Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:10, контрольная работа
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Интеллектуальные психические процессы в деятельности юриста:
воображение и его виды…………………………………………………….3
роль воображения и интуиции в деятельности юриста…………………...4
Психология и структура конфликта. Источники конфликтов,
приводящих к их разрешению в системе правоохранительных органов……8
Список литературы……………………………………………………………..13
Содержание
приводящих к их разрешению в системе правоохранительных органов……8
Список литературы…………………………………
1. Интеллектуальные
психические процессы в
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Рассмотрим теперь различные формы и виды человеческого воображения.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.
Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Интуитивное познание как непосредственное отличается от рассудочного, опирающегося на логический аппарат определений, силлогизмов и доказательств.1
Как отмечает юридическая наука, интуитивное познание обладает рядом преимуществ перед познанием рассудочным:
1) возможность преодолеть
ограниченность известных
2) интуитивное знание дает познаваемый предмет целиком, сразу "всю бесконечную содержательность предмета", позволяет "ухватить наибольшую полноту возможностей". При этом различные стороны предмета познаются на основе целого и из целого, тогда как рассудочное знание имеет дело только с частями (сторонами) предмета и из них пытается сложить целое, строить бесконечный ряд из общих понятий, присоединяемых друг к другу, но в силу того, что такой ряд неосуществим, рассудочное знание остается всегда неполным;
3) интуитивное знание имеет абсолютный характер, ибо созерцает вещь в ее сущности, рассудочное имеет относительный характер, поскольку состоит только из символов;
4) в интуиции дана
творческая изменчивость, текучесть
действительности, тогда как в
общих понятиях рассудочного
знания мыслятся лишь неподвижн
5) интуитивное знание
- высшее проявление единства
знания интеллектуального, ибо
в акте интуиции разум
Обладая всеми этими преимуществами перед рассудочным знанием, интуиция тем не менее имеет и уязвимые места:2
1) непроявленность причин,
приведших к полученному
2) отсутствие понятий, опосредующих процесс интуиции, отсутствие символов;
3) необходимость подтверждения
правильности полученного
То есть хотя непосредственное понимание
связей предмета или явления может
оказаться достаточным для
Являясь неотъемлемой частью любого исследования, интуиция не входит в состав специального знания. Она является одним из механизмов познания, внутренним компонентом деятельности сведущего лица в уголовном судопроизводстве, одним из психических процессов. Особенность интуиции в том, что она участвует в восприятии бессознательным образом, иными словами, функция ее иррациональна. Интуиция может выступать как вспомогательное средство, действующее автоматически. Выделять же интуицию в качестве самостоятельного элемента специального знания равносильно обособлению таких внутренних компонентов деятельности сведущего лица, как внимание, воображение, память и т.п., как самостоятельных элементов специального знания.
В юриспруденции судьи необходимо знать не только «букву», но и «дух» закона. Он должен выносить приговор не только в соответствии с зарання написанным количеством доказательств, но и согласно «внутренним убеждениям», поскольку в законе рядом с однозначной «буквой» присутствующий и интуитивный «дух».
Реконструктивная сторона деятельности судьи - это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого в соответствии с действующим законодательством приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и социальный интеллект, память, воображение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Как правило, интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах расследования дела.
Творческая задача встает перед судебным экспертом тогда, когда не хватает исходных данных или отсутствует разработанная методика исследования соответствующих объектов. В подобной ситуации имеющиеся данные подвергаются экспертом переработке с помощью таких методов, как сравнение, классификация, анализ, синтез и др. Одновременно воображение на основе имеющихся представлений строит новые образы, объединяя, комбинируя, сочетая и подчиняя их определенному замыслу. Эта интеллектуальная деятельность приводит к рождению догадки - первоначальному предположению, логические и эмпирические основания которого еще в достаточной мере не выяснены. Затем первоначальные предположения развиваются, конкретизируются, уточняются посредством логических операций и оформляются в экспертную версию (или систему версий). Проверка версий в конечном итоге и может привести к решению творческой задачи.
Термин "правотворчество" включает в себя две части - право и творчество. Первая определяет направленность этого вида деятельности - создание права, правовых норм. В связи с этим также предопределяется конкретный круг ее субъектов - орган государственной власти или население (народ) в целом. Вторая часть анализируемого термина - творчество, то есть деятельность, направленная на создание материальных и культурных ценностей, как правило, ассоциируется в сознании людей с некой свободной реализацией воли субъектов. Особое значение для творчества имеет воображение ума, способности абстрактного мышления, а также внутренней мотивации. Творчество правовых норм, как и любой другой вид творчества, есть некий процесс знания (познания). В то же время творческая активность ума по-разному реализуется в той или иной сфере материальной или духовной культуры. Поэтому выделяют виды познания: житейское, научное, практическое и т.д.
Обладая правовым воображением, творец положительного права через дедуцированные и индуцированные им юридические нормы неизбежно соединяет свою духовную, правокультурную жизнь с правовой судьбой социума, этноса. Ибо без юридической идентификации, соизмерения имманентно присущих психологических устремлений и истинных правовых чаяний и желаний конкретных индивидуумов законодатель, государство в целом не смогут провести полноценную, достойную правовую политику, а их государственно-правовые императивы будут социально и духовно "прозябать", подвергаться общественному порицанию и народному осмеянию. Это относится к правосознанию не только законотворца, но и к сознанию правоприменителя, ибо правовая политика осуществляется не только в правотворческой, но и в правореализующей деятельности
2. Психология
и структура конфликта.
Как в психологии, так и в юридической сфере конфликт можно рассматривать как нарушение правового статуса или юридического состояния сторон (либо одной из них). Представляется, что этот подход и связанный с ним мощный математический аппарат (тензоры Крона) могут быть взяты на вооружение юридической конфликтологией.
Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Рассмотрим перечисленные понятия по порядку.3
Стороны конфликта. Участниками, или сторонами, конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и так далее. С точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внут-риличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные) и межгрупповые (интергрупповые) конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности — аспект личности, личность — личность, личность — группа, группа — группа. Участники конфликта характеризуются, вообще говоря, широким набором существенных в том или ином отношении признаков. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр. В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обусловливаются объективной реальностью. Однако отношения образов и реальности весьма сложны, и они допускают, в частности, случаи серьезного расхождения. Ниже мы еще остановимся на этом вопросе.
Возможные действия участников конфликта. Образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга, взаимообусловливаются, в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия. Заметим, кстати, что в теории игр, исследующей формальные модели конфликта, существует специальный термин для описания действия, учитывающего все возможные ответные реакции противостоящей стороны. Мы имеем в виду термин «стратегия», играющий ключевую роль в случае матричного представления конфликта. Существенно отметить, что помимо своей непосредственной функции, например способствовать достижению своих целей, препятствовать достижению целей противостоящей стороны и т.п., действия включают также моменты общения сторон и играют в этой связи важную информационную функцию.