Контент – анализ как метод исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:04, реферат

Краткое описание

Контент-анализ - это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры……………………..….5
2. Сфера применения контент-анализа…………………………………..….8
3. Этапы контент-анализа………………………………………………….…8
4. Типы контент-анализа……………………………………………………..9
5. Контент-анализ в психологии…………………………………………....12
6. Контент-анализ медиа текстов…………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

контент анализ.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

Качественный контент-анализ

Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону сообщений, существуют и  иные единицы, позволяющие проводить  качественный или, как он ещё называется, структурный контент-анализ. В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится.

Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании [8].

С другой стороны, могут браться  в расчет и другие, возможно, более  тонкие вопросы, относящиеся к форме  сообщения: сопровождается ли конкретное газетное сообщение фотографией  или какой-либо иллюстрацией, каковы размеры заголовка данного газетного  сообщения, напечатано ли оно на первой полосе или же помещено среди многочисленных рекламных сообщений. При ответе на подобные вопросы внимание исследователя  фокусируется не на тонкостях содержания, а на способе презентации сообщения. Основным вопросом здесь является факт наличия или отсутствия материала  по теме, степень его выделенности, его размеры, а не нюансы его содержания. В результате такого анализа часто получаются куда более надежные измерения, чем в случае исследования, ориентированного на содержание (поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность), но зато, как следствие, и куда менее значимые [8].

Измерения в параметрах, исследуемых в ходе качественного  контент-анализа, поверхностно затрагивают  само содержание каждого сообщения  в отличие от детального и внимательного  обследования, необходимого при количественном анализе. В результате качественный контент-анализ обычно более прост в разработке и проведении, а потому и более дешев и надежен, чем содержательный контент-анализ. И хотя его результаты, возможно, удовлетворят в меньшей степени, ибо они дают скорее набросок, чем законченную картину сообщения, но при ответе на конкретный исследовательский вопрос они могут зачастую оказаться вполне адекватными [8].

    1. Контент-анализ в психологии

В социальной психологии контент-анализ может применяться, во-первых, как  самостоятельный исследовательский  прием исследования содержания сообщения; во-вторых, в комплексе с другими  методами, т.е., когда одновременно исследуют  не только сообщение, но и другие элементы коммуникационного процесса; в-третьих, как вспомогательный метод обработки  массива данных, полученных другими методами

В социальной психологии контент-анализ в первую очередь используется для  изучения человеческого общения, коммуникаций и их субъектов как представителей микро- и макрогрупп. Непосредственными материалами исследования являются документы, которые рассматриваются как «сообщение». Понятие «сообщение» является специфичным социально-психологическим, в нем акцентируется динамический характер объекта, его включенность в коммуникационную систему. (Т.е. имеется в виду зависимость сообщения от личностных и групповых особенностей коммуникатора и реципиента).

Можно выделить основные области  применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях:

  • изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их авторов (коммуникаторов);
  • изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отображены в содержании сообщений, в том числе тех явлений, которые имели место в прошлом и недоступны для исследования другими методами;
  • изучение через содержание сообщений социально-психологической специфики различных средств коммуникации, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в частности пропагандистского;
  • изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов;
  • изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов влияния коммуникации на реципиентов как представителей разных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения.

Кроме того, можно выделить виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

  • для обработки и уточнение данных, полученных другими методами в социально-психологических исследованиях;
  • специальное - применение для изучения научной литературы.
    1. Контент-анализ медиа текстов

Ниже рассматривается  метод традиционного контент-анализа материалов массовой коммуникации (медиа-текстов). При этом важно иметь в виду следующее. Во-первых, метод контент-анализа является одним из наиболее распространенных в практике изучения содержания массовой коммуникации. Во-вторых, контент-анализ относится по своему типу к методам позитивной эмпирической науки. В этом контент-анализ принципиально отличается от семиологических подходов к анализу текстов, эмпирическая верификация которых весьма проблематична. Напомним, что в целом для эмпирических подходов свойственным является выдвижение гипотез, сбор и классификация данных, разработка экспериментальных методов проверки гипотез и надежности результатов. В рамках семиотических подходов центральной является задача «раскодирования» смысловых структур текста, особое внимание при этом отдается анализу культурного контекста, жанровой специфике сообщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Контент-анализ - это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них. К примеру, использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому ли иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.

В отечественной исследовательской  традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов  и текстовых массивов с целью  последующей содержательной интерпретации  выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при  изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой  материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит  в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста (понятийно-категориальный аппарат, двусмыслия, коллизии, парадоксы).

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. Барсамов В. А. Контент- анализ газетных материалов // Социс - 2006 - №2
    2. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. / Г. С. Батыгин - М. : Аспект Пресс, 1995.
    3. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования. / И.Ф. Девятко - Екатеринбург, 1998.
    4. Дмитриев, И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры /  (2005).
    5. Манекин, Р.В. Контент-анализ, как метод исторического исследования. / Р.В. Манекин — Донецк: Информсервис, 1991.
    6. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. - М.: Наука, 1990.
    7. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, 2-е изд., - М. : Педагогика-Прогресс. 2001.
    8. Татарова, Г. Г. Методология анализа данных в социологии. / Г. Г. Татарова - М.: Стратегия, 1998.
    9. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. / В.А. Ядов - М.: Добросвет, 2003.
    10. Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] http://referat.antiarm.ru/ref-36891.shtml
    11. Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=586349

 


Информация о работе Контент – анализ как метод исследования