Коллектив как высшая форма организации людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:28, реферат

Краткое описание

Исследовать механизм управления творческим коллективом в России начали не так давно. Первыми, кто озадачился проблемой взаимодействия и решения задач с творцами, стали режиссеры театральные и кино-режиссеры. И главная роль здесь принадлежала именно художественному руководителю. В одном человеке совмещается две важнейшие функции (событийные и глобальные):
- создание спектакля, фильма, балета, выставки, перфоманса, концерта, дизайна фирменного стиля, создание проекта здания, т.е. создание, воплощение, управление творческим процессом;
- управление творческим коллективом – мотивация, вдохновление, профессиональное совершенствование, разрешение межличностных конфликтов и т.п.

Содержание

Коллектив как высшая форма организации людей. Основные характеристики и стадии развития.
Одаренные и творческие личности. Правила взаимодействия.
Творческий менеджмент – управление творческим коллективом и талантливыми людьми.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)
  1. Одаренные люди отличаются большим любопытством в исследованиях окружающего мира и не терпят никаких ограничений или запретов. Ученые утверждают, что у одаренных, талантливых людей значительно повышены биохимическая и электрическая активность мозга. Они стимулируют себя тем, что «переваривают» огромное количество информации и всегда этим заняты.
  2. Одаренных людей начиная с детского возраста отличает способность прослеживать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Самое интересное для них занятие — строить логические модели, приводить все в систему.
  3. Одаренные люди обладают великолепной памятью, что позволяет им классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умело распоряжаться приобретенными знаниями и умениями, почти всюду применять системный подход. Наконец, одаренные люди с удовольствием берутся за решение самых сложных задач, концентрируя на них внимание, а по результатам, как правило, предлагают неординарные, нетрадиционные пути решения.
  4. Талантливые люди обладают широким воображением и неограниченной фантазией. Это фонтан идей, форм, решений, всегда сложно остановится на чем-то.
  5. В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым людям свойственно очень развитое чувство справедливости и честности, что влияет на установление ими достаточно высоких требований к себе и окружающим. Серого цвета не существует. Их яркое воображение все время порождает игровые ситуации, они стремятся к изобретательности, творчеству.
  6. Они очень часто пытаются защитить себя через хорошо развитое чувство юмора, игру слов, несообразности, веселые жизненные коллизии, которые многие просто не замечают. Это своеобразная защита тонкой психики одаренных и талантливых людей.

Физические характеристики одаренных и талантливых людей зависят от наследственности, социальной среды, внимания личности к своему физическому и психическому здоровью. Но одно можно утверждать точно: одаренные и талантливые люди всегда привлекательны своим интеллектом, богатым внутренним миром, навыками культуры, мягкостью общения с окружающими. Их отличает высокий энергетический уровень. Одаренный и талантливый человек, приходя в коллектив, постепенно складывает представление о самом себе. Это своеобразная кристаллизация того, как на нас реагируют другие люди. В процессе жизни, начиная с детства, человек узнает, что он может или не может сделать в реальном мире, а окружающие разными путями показывают ему, насколько эти достижения ценны. В любом возрасте человек продолжает и развивает те модели поведения, которые приносят желаемый эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят. Но еще для людей талантливых, с выдающимися способностями почти всегда характерна модель поведения со стремлением преуспеть. Неправильная или недостаточная с ожиданиями оценка неординарности и талантливости может ввергнуть личность в депрессию. От талантливого человека могут потребовать быть как все, усреднить работу, он уходит в себя, скрывает свои способности и возможности. В этих случаях организация может просто потерять таланты.

Очень важно помнить, что культура управления творческим коллективом предполагает полное раскрытие всех возможностей человека через равенство всех возможностей. Это не означает, что результаты должны быть равными. Стоить помнить, что одаренные и талантливые люди проявляют большое упорство в достижении цели, их высокая увлеченность может приводить к нежелательному стремлению все доводить до полного совершенства. Эти завышенные личные стандарты делают талантливых людей весьма уязвимыми. Очень часто они могут получить как выдающиеся результаты, так и встретиться с неудачей. В последнем случае их усиленные эмоциональные переживания могут привести к депрессии, разочарованию в своих способностях. Поэтому талантливый человек, пришедший в организацию, вправе рассчитывать на понимание и поддержку умных и тактичных руководителей.

При проведении мозгового штурма, обсуждении материала руководитель должен быть готовым к тому, что в беседах творцы безапелляционно прерывают собеседника, поправляют его, демонстрируя собственные знания, а иногда даже превращая окружающих в предмет насмешек. Это случается по причине того, что они уже знают ответ, торопятся его огласить, схватывают мысль на лету. Собеседник, которого перебивают, естественно, чувствует угрозу или скрытый вызов.

Безусловно, одаренные и талантливые работники отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно. Поэтому им трудно находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс обретается с практическим опытом и доброжелательным отношением со стороны руководителей. Он должен нести в себе хорошую продуктивность, культуру формирования приоритетов и постановки цели.

Талантливые личности обладают рядом особенностей, которые не свойственны обычному человеку:

- Их стихия -  импровизация, они действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях.

- Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности.

- Им характерно эстетическое восприятие окружающего мира.

- Они энтузиасты, часто склонны к идеализации.

- Такие люди могут видеть в событиях и предметах то, что не. замечают другие.

- У них есть стремление действовать, а не только размышлять.

- К проблемам они относятся как к очередной возможности реализовать себя.

- Они страстны в достижении результата и одержимы идеями и целями, к которым стремятся.

- Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение.

- Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются.

- Им свойственны смелость в поступках и незаурядная воля, умение концентрироваться и собирать все силы и энергию для достижения, казалось бы, простых целей.

Это далеко не исчерпывающая характеристика творческих людей, на практике каждый управленец может добавить к этому списку особенности танцоров, художников, актеров. Однако управленцу и художественному руководителю стоит обратить свое внимание на опыт психологии в характеристике личности. Например, классификация темпераментов, виды акцентуации характеров, типология характеров по экстра и интровертильности, причины возникновения межличностных конфликтов и способы их решения.

Проблемы руководства творческими личностями стоят не только перед музыкальными, танцевальными, театральными, педагогическими коллективами, но и перед любым производством. В любом отделе может оказаться неординарная творческая личность, реализации которой необходимо способствовать. В любом коллективе функционирует инициативная творческая группа, наполненная идеями и проектами. Вот некоторые обобщенные тезисы во взаимодействии руководителя с творческими личностями [5]:

  • Будьте честными к себе и другим. Талантливые люди весьма чувствительны ко лжи, их тонкая психика очень подвержена влиянию неправды и несправедливости.
  • Избегайте с талантливыми людьми длинных объяснений и нравоучений. Они многое понимают с полуслова.
  • Уважайте в людях индивидуальность, неповторимость. Не загоняйте их в «прокрустово ложе» своих представлений.
  • Отмечайте у одаренных людей их достоинства, оттеняя недостатки. Не скупитесь на похвалы и выражения своих чувств.
  • Делайте упор на взаимное уважение, сопереживание и понимание, что важно для социо-эмоционального настроя талантливых людей.
  • Научитесь с большой долей терпения воспринимать эмоциональные перепады талантливого человека.
  • Приветствуйте и поощряйте разногласия в идеях и мнениях.
  • Дайте возможность творчески настроенным работникам активно участвовать в принятии решений и формировании планов.
  • Измените традицию старшинства, чтобы сотрудники могли продвигаться с любого уровня в полном соответствии с их достоинствами.
  • Постарайтесь обеспечить персональное признание успехов и достижений ваших работников и соответствующее конкретное вознаграждение за каждое достижение.
  • Подчеркните важность вклада данного человека, а не его группы или отдела.
  • Предоставляйте больше свободы вашим работникам, чтобы они могли работать с максимальной самостоятельностью.
  • Для начала выделите каждому тот участок, в котором он направляет усилия сам, а затем постепенно расширяйте его. Поощряйте обмен информацией и мнениями между сотрудниками и группами, однако при этом следите, чтобы каждый сотрудник имел достаточно свободы для выработки собственного мнения и самостоятельного пути.
  • Организуйте работу таким образом, чтобы наиболее перспективные работники не были загружены конкретными задачами весь день.
  • Время от времени предоставляйте вашим сотрудникам возможность осуществить их идеи, не подвергая их заранее критике. Предусмотрите разумный допуск на ошибку.
  • Разъясните подчиненным, какое давление они часто неосознанно оказывают на своих коллег, подталкивая их тем самым на путь конформизма, препятствуя новаторству, неординарности, оригинальности идей и замыслов.
  • Не ограничивайте талантливых работников рутинными работами, а развивайте их интересы и ставьте перед ними новые, увлекательные задачи.
  • Будьте терпимы к странным идеям.
  • Помогайте талантливым людям справляться с разочарованием и сомнением, когда они остаются одни в процессе непонятного коллегам по работе творческого поиска.
  • Убеждайте умных, талантливых людей, что лучше всего быть «разумным авантюристом», полагаясь порой на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
  • Делайте все, чтобы избежать общественного неодобрения талантливых людей, уменьшить социальные трения и негативную реакцию персонала организации.
  • Культивируйте истинное уважение к личности талантливого человека.
  • Умеренность должна быть целью руководителей организаций в проявлении заботы о развитии продуктивных навыков талантливого человека.
  • Некоторые рекомендации, предлагаемые здесь, могут помочь и талантливым людям, оказавшимся в сложных ситуациях, при работе в творческой компании.
  • Постарайтесь переводить свои идеи на язык, доступный для понимания других, чтобы они восприняли ваши предложения как служащие их собственным нуждам и интересам.
  • Старайтесь не быть воспринятым в качестве агрессора, личности, доминирующей за счет своего ума, позволяйте другим сохранять собственное достоинство, уважайте их право на индивидуальную точку зрения.
  • Давайте понять, что в основном вы поддерживаете то, что пользуется уважением у других: ценности, приоритеты, идеалы, традиции, принципы.
  • Не бойтесь изначально воспринять господствующие требования в организации, когда они не вступают в серьезный конфликт с вашими основными жизненными принципами: это своеобразный «кредит» вашей будущей личной свободы.
  • Высказывайте свою критику в адрес других с позитивных позиций, с желанием помочь.
  • Всегда требуйте время на раздумье, чтобы дать ответ по той или иной проблеме: это даст возможность избрать правильный способ действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий менеджмент – управление творческим коллективом и талантливыми людьми.

Все больше экономических понятий входит в сферу деятельности человека. Творческие коллективы, результатом деятельности которого, является  творческий продукт, настоящее время становятся в объектом исследования экономической науки и HR-технологий. Творчество – процесс безграничной фантазии и возможностей. Он нуждается в мотивации, стимулировании, повышения профессионального уровня личности. Становится необходимым отслеживать результаты, планировать бюджет, обновлять и усложнять задачи. И все это делать стоит легко, творчески, без формализма и крючкотворчества.

Грамотное управление не может существовать без четкой мотивации сотрудников коллектива. Именно поэтому, выявление особенностей в управлении персоналом творческих организаций возможно стоит начать с того, как руководители коллектива создают условия, побуждающие подчиненных к продуктивной творческой работе.

Совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых работниками для достижения целей организации, называют ее мотивационной средой[6].

Мотивационная среда должна обеспечивать положительную оценку работником ожидаемых последствий за результаты своего труда, если эти результаты соответствуют общим целям. Чтобы иметь возможность адекватно оценить эти последствия, каждый работник должен видеть связь между результатом и ожидаемыми значимыми для себя вознаграждениями. Особенность, которую необходимо учесть при мотивации персонала в творческой организации, что его единицей выступает не компетентная, усредненная модель исполнителя, а личность креативная, творческая. Поэтому необходим индивидуальный подход как в сферах, затрагивающих личностный и социальный статус, так и в сферах творчества и искусства.

Творческий коллектив является динамичной системой. Талантливый человек – личность сильная и харизматичная, постоянно развивающаяся и прибывающая в творческом поиске. Творчество не признает рутины и именно поэтому назначение творческих контактов особенно важно. Сотрудничество и обмен опытом является одной из главных особенностей в управлении креативным персоналом.

Творческий процесс – это своеобразный процесс производства творческого продукта. А значит, это процесс имеет свои сроки исполнения, рамки, рутинную работу, систему стимулирования работников, (где главным является психологическое стимулирование), внедрение инновационной составляющей (например, мультимедиа). Лишь 10-15% в этом глобальном процессе занимает чистое творчество, все остальное время, знакомые любому коллективу процессы. Но именно эти мгновения чистого вдохновения и фантазии стоят 90% процентов рутинной работы, терпения, кропотливого труда и постоянного межличностного взаимодейтсвия.

В наши дни, исследователей занимающихся творческим менеджментом не так много. Например, работы Роберта Саттона – профессора Стендфордсского университета, автора многочисленных статей по управлению творчеством, автора книги «Дикие идеи, которые работают». Среди наших российских авторов можно отметить А. С. Майданова автора книги «Грани научного творчества», Е. Я. Басина «О природе творческой личности», А. Митина и его книгу «Управленческие взаимоотношения с талантливыми людьми» журнал «Управление персоналом», К. Чинарову с легкой и понятной статьей «Управление творческим коллективом» журнал «Управление компанией», подробная исследовательская работа «Культура организации: проблемы формирования и управления».

Безусловно, что хороший руководитель талантливого творческого коллектива способен быть успешным администратором, психологом, творцом одновременно. В команде с единомышленниками, сплоченными воображением и фантазией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

[2] Чинарова, К. Коллектив-креатив (Управление творческим коллективом // Журнал управление компанией - 2003. - №8. - С. 35.

[3] Статья «Стадии развития коллектива// http://infomanagement.ru/lekciya/Stadii_razvitiya_kollektiva

[4] Митин А.Н.Управление и взаимоотношения с талантливыми людьми// «Управление персоналом». — 2000. — №3.

[5] А.Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев 
Культура организации: проблемы формирования и управления 
СПб.: Гуманистика, 2006.

[6] М.С. Каз, А.А. Никитин Мотивационная среда как фактор достижения стратегических целей// http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/ec/07/image/07-045.pdf

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Коллектив как высшая форма организации людей