шутки, но и то, и другое позволяется не каждому. Формируется внутригрупповая неформальная иерархическая структура отношений. Проблемы на этой стадии связаны в первую очередь с тем, что многие соглашаются на компромисс между индивидуальностью и свободой, исходя из чего многие члены группы стремятся защититься с помощью различных средств. К примеру [3]:
Но третья стадия не означает застоя в коллективе. Коллектив защищается от застоя новыми способами деятельности, идеями развития, предложенными его членами, существованием так называемых зон неуправляемости, и новыми целями коллектива в соответствии с развивающимися потребностями людей.
На четвертой стадии коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Все больше побед, удач, разочарования переносятся легче. Участники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице» (возникает идентификация с группой). На проблемы смотрят реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи. Однако возможны проблемы следующего характера:
- возникновение
мелких группировок и
- ажиотаж побед порождает заблуждение в собственном великолепии.
Пятая стадия характеризуется мастерством личностей, профессиональным ростом и упрочнением связей между участниками коллектива. Члены группы стремятся к выравниванию различий в активности и признают ценность каждого члена группы с точки зрения единого целого. Атмосфера в группе довольно теплая, дружеская и безопасная, ее члены гордятся своей принадлежностью к ней. На этой стадии проблемой может стать самоуверенность и приток новых членов.
Шестая стадия – это своеобразная стадия старения группы. Внешние условия меняются, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы не меняются. На этой стадии развития коллективу еще удается за счет опыта и былого мастерства «держаться на плаву», но по результативности он уже проигрывает более активным конкурентам. В коллективе накапливается усталость, чаще всего доминируют формальные взаимоотношения и оглядка на лидера. Со временем группа теряет гибкость. Жесткость и обособленность начинают слишком мешать. Группа может распасться, приходится создавать новую. Возможен приход новых перспективных участников в группу и у группы есть шанс сохранить себя. По результатам шестой стадии можно выделить окончательную стадию коллектива- седьмую, «смерть группы». Группа прекращает свое существование в неизменном составе, группа умирает по причине ухода руководителя, смерти лидера или полной реорганизации.
Любой коллектив, в том числе и творческий, имеет в своем фундаменте такие составляющие как:
- совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность
- лидерство
- социальные роли.
Творческий коллектив проходит те же стадии развития, что и обычный производственный коллектив. «Творческий коллектив ничем не отличается от любого другого, разве что с творцами нужно быть гораздо откровеннее, прозрачнее. Чем лучше он тебя понимает, тем проще объяснить то, чего ты хочешь добиться от его деятельности. Разумное управление в сочетании со взаимопониманием и обоснованностью требований — это и есть «ноу-хау» креативного управленца», – считает директор дизайн-студии «Sema.ru» Семен Буденный. «Представьте себе обычный завод по производству, например, пылесосов. Там каждый работает над своей группой деталей, порой даже не догадываясь, в какое именно место эти детали вставляются. Ему и не объясняют ничего — знай себе штампуй, сверли и обтачивай. Процесс технологичен и туп. Все управление сводится к наказанию за брак и поощрению за хорошую работу. Да вовремя зарплату плати. В творческом коллективе каждый сотрудник знает конечную цель, знает, в какой части проекта будет использована его работа, видит итоговый результат и, разумеется, знает точно, кому он сорвет срок выполнения, если сам случайно притормозит. То есть технологический процесс остается столь же жестким, но управление им намного мягче и, что характерно, человечнее. Ты — не винтик, но без тебя дело встанет. От тебя зависит срок сдачи работы, ее окончательное качество. Поэтому самоуправление еще прозрачнее, чем на заводе».[1] Главной особенностью в творческом коллективе является сама творческая личность и творческий процесс создания произведения. Каждая одаренная и творческая личность коллектива желает чувствовать или чувствует свою значимость, необходимость. Художественному руководителю, директору, режиссеру, арт-менеджеру, продюсеру, важно понимать все особенности такого нестандартного человеческого ресурса.
Одаренные и творческие личности. Правила взаимодействия.
В категории управления творческим коллективом каждая личность несомненно является нестандартным ресурсом. Являясь единицей и составной частью коллектива, она способна привносить новые способы и пути решения проблемы, способна совершенствовать и изменять привычный ход работы, создавать в коллективе определенную атмосферу. От руководителя требуется сложная, комбинированная и многогранная работа. Он, несомненно, объективно должен представлять себе конечную цель творческого процесса, четко мотивировать и стимулировать участников творческого процесса. Это требует индивидуального подхода к каждому сотруднику, умения находить взаимопонимание и компромиссы, а так же поддерживать внутреннюю обстановку в коллективе. Главное правило успешного управленца творческим коллективом— никогда не оскорблять талант и его творение. Если критиковать, то только конструктивно, давая высказать собственную точку зрения, общаясь на паритетных началах. Необходима договоренность между основными участниками и каждый должен понимать роль другого в творческом процессе. Самому же управленцу необходимо обладать разнообразными компетентностями в сфере творческого процесса и понимать особенности одаренных и творческих личностей.
Информация о работе Коллектив как высшая форма организации людей