Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 14:57, контрольная работа
В истории философии способностей в течение длительного периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.
Введение…………………………………………………………………………..3
Общая характеристика способности……………………………………………4
Общие и специальные способности человека.....................................................5
Основные положения по теме «способности».....................................................7
Структура способностей.........................................................................................9
Уровни способностей.............................................................................................10
Библиография..........................................................................................................12
Содержание
Введение…………………………………………………………
Общая характеристика способности……………………………………………4
Общие и специальные способности
человека......................
Основные положения по
теме «способности».................
Структура способностей..................
Уровни способностей...........
Библиография..................
Введение
В
истории философии
Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.
Следует отметить,
что слово «способность» имеет очень широкое
применение в самых различных областях
практики. Обычно под способностями понимают
такие индивидуальные особенности, которые
являются условиями успешного выполнения
какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Однако термин «способности», несмотря
на его давнее и широкое применение в психологии
многими авторами трактуется неоднозначно.
Если суммировать всевозможные варианты
существующих в настоящее время подходов
к исследованию способностей, то их можно
свести к трем основным типам. В первом
случае под способностями понимают совокупность
всевозможных психических процессов и
состояний. Это наиболее широкое и самое
старое толкование термина «способности».
С точки зрения второго подхода под способностями
понимают высокий уровень развития общих
и специальных знаний, умений и навыков,
обеспечивающих успешное выполнение человеком
различных видов деятельности. Данное
определение достаточно часто встречается
в настоящее время. Третий подход основан
на утверждении о том, что способности
— это то, что не сводится к знаниям, умениям
и навыкам, но обеспечивает их быстрое
приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике.
Способности, считал
Б. М. Теплов, не могут существовать иначе
как в постоянном процессе развития. Способность,
которая не развивается, которой на практике
человек перестает пользоваться, со временем
утрачивается. Только благодаря постоянным
упражнениям, связанным с систематическими
занятиями такими сложными видами человеческой
деятельности, как музыка, техническое
и художественное творчество, математика,
спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем
у себя соответствующие способности.
Общая характеристика способности
Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.
Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:
Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.
На основе одинаковых задатков
у разных людей могут сформироваться
разные способности. Отечественные
психологи говорят о
Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.
Общие и специальные способности человека
Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.
Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов деятельности.
Взаимодействие человека
с миром осуществляется в форме
специфической человеческой активности
— деятельности. Деятельность —
функциональное взаимодействие человека
с реальностью, направленное на ее познание
и преобразование в целях удовлетворения
своих потребностей. Только в деятельности
реализуются психические
В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию средств деятельности.
В соответствии с видами
деятельности различаются специальные
способности — психические
В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.
Высокая способность к
конкретному виду деятельности —
талант, а комплекс способностей, обеспечивающих
успех в определенной сфере деятельности,
— одаренность. Высший уровень способностей,
воплощенный в эпохально
Рис. 1. Система способностей и задатков
Психические особенности
одаренности и тем более
Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.
Основные положения по теме «способности»
Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно- полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:
1. индивидуально-психологические особенности;
2. определяющие успешность выполнения деятельности;
3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Маничев С.А.:
1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;
2. Темп обучения каким-либо ЗУН;
3. Наличие границ способности;
4. Нестандартность результатов;
5. Мера общественного признания;
6. Помехоустойчивость;
7. Уровень обобщенности, перенос.
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
Эмпирические признаки способностей:
1. Уровень продуктивной деятельности;
2. Скорость научения;
(«5») Лейтес Н.С. Умственные способности
и возраст. — М., 1971
3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);
4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
Рубинштейн С.Л.: способности
развиваются в процессе взаимодействия
человека с вещами и предметами,
продуктами исторического развития.
Развитие способности происходит по
спирали: реализация возможности, которая
предоставляет способность
Виды способностей: общие
- связаны с условиями ведущих
форм человеческой деятельности (креативность,
например); специальные - связаны с
условиями отдельной
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени
деятельности должна
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические
особенности нервной системы, мозга,
которые составляют природную основу
развития способностей
(Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей
Рубинштейн: задатки являются
предпосылками развития способностей,
но не определяют их. Качество способностей
определяется уровнем генерализации
соответствующих психических
Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способностей к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие – талант и гениальность).
Талант - это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
- осознание способности;
- включенность способности в характер.
Показатели одаренности:
- темп и легкость усвоения материала;
- широта переноса;
- время проявления;
- соотношение результатов с условиями.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и
Структура способностей
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает
человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам(особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике).
Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности.