Контрольная работа по дисциплине «Общая психология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

1. Роль самосознания в процессе становления личности.
2. Психология формирования личности
3. Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия»

Вложенные файлы: 1 файл

общая психология.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Для натуралистического подхода эти вопросы оказываются тупиковыми: мотивы и цели либо объявляются его естественными атрибутами (что означает отказ от объяснения), либо их источники пытаются найти в спонтанном развитии индивида. Во всяком случае, в поисках оснований мотивов и целей при таком подходе не выходят за пределы индивида, который рассматривается как существующий сам по себе. Самое большее - высказываются аморфные суждения о “социальных влияниях”. Все те цели и мотивы, которые не связаны непосредственно с биологией человеческого организма, являются для такого подхода неразрешимой загадкой.

Чтобы понять, как формируются у того или иного конкретного индивида цели и мотивы, необходимо рассмотреть процесс его жизни в обществе. В субъективных целях личности отражается объективное содержание социальных процессов, участником (и носителем) которых она является, при этом с той позиции, которую она (эта личность) занимает в данном процессе. Цель индивидуальной деятельности (и поведения индивида в целом) имеет, таким образом, социальное происхождение.

Цель неразрывно связана с мотивом. Их отношение выступает в роли своего рода “вектора” деятельности, “задающего” ее направление и величину энергии, которую развивает индивид в процессе ее выполнения.

В психологии сейчас считается общепризнанным, что мотивы деятельности и в целом мотивационная сфера личности неразрывно связаны с потребностями, которые, как объективная необходимость, детерминируют человеческую деятельность. При этом, говоря о потребностях, обычно имеют в виду только или, прежде всего потребности индивида, индивидуальные потребности. Потребность в своей исходной основе рассматривается как некоторая нужда человека (часто только организма) в определенных условиях и средствах существования. Однако только из индивидуальных потребностей (особенно, если они сводятся к потребностям, имеющим биологическое происхождение), вряд ли можно вывести всю мотивационную сферу индивида. В ней, так или иначе, представлены и общественные потребности. Когда К. Маркс говорит, что развитие видов человеческой деятельности определяется развитием потребностей, то имеется в виду, прежде всего потребности общественные, которые не сводятся к простой сумме потребностей индивидов. Это потребности, связанные с развитием общества в целом, прежде всего производства.

Конечно, в основе всего многообразия человеческих потребностей лежат так называемые материальные потребности (в пище, одежде, жилище). На этой основе в процессе исторического развития общества развиваются в широком смысле слова потребности духовные.

К. Маркс писал, что человек производит не только для удовлетворения своих потребностей в средствах существования физических, жизненных потребностей. Он производит, даже будучи свободен от физической потребности в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее.

В этой связи особое значение для психологии имеет положение марксизма о том, что в процессе производства не только средства существования, но также и средства развития человека.

Чем более высокого уровня достигает общество, тем большей становится относительная доля этих средств в общем объеме производства.

Психологический анализ мотивов деятельности личности предполагает понимание того, как складываются в данном обществе отношения между потребностями в средствах существования и в средствах развития.

Разрабатывая проблему человеческих потребностей и потребления, К. Маркс и В.И.Ленин рассматривали их в связи с классовой структурой общества. Как известно, в определение класса включается такой признак, как способ получения и размер той доли общественного богатства, которая служит для удовлетворения потребностей класса (и принадлежащему этому классу индивидов) Кузнецова В.В. Человек в контексте социальных форм жизнедеятельности. - Саратов, 1995. Страница 123..

В абстрактных схемах деятельности, берущих ее лишь в плане предметных характеристик, классовый аспект анализа потребностей исчезает, так же как исчезает из рассмотрения и процесс потребления. Говорится лишь о том, что в деятельности потребность находит свой предмет. Однако понять, как именно потребность “ найдет” себя в предмете деятельности без рассмотрения места индивида (если речь идет об индивидуальной деятельности) в системе общественных (прежде всего производственных) отношений, вряд ли можно.

Нет необходимости доказывать, что та доля общественного продукта, которую получит данный индивид, и тот способ, которым он удовлетворить свою потребность, накладывает сильный отпечаток на его мотивационную сферу, а точнее, определяет эту сферу. Иерархия мотивов, о которой часто говорится в психологии, складывается в определенных общественных условиях. То, какие мотивы в этой иерархии займут ведущее, а какие подчиненное место, обусловливается вовсе не собственными свойствами индивида, как иногда пытаются представить, а его положением в системе общественных отношений.

Переход от одного уровня мотивации к другому определяется не законами спонтанного развития потребностей (как думал, например, A. Maslow), а развитием связей индивида с другими людьми. Возникнет ли, например, у некоторого конкретного индивида “ потребность в самоактуализации” определяется, вовсе не тем, удовлетворена ли его “ аффилиативная потребность” и “потребность в престиже”, а тем, как развиваются его взаимоотношения с другими людьми (в частности, в какие общности людей включается он включается в процессе своего развития в обществе). В мотивационной сфере личности как бы пересекаются потребности тех общностей, которым он принадлежит. Здесь создается сложнейшая картина динамической системы мотивов; этим определяются их взаимоотношения: согласованность или противоречия, переходы и преобразования одних в другие.

На основе сказанного можно выделить несколько важнейших “измерений” мотивационной сферы личности: во-первых, определяемое соотношение между ее собственными потребностями (индивидуальными), потребностями тех общностей людей, которым она принадлежит, и потребностями общества в целом; во-вторых, определяемое соотношение потребностей в средствах существования и средствах развития и, наконец, соотношение мотивов, ориентированных на производство и на потребление.

Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия»

 

Творчество Милана Кундеры привлекает читателя необычным соединением легкого увлекательного сюжета, любовной историей людей, и глубокого современного философского взгляда на жизнь. В центре романа образ автора-рассказчика, который с большим юмором и иронией повествует о жизни своих героев, перемежая это повествование главами-рассуждениями, не лишенными философской привлекательности. При первом чтении романа связь между этими «двумя романами в одном» не кажется ясной, но по мере углубления в повествование перед читателем выстраивается сложный замысел цельного романа. В нем любой обычный эпизод из жизни осмыслен как проявление важных закономерностей, которые каждый человек пытается вывести на своем жизненном пути.

 

Один из главных героев книги М. Кундера «Невыносимая легкость бытия»  является Тереза.

 

Она работает сначала официанткой, затем по приезду в Прагу устраивается фотографом.

Тереза молодая красивая девушка. К сожалению, автор не дает более подробного описания ее внешности. Но мы можем понять ее отношение к себе, и к своей внешности (стр. 154). Сама Тереза в книге представляется в образе маленькой девочки, которая боится взрослой жизни. Даже сам Томаш (еще один главный герой) говорил о ней: «Тереза ребенок, которого положили в просмоленную корзинку и пустили по течению. Но можно ли позволить корзинке с ребенком плыть по бушующей реке?!».

 

Она натура мечтательная и одинокая, доказательство тому ее любовь к книгам. «книга в жизни Терезы — «опознавательный знак тайного братства» . Книга для Терезы в её городке была лучшим другом: «против окружающего ее мира грубости у нее было лишь единственное оружие: книги, которые она брала в городской библиотеке; особенно романы: она прочитала их уйму…Они давали ей возможность иллюзорного бегства из жизни, не удовлетворявшей её, а кроме того, имели значение и некой вещи: она любила, держа книгу под мышкой, прохаживаться по улице. Книги обрели для нее то же значение, что и элегантная трость для денди минувшего века. Они отличали её от других»

 

Из этого мы можем сделать вывод, что Тереза скорей всего является меланхоликом.

 

 Они пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы и мало реагируют на внешние воздействия. Чаще всего меланхолики погружены в себя, они предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. Безусловными плюсами этого типа темперамента являются глубина и постоянство их чувств. 

У людей этого типа темперамента сдержанная, хотя и быстрая походка. Они погружены в свои мысли, поэтому могут задумываться и замедлять шаг. Жесты у них скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в обществе незнакомых людей. Речь медлительная, часто с запинками, ее скорость неравномерна.

 

 Ее характер сформировался как очень робкой и застенчивой, она не умеет возражать и отстаивать свою позицию. Единственно верным для нее был переезд в Прагу, к человеку без которого она не могла жить, и то, приехав к нему, она была не совсем уверена в своем решении.

 «Она в растерянности ответила, что гостиницу только собирается поискать и что ее чемодан в камере хранения на вокзале…. Когда она сейчас сказала ему, что ее чемодан в камере хранения, у него вдруг мелькнула мысль, что в том чемодане ее жизнь и что прежде, чем предложить ему, она ее оставила пока на вокзале»

 

Отношения с матерью у нее не складываются с самого начала.  Мать всегда ее упрекала в том, что она виновата в ее испорченной судьбе.  Это мы можем явно увидеть во второй части книги (стр. 52) «Если материнство - воплощенная Жертва, тогда удел дочери - олицетворять Вину, которую никогда нельзя искупить». Она всегда пыталась задеть Терезу, даже когда она уехала в Прагу, мать все равно искала способы связать Терезу с собой.

Что касается других отношений Терезы, то можно проследить интересный момент. В романе мы можем узнать, что Тереза безумно влюблена в Томаша, как я уже писала раньше он один из главных героев книги. Это полигамный мужчина, не хотящий иметь отношения с какой- то, одной женщиной. К сожалению, Тереза терпит все его измены. Ее страдания автор показывает в виде кошмаров, постоянно снящихся ей, (стр. 25).

 

С помощью руки Томаша Тереза охраняет собственные сны, показывающие развитый мир бессознательного героини. «Тереза к свои снам постоянно возвращалась, повторяла их мысленно, превращала в легенды. Томаш жил под гипнотическим волшебством мучительной красоты Терезиных снов»

 

Именно они открывают нам всю глубину мучений женщины, которую постоянно предает любящий мужчина. Именно на примере этой женщины, Кундера показал существующие стереотипы в обществе, согласно которым женская и мужская измена отличны. Так, с легкостью рисуя любовные похождения Томаша, автор показывает свидание Терезы как ее трагедию, как ее предательство самой себя. И именно ее он обрекает на вечные мучения, так как она обязана хранить тайну своей измены до самой смерти, тогда как Томаш был им освобожден от соблюдения элементарных мер предосторожности. В то же время можно сказать о неистовой любви к этому мужчине. У нее появилась идея стать его «alter ago».

 

Так же мы можем увидеть ее отношения с Сабиной (по роману она выступает как еще одна пассия Томаша). Отношения между женой и любовницей складываются вполне нормально, они не испытывают ненависти друг к другу, наоборот мы можем увидеть как их любовь к Томашу дает им что-то общее. Доказательства тому фотосессия, (стр. 75).

 

Так или иначе, Терезу мы видим и вправду ребенком не способным отстоять свое, даже в борьбе за мужчину она не предпринимает никаких действий. Позволяя ему себе унижать, через измены. Она не в состоянии даже ему что-либо сказать.

 

Для отстранения от проблем с любимым мужчиной она полностью погружается в работу,  которая заключается в съемке военных действий, происходящих в ее стране. Только тогда она нашла решение своих мучений. Она смогла спать спокойно, не видя те ужасные кошмары, «Дни, когда она фотографировала советских солдат на пражских улицах и лицом к лицу встречалась с опасностью, были самыми прекрасными в ее жни. Это были единственные дни, когда телевионный сериал ее снов оборвался и ночи ее стали счастливыми. Русские на своих танках принесли ей душевное равновесие. Теперь, когда праздник кончился, она снова стала бояться своих ночей и хотела бы бежать от них. Она поняла, что бывают обстоятельства, при которых она может чувствовать себя сильной и счастливой, и мечтала теперь уехать в другой мир с надеждой, что там снова встретится с чем-то подобным.»

 

Вообще я нахожу Терезу весьма интересным персонажем, о ней можно сказать следующее она в чем-то робка, у нее низкая самооценка и она не способна отстоять свое, но, в тоже время, она мечтательна, добра и как ребенок всегда нуждается во внимании, она способна сопереживать, часто занимается самоанализом.

 

 

В конце книги мы можем увидеть как она сомневается в своих чувствах к Томашу. «Теперь она видит, что была несправедлива: Если бы она и впрямь любила Томаша великой любовью, она должна была бы остаться с ним за границей! Там Томаш был бы счастлив, там перед ним открылась бы новая жнь! А она уехала и бросила его там! Правда, она была тогда убеждена, что делает это великодушия, не желая быть ему в тягость. Но не было ли это великодушие просто-напросто уверткой? В действительности же она знала, что он вернется к ней! Она увлекала его за собой все ниже и ниже, подобно вилам, что заманивают сельчан в болота и топят там. Воспользовавшись минутой, когда у него болел желудок, она вынудила у него обещание уехать вместе в деревню! Какой коварной она умела быть! Она заманивала его за собой, словно вновь и вновь хотела проверить, любит ли он ее, она заманивала его так долго, пока он не оказался здесь: седой и усталый, с искореженными руками, которые уже никогда не смогут держать скальпель.»

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Общая психология»