Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 04:04, контрольная работа

Краткое описание

Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТЕНТ АНАЛИЗ.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры. Выбор объекта и единиц анализа — чуть ли не самые сложные шаги на этом пути.

Нужно найти ответы на вопросы: где это искать и как проявляется изучаемое явление, событие, процесс. Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор, 6) целостное сообщение.

Основные этапы контент-анализа: 1) выделение единицы анализа, и сведение их в категории анализа и машиночитаемый вид; 2) подсчет частотных распределений и выявление взаимосвязей единиц анализа; 3) интерпретация результатов. Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы, книг, плакатов или листовок, газет, фильмов, публичных выступлений, теле - и радиопередач, общественных и личных документов, журналистских интервью, ответов на вопросы анкет и т. д. 3. Контент-анализ как психодиагностическая процедура Контент-анализ — метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.

Применяется начиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации; анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах.

В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии. В методическом аспекте контент-анализ находит применение в трех качествах: как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.

В последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической диагностике. В психологии метод, близкий к контент-анализ, применялся К. Юнгом для анализа результатов ассоциативного теста.

Использование контент-анализ в психологии и Психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщений испытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Особым достоинством контент-анализ является то, что он нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических данных.

Конкретные направления применения контент-анализ включают: 1) анализ результатов проективных методик исследования Личности; 2) изучение диагностических интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; 3) анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании; 4) изучение психологических особенностей личности по качественным характеристикам, развернутым экспертным оценкам; 5) анализ объективной информации о личности; 6) анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации. В целях диагностики некоторыхличностных особенностей (тревожность, невротизация и др.

) проводится своеобразный  контент-анализ. Контент-анализ грамматических  и стилистических конструкций  речи испытуемого (напр.

Количество «тематических» высказываний, глаголов, логических «гнезд» и т. д.), что часто находит применение в «Завершение предложения» методиках. Проведение контент-анализ в любом из направлений требует выполнения ряда требований к организации его этапов и процедур.

Наиболее важным является определение категорий анализа — ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования или обследования. Такие категории (напр.

Количество речевых актов взаимодействий, побуждающих высказываний, частота отражения отдельных тем: «болезнь», беспокойство по поводу «карьеры», «семьи» и т. д.) должны быть исчерпывающими, охватывать все части фиксируемого содержания. В случае включения контент-анализ как элемента процедуры обработки данных теста критерий должен быть четко формализован и «стандартизирован» в целях однозначности его характеристики лицами, проводящими исследование.

После выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицы анализа — лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации, описываемые или наблюдаемые ситуации). Наконец, выделяются единицы квантификации (частота появления анализируемых единиц в определенном объеме информации).

Эти исходные данные составляют инструкцию по обработке — алгоритм кодирования. Заключение Контент-анализ (англ.

Content analysis, нем. Content-Analyse, фр.

Analyse du contenu) — исследовательская  техника для получения выводов  путем анализа содержания текста  о состояниях и свойствах социальной  действительности, в частности, источника  текста публикации. Своими словами, контент-анализ — это перевод текстовой информации в количественные показатели.

Например, такими показателями могут быть: для определения размера публикации — количество слов в тексте; для определения ключевой фигуры статьи — количество и состав действующих персонажей; для определения смысловой направленности публикации — тематика статьи или наличие в тексте определенных слов и т. д. Подсчет частоты появления в тексте исследуемых показателей, например, слов, символов, таблиц, фотографий, характеризует количественный контент-анализ публикаций, а поиск в тексте присутствия или отсутствия исследуемой переменной — качественный контент-анализ. Применение метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно эффективным.

Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.

Список литературы Анцупов А. Я. Словарь Конфликтолога. 2-е из.

, Питер, С.-Петербург, 2006 Барсамов В. А. Контент - анализ  газетных материалов // Социс – 2006 - №2 Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальный  менеджмент. Справочник.

М.: Инфра-М, 2002. Клуппт М. А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования.

2003. № 6. Козлова  Н. Н. Методология анализа человеческих  документов // Социологические исследования. 2004. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А. К. Соколова. М.: Весь Мир, 1997. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд. , Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003 Общая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005 Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. / Под ред. Ф. Э. Шереги и М. К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. Рой О. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб: Питер, 2004. Словарь-справочник по психодиагностике под редакцией Бурлачук Л. 3-е изд, Питер, С.-Петербург, 2008 Хеллевик О. Социологический метод. М.: Весь мир, 2002. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998 Размещено на 10 Похожие рефераты: К проблеме групповой динамики сетевого сообщества Одним из ярких проявлений возможностей социального конструирования в виртуальном пространстве является факт возникновения и активного развития в настоящее время различных сетевых сообществ.

История контент-анализа как психодиагностической процедуры...

Метки: психодиагностика, психологического, личность, социальный, конфликт

 

Контент-анализ


Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Метод анализа результатов деятельности в форме контент-анализа предусматривает содержательный анализ по заранее определенной схеме — на основании критериев, показателей, смысловых единиц, обозначенных в соответствии с целью, — продуктов деятельности субъекта, и последующей статистической обработки в виде определения количественного соотношения между ними. Это позволяет установить степень выраженности определенной смысловой информации и осуществить перевод содержания документа в количественное выражение. Иными словами, диагностическая задача состоит в том, чтобы выявить и оценить некоторые психологические характеристики индивида, которые проявляются в том, что он делает, в частности в продуктах художественно-творческой деятельности (рисунки, постройки, тексты, произведения, письма, сочинения и др.).

 
Следует отметить, что метод анализа продуктов деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте занимает особое место, поскольку ни в каких других возрастах деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. 
Считается, что в продуктах деятельности проецируется отношение субъекта к самой деятельности, к окружающему миру, природе, отражается уровень развития его умственных, сенсорных, моторных навыков [20; 64]. Использование этого метода предполагает изучение не единичных, а многих как аналогичных, так и разных продуктов деятельности. Кроме того, данный метод иногда предполагает анализ не только продукта, но и процесса его создания. Например, в рисовании, лепке, аппликации можно анализировать не только проявления творчества в продукте, выразительные средства, но и способ его получения, степень соответствия первоначальному замыслу [81]. 
Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий: 
1. Предварительно четко формулируется цель исследования, например изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам, проявляющихся в игре (рисунках). 
2. Учет возрастных особенностей при анализе деятельностной компетентности. В частности, в соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу. 
3. Для всех респондентов, привлеченных к исследованию, создают одинаковые условия (например, подбирают одинаковые материалы: краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор). 
4. При получении продукта поддерживают естественные условия: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у респондента мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на результат. 
5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций человека (ребенка). 
Недостатки метода анализа результатов деятельности обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. В противном случае возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка. 
В целом метод анализа продуктов деятельности теснейшим образом связан с контент-анализом, который находит применение в трех аспектах: 
1) как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; 
2) как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; 
3) как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных в процессе параллельных исследований. Именно в этом, последнем, качестве он зачастую и используется в психодиагностике, поскольку не всегда дает возможность раскрыть все многообразие психической деятельности ребенка, которая привела его к созданию материального продукта. 
Логика реализации процедуры контент-анализа осуществляется в три этапа. Сначала определяются ключевые категории анализа —регистрируемые элементы, которые должны быть исчерпывающими и охватывать все части фиксируемого содержания. Затем, в зависимости от анализируемого продукта, выделяются индикаторы выбранных смысловых единиц и вариативные формы их выражения (смысловые единицы анализа). Например, при анализе текстов (сочинения, сказки) в качестве смысловых единиц используют лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции. 
Заключительным этапом контент-анализа выступает процедура статистической обработки результатов, позволяющая установить соотношение между различными смысловыми единицами или их группами. В качестве единицы квантификации чаще всего выступает частота появления анализируемой единицы в определенном объеме информации. Первичная информация обычно оформляется в виде таблицы частот встречаемости регистрируемых элементов в источнике данных. 
Следует отметить, что в практической работе, особенно в случаях индивидуальной диагностики, этот метод не всегда информативен. Например, если учащимся было предложено сочинение, тема которого сформулирована без предварительной ориентации на выделение смысловых единиц, а сочинений немного, то получение достоверных результатов оказывается невозможным, а значит, и использование технологии контент-анализа — нецелесообразно.  
Контент-анализ используется в том случае, если: 
□ требуется точность при сопоставлении однопорядковых данных; 
□ число информации, продуктов деятельности достаточно для проведения их количественной обработки; 
□ и имеющиеся продукты деятельности, и информация достоверно охватывают изучаемый объект; 
□ результаты количественной обработки имеющегося материала могут быть сопоставлены с другими данными. 
Таким образом, используемый в диагностике контент-анализ не представляет собой самостоятельного метода, а является специфической формой изучения материалов качественного характера, основанной на специальной технике [13; 181].

Источник: Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте _ СПб . Речь; 2006. - 320 с.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воскресенье, 20.10.2013, 19:23

Приветствую Вас Гость | RSS

УЧЕБНИКИ ПРАКТИКУМЫ КНИГИ

Главная | Практикум по психологии | Регистрация | Вход

 

Меню сайта

  • Главная страница
  • Все учебники и методические пособия. Каталог.
  • Практикумы. Информация. Рекомендации.
  • Нормативно-правова база
  • Организация образования. Учебные программы.
  • Контрольные и рефераты
  • Тренинги и тесты
  • ОБЖ и охрана труда
  • Инструкции по ремонту и эксплуатации автомобилей
  • Картинки и фото

Информация

 


Практикум по психологии. Методики психологического исследования


2. Методические  рекомендации       

Тема 4. Беседа и интервью как метод психологического исследования 
       Теоретическая часть (1 час) 
                   
      Сбор первичной информации при помощи опроса стал практиковаться еще в прошлом веке: при переписях населения, различных статистических обследованиях, при изучении закономерностей общественной жизни. 
             
     Опрос как метод социально-психологического исследования. 
      
     Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. 
     Область применения метода опроса в психологии довольно обширна: на ранних стадиях исследования;  как средство сбора первичной информации; для уточнения данных, полученных другими методами. 
     Всякий опрос есть: 
      -либо непосредственный опрос - интервью, беседа;  
     - либо опосредованный опрос - анкетирование. 
      
     Беседа – прямое или косвенное получение от испытуемого сведений о его деятельности, в которой проявляются свойственные ему психологические явления. Часто носит двусторонний характер. 
      
     Требования к проведению беседы: 
- непринужденность, нельзя превращать беседу в допрос; 
- установление личного контакта; 
- наличие плана беседы; 
- возможная двусторонность, т. е. беседа предполагает постановку вопросов испытуемым. 
      
     Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной и целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Интервью и беседа вид целенаправленного исследовательского общения, прямое или косвенное получение от испытуемого сведений о его деятельности в которых проявляются свойственные ему психологические явления. Направление беседы определяется проблемой исследования. 
     Существует несколько классификаций интервью в зависимости от выбранного основания: 
     по целевому назначению:  
     а) интервью мнений и отношений;  
     б) документальные интервью. 
     по технике или по форме:  
     а) неформализованное (вопросы, их последовательность и количество заранее не определяются); 
     б) формализованное (вопросы и регистрация стандартизированы). 
     по процедуре:  
     а) панельное (повторное) - изучают эволюцию отношений, мнений; 
     б) клиническое (глубокое, интенсивное);  
     в) многократное - изучают одно лицо много раз; 
     г) фокусированное. 
     Процедура интервью 
1. Начальный этап всякого интервью - установление социально-психологических контактов интервьюера и респондента. Затем интервьюер называет организацию, которую он представляет, объясняет задачу интервью и причины выбора данного респондента.  
2. Второй этап - основное интервьюирование - осуществляется в соответствии с разработанным заранее вопросником.  
3. Третий этап интервью - анализ результатов опроса. 
     Все вопросы классифицируют по содержанию, форме и функции.  
     По   содержанию: 
     а) о фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также о продуктах деятельности; 
     б) о мотивах, оценках и мнениях индивидов.  
     В группе "а" исследователь может получить объективные сведения об опрашиваемом, о том, что он знает и помнит, а "в группе "б" - информацию о том, что думает опрашиваемый, что он намеревается делать и почему. Вопросы группы "б" более трудные, ответы менее достоверные. Большое значение для выявления мотивов, намерений, установок имеют проективные вопросы, когда респондентам предлагают набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, и просят указать предпочтительный вариант поведения: "Представьте себе, что ...". 
     П о   форме:  
     а) открытые и закрытые;  
     Открытые вопросы предполагается ответ в свободной форме, но эта "свобода" ответов затрудняет обработку данных, а закрытые вопросы предполагают перечень альтернативных ответов, при этом могут быть альтернативы с веером ответов или ответы с ранжированной оценкой. 
     б) прямые и косвенные.  
     Прямые вопросы задаются "в лоб", а косвенные представляют серию уточняющих вопросов. 
     По   функции:  
     а) фильтрующие; 
     б) контрольные вопросы.  
     Основная функция фильтрующих вопросов - отсеять респондентов некомпетентных, а контрольных вопросов - проверить достоверность полученных ответов (шкала "лжи"). 
      
      
     Сферы применения интервью: 
* на ранних стадиях исследования с целью уточнения общей проблемы и гипотезы; 
* для разработки методики больших опросов-обследований; 
* в качестве основного метода сбора социально-психологической информации; 
* в качестве дополнительного метода совместно с другими методами исследования; 
* в контрольных исследованиях для уточнения и проверки данных других методов. 
      
      
вопросы для обсуждения 
 
1. Интервью и беседа как разновидности метода опроса. 
2. Классификация интервью. 
3. Общая характеристика типов интервью. 
4. Основные требования к организации интервью. 
5. Основные требования к личности интервьюера. 
6. Подготовка интервьюеров. 
7. Возможности и ограничения метода интервью. 
       
       
ЗАДАНИЕ 4.1. 
        
       Интервью по самостоятельно выбранной проблеме 
      Тема. Интервью как метод исследования. Описание ситуации интервьюирования, постановка задачи и выдвижение гипотезы. Описание результатов интервью. Возможности и ограничения метода интервью. 
      Задание строится как исследование, которое самостоятельно разработано студентами с использованием метода интервью. Выбор проблемы, постановка задачи, гипотеза, выбор объекта исследования, способ проведения интервью и обработка результатов также выбираются студентами самостоятельно.  
 
Задачи работы 
 
1. Самостоятельная разработка проблемы психологического исследования с использованием метода интервью. 
2. Разработка программы интервью. 
3. Организация и проведение интервью. 
4. Обработка и описание результатов интервью. 
 
 
Оформление отчета 
 
      Отчет оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отчетным материалам. 
       
       
  Литература: 
   
1. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. - М.: Изд-во МГУ, 1979. 
2. Введение в практическую социальную психологию / Ред. Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева. – М., 1996. 
3. Сурмин Ю. П., Теленков Н. В. Методология и методы социологических исследований. К.: МАУП, 2000. 
4. Методы социальной психологии / Под. ред. Е. С. Кузьмина. – Л.: Из-во ЛГУ, 1977. 
5. Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению СПб: Наука, 1994. 
       
    
                                                         Метод анкетирования 
        
     В основе любой анкеты лежит вопросник, с помощью которого осуществляется сбор соответствующей и необходимой информации.  
     Анкетирование бывает трех видов. 
     Почтовое - анкета рассылается по почте. Его достоинство состоит в простоте и легкости организации, недостаток - в низком проценте возврата анкет (до 5 %). 
     Раздаточное - выдача и заполнение анкеты на месте. Заполнение проходит в присутствии исследователя, который контролирует этот процесс. Опрос может быть индивидуальным и групповым. Этот способ анкетирования гарантирует наиболее полный возврат анкет. 
     Прессовое    анкетирование - это публикация анкет в газете, трансляция по радио, телевидению, телефону. Достоинства и недостатки такие же, как и у почтового. 
      
Общие принципы составления вопросника 
      
     Все вопросы классифицируют по содержанию, форме и функции.  
     По   содержанию: 
     а) о фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также о продуктах деятельности; 
     б) о мотивах, оценках и мнениях индивидов.  
     В группе "а" исследователь может получить объективные сведения об опрашиваемом, о том, что он знает и помнит, а "в группе "б" - информацию о том, что думает опрашиваемый, что он намеревается делать и почему. Вопросы группы "б" более трудные, ответы менее достоверные. Большое значение для выявления мотивов, намерений, установок имеют проективные вопросы, когда респондентам предлагают набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, и просят указать предпочтительный вариант поведения: "Представьте себе, что ...". 
     П о   форме:  
     а) открытые и закрытые;  
     Открытые вопросы предполагается ответ в свободной форме, но эта "свобода" ответов затрудняет обработку данных, а закрытые вопросы предполагают перечень альтернативных ответов, при этом могут быть альтернативы с веером ответов или ответы с ранжированной оценкой. 
     б) прямые и косвенные.  
     Прямые вопросы задаются "в лоб", а косвенные представляют серию уточняющих вопросов. 
     По   функции:  
     а) фильтрующие; 
     б) контрольные вопросы.  
     Основная функция фильтрующих вопросов - отсеять респондентов некомпетентных, а контрольных вопросов - проверить достоверность полученных ответов (шкала "лжи"). 
      
      
     Требования к вопросам: 
* при подборе вопросов исследователь должен соблюдать принцип рациональности, т.е. не должно быть вопросов "на всякий случай"; 
* язык вопросов (стиль) определяется предметом исследования и характеристиками респондента. Не должно быть двусмысленных вопросов; 
* вопросы должны быть сформулированы так, чтобы респондент мог на них ответить; 
* не должно быть таких вопросов, которые бы вызывали у респондента нежелание давать искреннюю информацию. 
     Правила составления анкеты 
     В основе всякой анкеты лежит вопросник, который представляет собой организованную определенным образом последовательность вопросов. 
     Анкета состоит из трех смысловых частей: вводной (инструкция), основной (вопросник) демографической ("паспортичка"). 
     1. Вводная   часть содержит четкую инструкцию для испытуемого и создает у него положительную мотивацию на участие в анкетировании. 
     2. Вопросник  раскрывает содержание исследуемой темы  и предлагает блоки вопросов, в которых учитывается психология человека, выступающего в роли респондента.  
     Выделяют три основных блока вопросов: 
* первая треть вопросов направлена на то, чтобы заинтересовать респондента, расположить его к сотрудничеству. Здесь не должно быть слишком трудных и щепетильных вопросов; 
* вторая треть вопросов'(середина) - наиболее трудные основные вопросы, направленные на выявление мнений, установок, оценок индивида; 
* третья часть (окончание) - наиболее интимные и различного рода контрольные вопросы, цель которых углубить и уточнить информацию, полученную ранее. Практика показывает, что к этому времени респондент уже готов довести дело до конца и ответить на те вопросы, которые его ранее смущали. 
     3. Демографическая   часть заполняется в случае необходимости. Установлено, что лучше помещать ее в конце анкеты и обязательно снять негативное к ней отношение. 
      
          
       Проверка анкеты и способы анкетирования 
      Пилотажное исследование - это предварительное апробирование анкеты на пригодность. Оно проводится в виде интервью. Для этого выбирается рандомизированная выборка из той совокупности респондентов, которая будет впоследствии подвергнута основному анкетированию (разного возраста, пола, уровня образования, культуры). В процессе пилотажного интервью фиксируются все комментарии, реакции респондентов. Обязательным является последующее обсуждение опросников с "экспертами". 
      После ознакомления с методом анкетирования студентам предлагается самостоятельно провести групповое анкетирование по заданной теме. 
       Практическая часть (12 часов) 
        
       Вопросы для обсуждения 
1. Общая характеристика метода анкетирования, его возможности и ограничения. 
2. Виды анкетирования. 
3. Принципы построения анкеты. 
4. Требования к предварительному этапу анкетирования. 
5. Процедура анкетирования. 
6. Преимущества и недостатки метода анкетирования. 
7. Каковы функции исследователя во время группового анкетирования. 
 
ЗАДАНИЕ  5.1. 
 
Тема: Анкетирование на начальной стадии исследования, выдвижение гипотез на основании изучения объективных условий. Описание результатов анкетирования. 
 
       Анкетная "экспресс-методика" измерения психологического климата в студенческих коллективах 
 
Задачи работы 
       
1. Использовать метод анкетирования для выяснения особенностей психологического климата в студенческих группах. 
2. Сформулировать гипотезы о различиях психологического климата в группах однополых и  смешанных. 
 
Методические указания 
 
      Исследование проводится с помощью модифицированного варианта "экспресс-методики" измерения психологического климата, разработанного А. Ю. Шалыто, О. С. Михалюк. 
      Респондентам предлагается печатная анкета, которая заполняется индивидуально каждым членом обследуемой группы. 
      После проведения анкетирования в разных студенческих группах студенты приступают к обработке результатов. 
      Сначала анализируются различные стороны отношения к коллективу каждого его члена. Затем каждый компонент (поведенческий, когнитивный и эмоциональный) тестируется тремя вопросами, причем ответ на эти вопросы принимает только одну из трех возможных форм: +1; 0; -1. Сочетание ответов испытуемого на вопросы одного компонента можно обобщить следующим образом: 
* положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса компонента, или два ответа положительные, а третий имеет другой знак); 
* отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с противоположным знаком); 
* неопределенная, противоречивая оценка (на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки). 
      Полученные данные можно свести в таблицу индивидуальных оценок отдельных компонентов. 
        
Табл.10. 
 
      В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: «+», «-», «0». 
      На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:       
      Э= 
      где и  - количество положительных и отрицательных  ответов, содержащихся в столбце оценки  эмоционального компонента; 
      n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании.  
      Средние оценки располагаются в интервале от -I до +1: 
      Классифицируем полученные средние. Для этого разделим возможные оценки от -I до +1 на три равных части: от -I до -0,33; 
      от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1. 
      Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными; во второй - противоречивыми, неопределенными; в третий – положительными. 
       Следовательно, возможны такие сочетания рассматриваемого отношения: 
      1. Полностью положительное. 
      2. Положительное. 
      3. Полностью отрицательное. 
      4. Отрицательное. 
      5. Противоречивое, неопределенное. 
      В первом случае психологический климат трактуется как весьма благоприятный; во втором - в целом благоприятный; в третьем -совершенно неудовлетворительный; в четвертом - в целом неудовлетворительный; в пятом считается, что тенденции противоречивы и неопределенны. 
 
Отработка задания 
 
      Отработка задания проводится в три этапа.  
      1. На первом студенты знакомятся с обследуемыми группами. Основные методы - наблюдение и беседа.  
      2.3. Два других этапа - основное исследование. При помощи анкетирования проводится опрос в двух академических группах, отличающихся половым составом.  
      4.  Анализ результатов анкетирования. 
      Исследовательская задача, которая стоит перед студентами-психологами, - проанализировать характер социально-психологического климата в академгруппах с разным половым составом. 
      Обработанные материалы анкетирования анализируются и оформляются в виде отчета о лабораторном задании. 
 
Оформление отчета 
 
1. Введение. Общая характеристика метода анкетирования и возможности его применения при исследовании социально-психологического климата в группах. 
2. Цель, задача и гипотеза работы. 
3. Предмет и методика исследования. Кратко? описание объекта и процедуры анкетирования. 
4. Результаты и их обсуждение. Проводится сравнительный анализ характеристик социально-психологического климата академических групп с разным половым составом. 
5. Выводы и рекомендации по усовершенствованию социально-психологического климата в группах. 
        
ЗАДАНИЕ 5.2. 
 
Анкетирование по самостоятельно выбранной проблеме 
 
      Тема. Анкетирование на начальной стадии исследования. Описание ситуации анкетирования. Выдвижение гипотез на основании изучения объективных условий. Разработка анкеты. 
      Задание строится как модель процесса проведения психологического исследования с помощью метода анкетирования. Сначала на материале предварительного ознакомления с объектом исследования разрабатывается общая схема группового исследования, которая определяет задачу анализа, формулировку гипотезы, выбор способа проведения анкетирования. 
       
Задачи работы 
       
1. Самостоятельная разработка проблемы психологического исследования с использованием метода анкетирования. 
2. Самостоятельная разработка анкеты. 
3. Организация и проведение анкетирования. 
4. Завершается составление анкеты пробным пилотажным исследованием.  
       
 
Оформление отчета 
       
1. Введение. Общая характеристика метода анкетирования и возможности его применения при исследовании по выбранной проблематике. 
2. Цель, задача и гипотеза работы. 
3. Предмет и методика исследования. 
4. Результаты и их обсуждения. 
5. Выводы и рекомендации. 
       
Литература: 
 
1. Бутенко И. А. Анкетный опросник как общение социолога с респодентами. – М., 1989. 
2. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. - М.: Изд-во МГУ, 1979. 
3. Введение в практическую социальную психологию / Ред. Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева. – М., 1996. 
4. Сурмин Ю. П., Теленков Н. В. Методология и методы социологических исследований. К.: МАУП, 2000. 
5. Методы социальной психологии / Под. ред. Е. С. Кузьмина. – Л.: Из-во ЛГУ, 1977. 
6. Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению СПб: Наука, 1994. 
7. Практикум по социологии / Ред. Слепников И. Н., Дряхлов В. И. – М., 1992. 
 
       
       Тема 6. Метод изучения продуктов деятельности 
       Практическая часть (6 часов) 
       
Вопросы для обсуждения: 
 
1. Метод изучения продуктов деятельности и его разновидности. 
2. Биографический метод. 
3. Техника контент-анализа. 
4. Сферы применения архивного метода. 
5. Этапы проведения контент-анализа. 
6. Обработка первичных данных исследования с помощью техники контент-анализа. 
7. Преимущества и недостатки архивного метода. 
       
ЗАДАНИЕ 6.1. 
       
Выполнение контент-анализа 
       
       Тема: Формирование умения выполнять основные процедуры контент-анализа. Выделение категорий анализа. 
      Задание выполняется на материале методики незаконченных предложений, методики незавершенного рассказа. 
   
 Контент-анализ 
  
 Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в которых соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации: социально-психологические характеристики персонаже сообщений СМИ, виды взаимодействия людей, жанры сообщений. 
  
  
  
 Требования к организации и проведению контент-анализа. 
1) Определение ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Категории должны быть исчерпывающими и охватывать все части фиксируемого содержания. 
2) Определение соответствующих категориям единиц анализа (лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции). 
3) Выделение единиц квантификации – частота появления анализируемых единиц в определенном объеме информации. 
     Эти исходные данные составляют алгоритм кодирования. 
     При проведении контент-анализа первичная информация обычно оформляется в виде таблицы частот встречаемости регистрируемых элементов в источнике данных. 
      
       
      Табл.11. 
       
Процедура статистической обработки: 
      Коэффициент Яниса (С) дает возможность установить соотношение «+» и «-» оценок относительно определенных категорий. 
       когда f>n 
       
       когда f<n 
       
      f – число "+” оценок. 
      n - число "-” оценок. 
      r – объем единиц информации отражающий изучаемую категорию. 
      t – общий объем единиц анализируемого источника информации. 
       
Оформление отчета 
       
      Отчет оформляется в соответствии с основными требованиями. 
       
 
ЗАДАНИЕ 6.2. 
 
Исследование личности биографическим методом 
 
       Тема: Формирование умения выполнять исследование личности биографическим методом 
    
     Биографический метод. 
      
     Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода – описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти – могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности. 
      
     Разработка биографического метода относится к первой трети ХХ в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер. В советской психологи к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивающий, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека. 
     Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др. 
     Предметом биографического метода является  жизненный путь – история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды. 
      
       Цель занятия. Составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы: 
1. Данные жизненного пути. 
2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т. д.). 
3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.). 
4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни. 
5. Состояния здоровья (в том числе перенесенные заболевания). 
       Оснащение. Формализованная биографическая анкета. 
      Порядок работы. Для выполнения задания участники делятся на пары, в которых один выполняет роль экспериментатора, а другой – роль испытуемого. Испытуемому предлагается биографическая анкета и дается следующая инструкция: «Прошу вас как можно подробнее историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились к друг другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали от том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы?». 
       Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их. 
       
      Табл.12 
       
      Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предполагает анализ: 
- социальной ситуации развития личности; 
- основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития; 
- ценностных ориентацией, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности; 
- основных конфликтов и движущих сил развития личности. 
        
       Литература: 
        
1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др./ /Под общей  ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000. 
2. Основы психодиагностики. Учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Шмилева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 
3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справовчник по психодиагностике. – СПб., 1999. 
4. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – М.: Изд. дом «Бахрах-М», 2000. 
5. Методы социальной психологии / Ред Е. С. Кузьмин, В. Е. Семенов. – Л.; 1977. 
6. Немов Р. С. Психология. – М., 1995. – Кн.3. 
7. Практикум по социологии / Ред. И. М. Слепенков, Н. И. Дряхлов и др. – М., 1992. 
        
       Тема 7. Метод обобщения независимых характеристик 
       Практическая часть (8 часов) 
       
Вопросы для обсуждения: 
 
1. Сущности и особенности метода обобщения независимых характеристик. 
2. Основные этапы исследования методом обобщения независимых характеристик. 
3. Причины нарушения достоверности результатов. 
4. Сферы применения метода обобщения независимых характеристик. 
5. Проблема подбора экспертов. 
6. Особенности обработки результатов полученных методом обобщения независимых характеристик. 
 
 
ЗАДАНИЕ 7.1. 
 
     
        
     Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя 
 
     Соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием успешного ее осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопросов подбора руководителей, формирования кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направленности личности руководителя. Заключение об указанных качествах руководителя может быть сделано психологом на основании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя. 
     Оснащение. Бланк экспертной оценки в количестве, соответствующем числу экспертов. 
     В бланке экспертной оценки представлены девять психологических характеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в его деятельности семи признаков каждой характеристики: Определенность – Целеустремленность –Избирательность- Тактичность – Действенность – Критичность –Ответственность. 
     Порядок работы. Психолог-исследователь определяет группу экспертов. Группа может быть представлена всем трудовым (учебным) коллективом либо отдельными его представителями. Важно, чтобы эксперты хорошо знали как оцениваемого руководителя, так  и характер его деятельности.  
1) Обработка и анализ результатов исследования. После того как эксперты выставили оценки, психолог-исследователь должен в бланках экспертной оценки подсчитать сумму баллов по каждой из девяти характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок.  
     Общий средний балл оценки ПХЛР позволяет сделать заключение об уровне качеств руководителя, ориентируясь на следующие показатели. 
     В заключении необходимо сформулировать рекомендации как по оптимальному профессиональному использованию руководителя, так и по развитию его личностных индивидуально-психологических характеристик. Целесообразно также указать, имеется ли необходимость дополнительного исследования индивидуально-психологических характеристик данного руководителя, и если да, то каких именно. 
 
Скачать : Практикум по психологическим исследованиям 
 
Назад к теме 1 
  
      
       Литература: 
        
1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др./ /Под общей  ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000. 
2. Основы психодиагностики. Учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Шмилева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 
3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справовчник по психодиагностике. – СПб., 1999. 
4. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – М.: Изд. дом «Бахрах-М», 2000. 
5. Методы социальной психологии / Ред Е. С. Кузьмин, В. Е. Семенов. – Л.; 1977. 
6. Немов Р. С. Психология. – М., 1995. – Кн.3. 
7. Практикум по социологии / Ред. И. М. Слепенков, Н. И. Дряхлов и др. – М., 1992. 
8. Шошин П. Б. Методика экспертных оценок. – М., 1987.      

 
     

Авторизация

Войти через uID

Старая форма входа


Поиск по сайту


Наши партнеры

Автомобильный сайт Автомастер все об автомобилях


Статистика

 



zx057 & EKost © 2013

Хостинг от uCoz


 

 

 

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)

В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

Под понятием «документальный источник» понимаются:

письма; 
автобиографии; 
дневники; фотографии; записи на кино- и видеопленке; творческие результаты в разных видах искусства; материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализ (буквально «анализ содержания»). Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. прошлого столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем гюд-считывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. XX в. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример: в 80-х гг. XX в. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах.

Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США — там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Техника завершения предложений); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых вопросов анкет и т. п. Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество тематических высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.

Следует коротко остановиться еще на одном классе методик. В последнее время в западной психологической литературе появился термин «тесты учителя». Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, а целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диагностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников, их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в формализованной диагностике. Однако само их появление в психодиагностической литературе следует рассматривать как одно из проявлений неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой особенностью психологического диагностирования. Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями, беседами, тестами учителя и т. п. формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат.

Приведенная в данной главе классификация психодиагностических методик не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использования других принципов деления методик на классы. Так, в книге «Общая психодиагностика» дана классификация психодиагностических методик, опирающаяся на такое основание, как наличие или отсутствие оценок выполнения заданий по типу правильно — неправильно. Класс психодиагностических методик, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, тест замаскированных фигур Уиткина). К классу методик, в которых понятие правильный или неправильный ответ не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методики.

Еще одним основанием для классификации методик может быть мера включенности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этот принцип позволяет разделить психодиагностические методики на следующие группы:

влияние психодиагноста выражено минимально; 
влияние психодиагноста выражено максимально; 
влияние психодиагноста выражено в средней степени (промежуточное положение между двумя полюсами).

В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методики. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутинной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру.

Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагност своими реакциями, репликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в которых получение нужной информации будет затруднено или даже искажено.

В третью группу входят многомерные опросники, опросники с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полученных результатов. Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методик, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.

Перечень оснований для классификации психодиагностических методик может быть продолжен.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

 


Информация о работе Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры