Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 04:13, контрольная работа

Краткое описание

Сторож магазина Сидоров, показал, что в ночь с 1 по 2 августа он стал жертвой разбойного нападения неизвестных лиц. Ночь была темная, безлунная. Территория примыкающая к магазину не освещалась. Нападавшие избили его и связали, взломали замок магазина, проникли в магазин. Он хорошо запомнил приметы одного из нападавших, того, который связывал ему руки. Смуглолицый, глаза карие, одет в рубашку голубого цвета с синими полосками, часы на руке с ремешком желтого цвета.
Вопрос: Знание каких особенностей зрительного восприятия поможет следователю правильно оценить показания Сидорова?

Вложенные файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 3 готовая.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Самый общительный тип темперамента. Любят общение ради общения, им нравится быть в центре внимания. Хорошие собеседники. Без труда вступают в контакт с незнакомцами.

 

По типу акцентуации характера  подходит демонстративный тип.

Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих  целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.

Этот человек привлекателен  для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет черты, которые отталкивают от него людей, черты эти способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.

Личность характеризуют и такие  мотивационные образования как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это – мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Так же молодого человека можно отнести к типу экстраверт, что характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется “в своей тарелке”, - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми.

 

Задание 6.

В ходе получения показаний потерпевшего Г. по факту совершенного в отношении него разбойного нападения подозреваемым Д., у следователя возникли сомнения в способности психически здорового потерпевшего Г. воспринимать им имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Следователь принял решение о назначении СПЭ потерпевшего Г.

Задания:

1.Охарактеризуйте особенности восприятия потерпевшими окружающей действительности в момент совершения в отношении них преступления. Какие особенности психики могут влиять на процесс восприятия человека? 

  1. Смоделируете ситуацию (историю) преступления и обстоятельства, которые могли бы послужить поводом для принятия судом решения о назначении СПЭ потерпевшего о способности воспринимать им имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания, опишите их.
  2. Сформулируйте вопросы, которые необходимо адресовать эксперту-психологу для проведения СПЭ.

Ответы:

1. В процессе психологического анализа потерпевшего важным является анализ ее ценностных ориентации, одного из основных структурных образований зрелой личности. Ценностные ориентации обуславливают направленность личности, определяют позицию человека.

Показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Они имеют много общих черт со свидетельскими показаниями, однако не могут ни отождествляться с ними, ни рассматриваться как их разновидность. От свидетельских показаний показания потерпевшего отличаются как по своему субъекту, так и по процессуальной природе и по содержанию. Эти показания даются лицом, которому причинен моральный, физический или материальный вред и которое по своему процессуальному положению является участником процесса. Потерпевший наделен правами, обеспечивающими ему возможность добиться удовлетворения своих законных интересов, нарушенных преступлением.

Показания потерпевшего отличаются от свидетельских и по процессуальной природе: они не только источник доказательств, но и средство защиты его интересов. В них может быть выражено и  отношение потерпевшего к совершенному преступлению, могут содержаться его объяснения тех или иных фактов, выдвигаемые им версии, аргументы и их обоснование. Интересы потерпевшего полностью совпадают, соответствуют задаче установления истины в случаях, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника. Специфические черты показаний потерпевшего должны учитываться при их исследовании и оценке. Потерпевший обязательно должен быть допрошен, ибо дача показаний является его гарантированным законным правом как участника процесса.

Показания потерпевшего являются важным процессуальным документом, который  нужно оценить с точки зрения его доказательственного значения, зная особенности личности потерпевшего. От того, насколько нетерпимо относится потерпевший к правонарушениям, хочет помочь следствию и правосудию, часто зависит достоверность, конкретность и точность его показаний.

Следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и индивидуальные особенности и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Изучение психофизиологических свойств потерпевшего, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возможность совершения потерпевшим тех или иных действий, а в целом - создать правильную картину события. Эти качества необходимо учитывать и при установлении контакта с потерпевшим, организации следственных действий.

Действия преступника, последствия  преступного деяния как мы уже говорили ранее, нередко приводят потерпевшего в состояние сильнейшего душевного потрясения, возбуждения, страха, тяжелой депрессии, гнева, возмущения, отчаяния, растерянности. Без учета этих особенностей, их правильного психологического анализа, снятия стрессового состояния потерпевшего трудно рассчитывать на полноту и правильность его показаний.

С целью исключения ошибок в показаниях потерпевшего важно учитывать особенности  восприятия им в момент совершения преступления обстоятельств дела, личности преступника. Экспериментально доказано, что испытываемые им чувства страха, гнева, стыда, обиды и т. п. могут способствовать искажению восприятия, суживая его объем, приводя к неправильной оценке ряда фактов, признаков, деталей. При физиологическом аффекте, который встречается нередко в результате преступного посягательства на личность, у потерпевшего затрудняется самоконтроль, правильная оценка своих действий, ухудшается восприятие реальной обстановки.

В подобных состояниях потерпевший  может ошибиться, оценивая физические данные преступника, количество правонарушителей, характер действий нападавших и т. п. Однако сильные переживания, испытываемые потерпевшими в момент совершения преступления, зачастую делают их восприятие более глубоким, ярким, дают возможность надолго запомнить многое, даже незначительные детали события, признаки действия преступника.

Поскольку преступление наносит душевную травму потерпевшему, он мысленно многократно  возвращается к случившемуся, вспоминая  обстоятельства преступного события. При этом потерпевшему нередко удается вспомнить какие-либо существенные обстоятельства, о которых он не сообщил при первом допросе. Вот почему с учетом физического и психического состояния потерпевшего, стараясь не причинить ему излишних психологических травм, целесообразно в большинстве случаев провести повторный допрос. Следует иметь в виду, что частые воспоминания случившегося и связанных с эти переживаний активизируют мыслительные процессы потерпевшего, усиливают его стремление найти виновных. Вот почему потерпевшие зачастую сами склонны выдвигать многочисленные предположения о том, кто и почему совершил преступление. Допуская, что многие из таких предложений не основаны на каких-либо фактических данных, следователь не должен отметать их с порога. Во-первых, это помогает установлению психологического контакта. Во-вторых, в версиях потерпевшего вполне может быть здоровое зерно. Следственной практике известно немало случаев, когда предположения потерпевшего подтверждались в ходе расследования дела.

Исходя из того, что потерпевшим  причиняется непосредственный ущерб  действиями преступника, многие криминалисты, ссылаясь на личную заинтересованность потерпевших, приходят к мысли о  необходимости особенно тщательной проверки их показаний. Дело в том, что  показания потерпевших далеко не всегда объективны. Причин может быть много. Потерпевший, например, стремится отомстить преступнику за причиненные страдания, боль, лишения, оскорбления и т. п., желает получить максимальную материальную компенсацию в случае осуждения правонарушителя. При этом потерпевший может преследовать и корыстные цели, преувеличивая размеры причиненного ему ущерба, намеревается смягчить участь обвиняемого под влиянием уговоров родственников и друзей преступника, угроз и т.д.; хочет скрыть свое собственное неблаговидное поведение.

Следователь должен постоянно иметь  в виду возможность такого виктимологического аспекта в показаниях потерпевшего.

Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных  факторов. Знание психологических закономерностей процесса формирования показаний и их особенностей у потерпевшего, изучение мотивации последнего помогает избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений.

2. Смоделируем ситуацию преступления: «Молодой человек напал на  67-летнюю женщину,  вырвал у нее сумку, в которой находилось 1 миллион 70 тысяч рублей, после чего скрылся.

В результате нападения, женщина получила переломы обеих ног и травму головного  мозга, и была госпитализирована. В  ходе опроса пострадавшей полиция выяснила, что она является индивидуальным предпринимателем и занимается производством и сборкой мебели, а похищенные деньги женщина несла в банк, чтобы положить на свой лицевой счет».

По факту разбоя возбуждено уголовное  дело.

Учитывая возраст пострадавшей, полученный физический и моральный ущерб, судом было принято назначение СПЭ.

3. Цель СПЭ потерпевших - выявление способности потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них верные показания.

Поводами для назначения СПЭ потерпевших могут служить:

  • сомнения в способности конкретного лица воспринимать те или иные обстоятельства, основанные на анализе условий восприятия, таких, как быстротечность событий, психическое и физическое состояние субъекта в момент восприятия, множественность раздражителей, одновременно действующих на субъекта и т.д.;
  • данные о характере воспринимавшегося сигнала (сила - слабость);
  • принципиальное несовпадение содержания показаний потерпевшего с другими материалами дела, причиной которого может являться наличие у субъекта особого вида зрительной памяти (эйдетической), позволяющей ему длительное время сохранять яркие образы со всеми мельчайшими подробностями и с абсолютной точностью воспроизвести воспринятую ранее информацию.

В этой связи на разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы: 

  1. Учитывая психическое состояние испытуемого в момент восприятия, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие)?
  2. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
  3. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
  4. Может ли испытуемый (при выявленном у него уровне развития речи) давать правильные показания?
  5. Каковы основные индивидуальные особенности познавательной и эмоционально-волевой деятельности данного потерпевшего?

 


Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"