Контрольная работа по «Педагогике и психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Любая человеческая деятельность невозможна без ее основной составляющей – познавательных процессов , включающих в себя восприятие, память, мышление, воображение, которые отвечают за ее эффективность и конечный результат. Именно они лежат в основе определения цели и содержания предстоящей деятельности. Благодаря им человек имеет возможность заранее представить себе последовательность этапов, конкретные действия и общий характер поведения, предвидеть результаты и вносить коррективы в намеченный план по ходу его выполнения. Вот почему, говоря о способностях того или иного человека, мы тем самым отмечаем высокий уровень развития его познавательных процессов.

Содержание

1.Введение.
2.Общее понятие о памяти.
3.Ассациация и ее виды.
4. Характеристика процессов памяти.
5.Факторы, влияющие на продуктивность запоминания.
6.Классификация видов памяти.
7. Индивидуальные особенности памяти.
8.Заключение.
9.Используемая литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика..docx

— 47.62 Кб (Скачать файл)

   Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»

Институт экономики и финансов

Кафедра философии.

 

                         

                                

 

                                   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                            По дисциплине:

                            ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.            

 

 

                                                                                                                                                                                                  

                                                       Выполнила: Волкова Наталья Владимировна

                                                             БЭБЗС – 120410                                                                                                               

                                                             ЭБ-11С

                                                        Курс 1

                                                              Проверила: Семенкова Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

                                            Тюмень,2012г.

 

                                    СОДЕРЖАНИЕ.

 

1.Введение.

2.Общее понятие о памяти.                

3.Ассациация и ее виды.

4. Характеристика процессов памяти.

5.Факторы, влияющие на продуктивность запоминания.

6.Классификация видов памяти.

7. Индивидуальные особенности памяти.

8.Заключение.

9.Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Любая человеческая деятельность невозможна без ее основной составляющей – познавательных процессов , включающих в себя восприятие, память, мышление, воображение, которые отвечают за ее эффективность и конечный результат. Именно они лежат в основе определения цели и содержания предстоящей деятельности. Благодаря им человек имеет возможность заранее представить себе последовательность этапов, конкретные действия и общий характер поведения, предвидеть результаты и вносить коррективы в намеченный план по ходу его выполнения. Вот почему, говоря о способностях того или иного человека, мы тем самым отмечаем высокий уровень развития его познавательных процессов.

Они осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых является целостным психическим актом, представляющим собой единство всех видов психических процессов. Между собой познавательные действия различаются наличием главного (ведущего) психического процесса, который и определяет характер каждого конкретного познавательного действия. Вот почему с определенной долей допустимости мы можем рассматривать по отдельности такие психические процессы, как восприятие, память, мышление и воображение.

Изучение памяти с самого начала носило междисциплинарный характер, поскольку в том или ином виде она участвует во всех жизненных процессах, включая сохранение индивидуального опыта и механизмы передачи наследственной информации.

Опыты по изучению памяти начались сравнительно недавно – в конце XIX века. Они стали возможны благодаря работам немецкого психолога Г. Эбингауза, который экспериментально заложил основы количественных законов заучивания, удерживания и воспроизведения последовательностей, составленных из слогов, лишенных смысла.

Подобные исследования, но уже на сложном осмысленном материале, проводились в начале ХХ века. Своеобразным их результатом стала работа французского философа А. Бергсона, в которой он противопоставил «память привычки» «памяти духа». Первая, по мнению ученого, развивается в результате механического повторения, а вторая формируется благодаря осмыслению единичных событий биографии человека.

Гештальтпсихология, провозгласившая целостность человеческой психики, определяющую роль при запоминании материала отводила его организации.

Психоанализ впервые предпринял попытку объяснить явления забывания

«вытеснением» из сознания неприятных, травмирующих впечатлений.

Английский психолог Ф. Бартлетт, занимаясь исследованием процесса припоминания, пришел к выводу о его сложном реконструктивном характере и зависимости от культурных норм, принятых в данной социальной среде.

Французский психолог П. Жане и его соотечественник социолог М. Хальбвакс особое внимание уделяли социокультурным факторам в формировании высших форм памяти человека. Их учение было подхвачено и получило дальнейшее развитие в работах русского ученого Л. С. Выготского и его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. Суть разработанной ими теории заключалась в том, что главную роль в происхождении высших функций человека играет культурно-исторический фактор.

А. Н. Леонтьев выделил основные этапы развития памяти человека от натуральной, или непосредственной, к культурной, или опосредствованной.

Исследовательская деятельность А. Р. Лурии, направленная в первую очередь на изучение физиологических основ памяти, позволила говорить о роли лобных долей коры головного мозга человека в регуляции высших психических процессов, связанных с запоминанием, удержанием и воспроизведением информации.

Русские ученые П. И. Зинченко и А. А. Смирнов занимались изучением зависимости непроизвольного и произвольного запоминания от условий, в которых происходит практическая деятельность человека, связанная с запоминанием или воспроизведением информации. А. А. Смирнов, в частности, доказал, что мысли запоминаются труднее, чем действия, а среди последних дольше всего хранятся в памяти те, которые связаны с преодолением препятствий. Причем так же долго человек помнит и сами препятствия, вынудившие его прибегнуть к тем или иным действиям.

Некоторые ученые, среди которых П. П. Блонский, Дж. Брунер и Ж. Пиаже, считают, что выделяемые другими исследователями виды памяти на самом деле являются лишь определенными этапами в ее развитии.

Наблюдения за больными-правшами с нарушениями памяти, которые вели А. Р. Лурия и Р. Сперри в клинике локальных поражений мозга, позволили сделать вывод о том, что процессы, происходящие в левом полушарии головного мозга, преимущественно связаны со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии – с наглядно-образными.

Интересное открытие сделала последовательница Гештальт теории памяти Б. В. Зейгарник. В дальнейшем это открытие было названо ее именем и в науке закрепилось как эффект Зейгарник. Суть его состоит в следующем. Если испытуемым предложить сразу несколько заданий и разрешить часть из них оставить невыполненными, а другие обязательно довести до конца, то через некоторое время участники эксперимента в 2 раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные.

Оказывается, что при получении задания у человека возникает потребность его выполнить. Если оно выполняется, она полностью реализует себя, а если прерывается, остается неудовлетворенной.

В ходе эксперимента Б. В. Зейгарник обратила внимание на еще один интересный факт. Когда участников эксперимента просили перечислить предложенные им задания, они в первую очередь называли те из них, которые остались незавершенными. Вывод напрашивается сам собой: человек помнит и в первую очередь воспроизводит то, что имеет прямое отношение к его неудовлетворенным на данный момент времени потребностям.

Память- сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти.

 

2.Общее понятие о памяти.

 Память- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память-это отражения опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память-это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатления.

Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и в последствие использовать жизненный личный опыт. Все закрепление и знание навыков относятся к работе памяти. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.

Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе–академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды–древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания предмета восприятие невозможно. Но память выступает и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

Значения памяти в жизни человека огромно, без нее была бы невозможна не какая деятельность. Прав И. М. Сеченов, указывающий, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта...

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведения. Связи которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями.

 

3. Ассоциация и ее виды.                   

Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.

Предметы или явления, связанные в действительности, связываются в памяти человека. Запомнить что-либо значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющих связей, образовать ассоциации.

Есть несколько видов ассоциаций:

-по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явление влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность действий) -по сходству образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей.

- по контрасту: ассоциируется резко различные явления – шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивая единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, компьютеры помогают человеку помнить, но главное- это его собственная память.

Ассоциации и память

Тип ассоциации

Классический пример

В чем может проявляться

По смежности

«Стол — стул»

Хорошо запоминается то, что ранее воспринималось или запоминалось вместе. Например, если мы забыли человека, то можем вспомнить его, если нам напомнят, где мы встречались

По сходству

«Яблоко — груша»

Хорошо запоминается то, что имеет общие черты. Если мы забыли человека, то можем вспомнить его, если увидим похожего человека

По контрасту

«День — ночь»

В пустыне часто вспоминают зиму, снег, и наоборот, полярники вспоминают пляж


 

4.Характеристика процессов памяти.

Основными процессами памяти являетса -запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведения, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

 Непреднамеренное  запоминание —это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель— запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогике и психологии»