Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 22:40, контрольная работа

Краткое описание

1. Каковы методы исследования юридической психологии?
3. Задача. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере:
Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший отчетливо ощутил его.

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая психология копия.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  в некоторых областях России проводится экспериментальная апробация института  присяжных заседателей, которые  рассматривают уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.

Существует также еще один вид экспериментального метода, который может быть использован в юридической психологии - это формирующий (обучающий) эксперимент. Он направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения, в том числе проблемного, с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста.

В модифицированном виде этот метод может быть использован  в деятельности исправительных учреждений. С его помощью осужденным могут прививаться навыки к труду, новые взгляды и отношение к обществу, формироваться социально приемлемое поведение.

Наконец, можно отметить еще одну разновидность экспериментального метода - ассоциативный эксперимент, впервые предложенный английским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т. е. интервал между словом и ответом. Более подробно применение данного метода для психодиагностики (определения причастности подозреваемого к совершению преступления) будет рассмотрено в главе об истории развития юридической психологии.

Разновидностью экспериментального метода, применяемой в более узком диапазоне, является метод тестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно используется для решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, для выявления личностных параметров.

В современной психологии наибольшее распространение получили тесты оценивания, прожективные тесты  и личностные опросчики.

В юридической психологии могут в ряде случаев применяться  прожективные (или аффективные) тесты. Они предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты с помощью рисунков и др.

В качестве примера можно  привести последний тест: ребенка  просят нарисовать родителей. В зависимости  от того, чья фигура нарисована более  крупной - отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье - отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий правосознание: излагается случай, который допускает разные толкования как самого факта, так  и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от нее, расторгнуть брак и т. д.

Личностные опросники построены по принципу самооценки человеком себя. Среди них наиболее известен тест "ММРI", содержащий 384 утверждения. По результатам ответа составляется психологический профиль личности. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй - степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые личностные свойства.

Наиболее широко используются тесты при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

Метод анализа  продуктов деятельности человека. Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики.

Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности  умений и навыков, приемы и способы  работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д.

Важную роль в юридической  психологии играет изучение процессов  и результатов правоприменительной деятельности. Для выяснения роли личностного фактора, профессионального мастерства необходимо обобщение передового опыта, а также ошибок в деятельности правоохранительных органов, возникающих в результате действия различных психологических факторов. С этой целью изучаются материалы по обмену опытом, публикации известных юристов, в которых раскрываются секреты их мастерства и даются советы по преодолению профессиональной деформации и других негативных явлений.

Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления.

Криминалистам хорошо известно, что преступники-рецидивисты, "специализирующиеся" на каком-то определенном виде преступления, обычно совершают их одним и тем же способом. Повторяясь, способ преступления образует так называемый "преступный почерк". Иногда "визитной карточкой" преступника может служить посягательство на одни и те же предметы, например, кража только картин (драгоценных изделий, видеотехники, автомашин).

Знание способа совершения преступления для раскрытия преступления использовано криминалистикой еще  в конце XIX века, когда был разработан специальный вид криминалистического  учета преступников - по способу  совершения преступления - М08.

Опытные сыщики давно  взяли его на вооружение при расследовании  преступлений, что нашло отражение  в художественной литературе. Чешский  писатель-юморист Карел Чапек  написал об этом рассказ "Похищенный документ № 139/УП отд. С".

Суть его в следующем. Полковник генерального штаба Гампл взял для работы домой некий сверхсекретный документ. На ночь, по совету жены, он положил документ в жестянку из-под макарон, которую запер в кладовке: какой же шпион, если он охотится за документом, будет его там искать? Ночью в кладовке взломали окно и жестянку украли. Вызванный Гамплом подполковник контрразведки Врзал сразу понял, что без шпионов тут не обошлось, и пустил в ход весь аппарат контрразведки.

Когда в передней позвонили, Гампл, ждавший ареста, решил, что  за ним пришли. "Но вместо офицеров вошел рыжий человек с котелком в руке и оскалил перед полковником беличьи зубы.

- Разрешите представиться.  Я - Пиштора из полицейского  участка. 

- Что вам надо? - рявкнул  полковник и исподволь переменил  позу со "смирно" на "вольно".

- Говорят, у вас  обчистили кладовку, - осклабился  Пиштора с конфиденциальным видом. - Вот я и пришел.

- А вам какое дело? - отрезал полковник. 

- Осмелюсь доложить, - просиял Пиштора, - что это наш  участок. Служанка ваша говорила  в булочной, что вас обокрали. Вот я и говорю начальству: "Господин полицейский комиссар, я туда загляну".

- Не стоило беспокоиться, - пробурчал полковник, - украдена  всего лишь жестянка с макаронами. Бросьте это дело.

- Удивительно, - сказал  сыщик Пиштора, - что не сперли ничего больше.

- Да, очень удивительно, - мрачно согласился полковник. - Но вас это не касается.

- Наверное, ему кто-нибудь  помешал, - просиял Пиштора, осененный  внезапной догадкой.

- Итак, всего хорошего, - отрубил полковник. 

- Прошу извинения, - недоверчиво улыбаясь, сказал Пиштора. - Мне надо бы сперва осмотреть эту кладовку.

Полковник хотел было закричать на него, но смирился.

- Пойдемте, - сказал он  неохотно и повел человечка  к кладовке.

Пиштора с интересом  оглядел кладовку.

- Ну да, - сказал он удовлетворенно, - окно открыто долотом. Это был Пепик или Андрлик.

- Кто, кто? - быстро  спросил полковник. 

- Пепик или Андрлик.  Их работа. Но Пепик сейчас, кажется,  сидит. Если бы было выдавлено  стекло, это мог быть Дундр,  Лойза, Новак, Госичка или Климент. Но здесь, судя по всему, работал Андрлик.

- Смотрите не ошибитесь, - пробурчал полковник. 

- Вы думаете, что  появился новый специалист по  кладовкам? - спросил Пиштора и  сразу стал серьезным. - Едва ли. Собственно говоря, Мертл тоже  иногда работает долотом, но он не занимается кладовыми..."

Предположения Пишторы  оправдались: жестянку действительно  украл Андрлик. Документ вернули  полковнику, и когда тот рассыпался в благодарностях, Пиштора заметил:

"- Ах, господи, это  же пустяковое дело... Воры, знаете, неинтеллигентный народ. Каждый знает только одну специальность и работает на один лад, пока мы его опять не поймаем'".

Изучение способа, места  и времени совершения преступления иногда позволяет установить некоторые  личностные особенности преступника (жестокость, расчетливость, легкомыслие и др.). Расчленение трупа или попытки его уничтожения путем сожжения могут свидетельствовать о хладнокровии или эмоциональной тупости преступника (иногда это признак психического отклонения).

По способу совершения преступления могут быть установлены, кроме уже отмечавшихся выше, профессиональные навыки и умения, уровень интеллектуального развития, способности обвиняемого. Изготовление, например, поддельных штампов, печатей, денежных купюр под силу далеко не каждому человеку; вскрытие сложно устроенных сейфов требует обстоятельных знаний и отменных способностей.

Анализ способа совершения преступления может свидетельствовать об эмоциональном  состоянии преступника. Нанесение  потерпевшему большого количества телесных повреждений может указывать иногда на то, что преступник находился в состоянии сильного эмоционального возбуждения или аффекта.

Метод психологического анализа  документов. Документ в широком значении этого слова (т. е. то, что записано, нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа - метод, позволяющий добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву. Остановимся пока на юридических документах.

В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии  следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий, например, предъявление для опознания, допрос несовершеннолетнего лица и т. д.

Особенно богат психологическим  содержанием анализ судебной практики, поскольку он является, прежде всего, изучением судебных казусов, т. е. случаев, по которым было вынесено судебное решение.

Если юриста интересует главным образом правильность или  неправильность применения нормы (или норм) права при вынесенном судебном решении, то психолог в своем анализе будет стремиться увидеть жизненную ситуацию, сочетание в ней межличностных (социально-психологических) и индивидуальных (психологических) явлений, которые выявило судебное решение.

В судебных решениях психолога  интересуют жизненные факты, ибо  они позволяют говорить о нравственно-правовом состоянии общества. Вот почему решения, скажем, по бракоразводным делам, обычно весьма бедные в правовом плане, являются по своей фактической стороне ценным материалом для социологического, социально-психологического и психологического изучения семейной жизни. То же самое можно сказать и о решениях по делам об ответственности родителей за совершение их детьми правонарушений, где зримо выступают дефекты правовой социализации.

Объектом психологического анализа может стать и судья, вынесший решение. Психологически интересны  мотивация данного решения, факторы, повлиявшие на формирование внутреннего  убеждения судьи и др.

Кроме качественного анализа юридического документа, т. е. анализа смысла, содержательной его стороны, о которой мы вели речь, существует количественный, формализованный анализ, выделение и обработка единиц информации. Наиболее распространенным здесь является метод контент-анализа. Суть метода заключается в выделении в содержании текста смысловых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета. В качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу'(в строках, абзацах).

Существует анализ и  неюридических документов, материалов, который представляет определенный интерес для юридической психологии. Здесь можно остановиться на анализе материалов прессы, произведений художественной литературы.

Пресса всегда уделяет  достаточное внимание правовой тематике. В ней находят отражение различные  сферы общественного мнения, знать  которые интересно психологу, поскольку  это позволяет составить представление об уровне развития правосознания, правовой культуры населения в целом и отдельных его слоев, о престиже права в обществе, ряде других моментов.

Одним из средств получения  психолого-юридических знаний являются произведения художественной литературы. Лучшие образцы детективной литературы, а также произведения классиков - О. Бальзака, В. Гюго, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Л. Андреева, а в наше время А. Солженицына, В. Шаламова, освещавших события криминального характера, - дают обширный материал для познания психологии преступника, быта и нравов криминального мира, психологических аспектов следственно-судебной деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"