Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «личность» рассмотрено рядом гуманитарных и правовых дисциплин и широко используется в повседневной практике. В юридических науках понятие личности находит широкий спектр применения – синонимами этого слова могут служить «субъект или участник правоотношений», «гражданин», «лицо», «человек правоспособный и дееспособный».

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 3.docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию 

ГБОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия»

Факультет сокращенных образовательных  программ

 

 

 

КАФЕДРА ПРАВОВОЙ ПСИХОЛОГИИ И СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по юридической психологии

ВАРИАНТ № 3

 

 

 

 

                                                          Выполнила:                                                                         

                                                                          Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург, 2012 г.

 

Вариант № 3

1. Понятие личности в психологии и правовой науке

Понятие «личность» рассмотрено рядом гуманитарных и правовых дисциплин и широко используется в повседневной практике. В юридических науках понятие  личности находит широкий спектр применения – синонимами этого слова  могут служить «субъект или участник правоотношений», «гражданин», «лицо», «человек правоспособный и дееспособный».

В психологии понятие личности введено для  обозначения совокупности индивидуально-психологических  характеристик, это конкретное понятие, более узкое, чем в юридических  и ряде других дисциплин. К правовому  значению термина «личность» приближаются психологические понятия субъекта и индивида, под которыми понимают отдельного человека, не заостряя внимание на его психологических особенностях и степени развития.

В психологии личность — это человек, взятый в  системе таких его психологических  характеристик, которые социально  обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеют существенное значение для него самого и окружающих. Рассматривая личность, мы всегда говорим  о чертах, сформированных под влиянием общественного сознания и проявляющихся  в социальном взаимодействии, проще  говоря, личность – это человек  в социуме1.

В системе «человек –  право» в первую очередь реализуются  личностные аспекты человека как  общественного существа, включенного  в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности – правосознания. Нередко применяемая формулировка «человеческая личность» некорректна. Хотя слова «человек» и «личность» – не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность – это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека. 
Личность - фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер. 
Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук, широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений. Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является более расширенное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек - участник тех или иных правоотношений. Эту особенность следует иметь в виду, чтобы правильно ориентироваться во всех этих терминах изучающим юридическую психологию, которая, с одной стороны, использует фундаментальные понятия психологии, а с другой - должна учитывать терминологию законодательных актов, подзаконных источников права2.

Личность - системный признак  человека, признак его целостности, объединяющий в себе важнейшие социально  значимые особенности, которые проявляются  во всей жизнедеятельности и каждом акте. В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий  решения и несущий ответственность  за свои поступки.

Психология, в согласии со своим предметом, определяет личность как основное системное социальное качество человека, выражающееся в  социально опосредованном, индивидуально-своеобразном понимании окружающего мира, отношении  к нему и связанной с ним  активности (приспособления или изменения). Человек становится личностью, приобретая в ходе жизни, а также саморазвития качества и способности, открывающие перед ним возможности для жизни и деятельности в обществе, удовлетворения своих желаний и потребностей; подчинения своего "Я" и своих действий нормам, существующим в обществе и обязывающим его ограничивать свою свободу и права там, где начинает затрагиваться свобода и права другого человека; осуществлять созидательную деятельность не во вред, а на пользу другим людям, для создания лучшего будущего для жизни своих детей. Именно в этих ипостасях каждый человек предстает личностью как человек сознательный, как член современного ему цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, а не как потребитель3.

Юрист не будет профессионалом, если он обладает только знаниями, навыками и умениями, но не развит как личность, в общем и профессиональном отношении.

Одна из наиболее характерных  сторон личности человека – ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относят характер, темперамент, особенности протекания психических  процессов, совокупность преобладающих  чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство.

Факт принадлежности к  человеческому роду фиксируется  в понятии «индивид». Индивидом  мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и человека, не способного усвоить  язык и простейшие навыки. Появляясь  на свет как индивид, человек становится личностью, еще в раннем детстве  включаясь в определенную исторически  сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже  готовой. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создает такое  переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо от воли и сознания индивида, которое формирует его как личность4.

 

 

2. Психологические особенности изготовления и поиска тайников

С точки зрения обыскиваемого в ходе расследования преступления могут сложиться две основные ситуации. Первая, — когда обыск для него явился неожиданным, в результате чего он не сумел предпринять действий, направленных на сокрытие (уничтожение) вещественных доказательств. И вторая ситуация, — когда обыскиваемый допускал (предвидел) возможность проведения у него обыска (дома, на рабочем месте и т.д.), в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя и в зависимости от этого различные варианты своего поведения.

На сокрытие искомого, на поведение обыскиваемого во время  обыска влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления (способность абстрактно мыслить либо, напротив, невозможность выйти за пределы предметного мышления), познавательные интересы, ведущие потребности, которые в своей совокупности формируют индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, потребностно - мотивационную сферу.

В тесной связи с этими  свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, находятся характерологические особенности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобретенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки.

Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им «ошибочных» действий, о которых говорилось выше, могут быть в значительной мере обусловлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышенной тревожностью.

Наиболее простая линия  поведения обыскиваемого лица, направленная на сокрытие разыскиваемых органами предварительного следствия предметов, состоит в том, чтобы укрыть их в недоступных (трудно-доступных) местах из расчета на то, что следователь не в состоянии будет преодолеть объективно существующие преграды. Такими местами сокрытия предметов могут оказаться, например, различные чердачные, захламленные помещения, выгребные ямы, колодцы, специально сооруженные и тщательно маскируемые тайники в домостроениях, в различных частях бытовых приборов и т.п5.

Лица, наделенные развитым интеллектом, и в силу этого иногда переоценивающие свои способности и недооценивающие познавательные возможности тех, кому предстоит делать обыск, помимо объективно недоступных используют и субъективно недоступные для проводящих обыск места, т.е. прибегают в подобных случаях к нестандартным решениям в расчете на то, что следователь, увлекшись поиском искомого в труднодоступных для него местах, не обратит внимания на объекты, открыто находящиеся в поле его зрения. В подобных случаях говорят об объективной и субъективной недоступности искомого.

Ценную для поиска информацию следователь может получить в ходе обыска, наблюдая за поведением, психофизиологическими реакциями обыскиваемого. Чтобы такая информация не ускользнула от следователя, обыск целесообразно проводить не менее чем двум работникам прокуратуры, один из которых занят собственно поиском, а другой в это время незаметно наблюдает за обыскиваемым.

Стремясь ввести следователя  в заблуждение, а иногда просто желая скрыть свое волнение, обыскиваемые прибегают к различного рода уловкам:

  • демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;
  • умышленно отвлекают внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождением по квартире под видом какой-либо срочной необходимости;
  • дезориентируют следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть до прямого его обмана;
  • совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя всевозможные угрозы, направленные на то, чтобы вывести его из состояния психического равновесия.

В таких случаях следователю  необходимо, сохраняя самообладание, нейтрализовать подобные усилия обыскиваемого, спокойным тоном потребовать от него соблюдения установленного порядка при проведении обыска. Лучшим способом предотвращения всевозможных эксцессов является уравновешенное поведение следователя6.

Необходимо обратить внимание на ряд  индивидуально-психологических особенностей обыскиваемого лица. Именно от его  особенностей зависит и выбор  места запрятывания, и его поведение в ходе производства обыска. Так, на выбор места тайника влияют следующие особенности.

    • Профессиональная принадлежность. Люди гуманитарных специальностей, как правило, считают, что лучшее место для запрятывания — это книжный шкаф, письменный стол. Специалисты технической направленности осуществляют запрятывание в радио- и телеаппаратуре.
    • Ранее полученное образование и (или) специальность, а также трудовые навыки. Люди, обладающие столярным или плотницкими навыками, предпочитают прятать вещи в полостях мебели и деревянных покрытий (карнизы, подоконники). Обыскиваемые с сантехническими познаниями прячут вещи в полости санузлов или изготавливают фальшивые трубы и водостоки. Электрики делают тайники в распределительных щитках и проводке.
    • Хобби (увлечения). Обыскиваемые, являющиеся владельцами домашних животных, могут использовать как самих животных, так и места их обитания (собаководы — ошейники, миски, будки; аквариумисты — аквариумы, корм; пчеловоды — ульи и т.д.).
    • Половая принадлежность. Традиционными для женщин, особенно домохозяек, местами запрятывания являются места, которые связаны с их хозяйственной деятельностью. На кухне это могут быть емкости для хранения круп, различные полости, где находится посуда, техника; в спальне — платяные шкафы, в ванной — корзина для белья. Мужчины прячут вещи в сантехнические узлы, отдушины, наборы инструментов и т.д.
    • Возрастные особенности и физическое состояние. Люди физически сильные, в среднем возрасте могут оборудовать тайник в труднодоступных местах, на большую глубину или на большую высоту поместить предмет обыска. Могут также быть использованы тяжелые и объемные предметы, потайные углубления, которые используются обыскиваемыми с присущими им способностями.
    • Характерологические особенности. Жадный прячет в местах, где можно было бы легко достать и убедиться, что все в порядке. Он нуждается в постоянном «обладании» предметом. Недоверчивый, мнительный человек прячет как можно дальше, с тем, чтобы труднее было это найти. Предусмотрительный, пунктуальный и педантичный прячет все дальше и тщательнее. Тратит значительное количество времени и усилий на запрятывание предмета. Неустойчивый психотип не будет тратить много сил на устройство сложных тайников, будет самонадеянно рассчитывать, что его тайники не найдут. Люди изобретательные могут выйти за пределы традиционных рассуждений и сформировать так называемое ощущение «субъективной недоступности», которое не даст возможности ищущему догадаться, что искомое находится в данном месте.

Существует ряд тактических  приемов, направленных на отыскание  предметов с помощью наблюдения за поведением и поведенческими реакциями  обыскиваемых лиц:

  • «Холодно-горячо». Подтверждая или опровергая свои предположения о нахождении предмета обыска в определенном месте, следователь, приближаясь и удаляясь от него, наблюдает за реакцией обыскиваемого.
  • «Реакция на действие». Наблюдение за реакцией при объявлении обыскиваемому, какой конкретный участок помещения или территории, а также какой предмет будет исследоваться.
  • «Рассказ об объекте обыска». Попросить рассказать обыскиваемого о том месте, где производится обыск, для детального описания как самого места, так и находящихся там предметов. Обыскиваемый может либо обойти в своем рассказе тайник, либо внешнеповеденческими реакциями (изменение громкости, тембра голоса, побледнение, движения глаз и др.) выдать свое волнение при ответе на определенные вопросы.
  • «Сравнение». Парные предметы желательно осматривать в группе, а не по отдельности, так как выявление изменений в связи с запрятыванием в предмете может быть выявлено только в ходе сравнения. Например, при осмотре статуэтки желательно осмотреть и взвесить аналогичную статуэтку.
  • «То же место». В случае удачного обнаружения предмета в одном месте необходимо произвести поиск и в другом подобном месте.
  • «Попробуй на вкус». Любой предмет желательно изучить во всех его свойствах. Установить его вес, объем, осмотреть в косопадающем свете, ощупать, простукать, выявить трещины, неровности и др7.

 

 

3. Психологический портрет  юрисконсульта.

Личность юриста, понимается и как  личность человека, обладающего определенными  качествами или свойствами, которые так или иначе отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении8.

Юрист как субъект общественных отношений, всевозможных межличностных  контактов активно участвует  в различных видах делового (профессионального) общения. Любая профессия предъявляет определенные требования к личности специалиста. Существует ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическая профессиография занимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне9.

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"