Конфликты в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:25, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является выявление факторов, способствующих возникновению конфликта в деловом общении и поиск путей его эффективного разрешения. Изучить понятия "деловое общение" и "конфликт", рассмотреть основные виды и причины конфликтов, определить способы поведения в конфликтных ситуациях рассмотреть меры профилактики конфликтов.

Содержание

Введение 3

1. Понятие делового конфликта и его причины 4

2. Структура и виды конфликта 8

Заключение 16

Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Психология. Реферат мой - копия.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

     По  склонности к конфликтности психологами  выделяются группы людей, для которых  конфликтность - не черта характера, а поведение в конкретной ситуации и тех, для кого конфликтность -постоянный признак их поведения, связанный с особенностями характера.

     Вместе  с тем есть люди, которые способны инициировать конфликт для достижения собственных целей. Они, как правило, выступают активной стороной в завязывании  конфликта, рационально действуют, просчитывают позиции, владеют техникой ведения спора.

     Классификация типов конфликтных личностей, рассмотренная  выше, может быть полезна при выборе манеры поведения, с людьми, по-разному  ведущими себя в конфликтных ситуациях.

     Для выхода из конфликтной ситуации психологи советуют постараться объективно воспринять ситуацию и проанализировать ее с позиций противоположной стороны, а затем перейти к поиску компромиссов и возможных форм сотрудничества.

     Объективному  восприятию конфликтной ситуации зачастую мешает уверенность в своей правоте  и нежелание понять другого.

     Задача  оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует  настоятельную необходимость выявления  причин возникновения конфликтов между  их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи - разработка социально-психологической типологии  конфликтов. Такая типология предлагается на основе исследования на различных  предприятиях. В основе этой типологии  лежат взаимосвязи людей в  рамках их отношений в первичном  производственном коллективе.

     Во-первых, это взаимосвязи функционального  характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи  носят как непосредственный, так  и опосредованный характер.

     Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному первичному производственному  коллективу.

     В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями  людей в общении.

     Исходя  из указанных взаимосвязей, которые  в норме должны, иметь согласованный  характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей  связи:

1) конфликты,  представляющие собой реакцию  на препятствия достижению основных  целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного  делового задания, неправильное  решение какой-либо производственной  проблемы и т.д.);

2) конфликты,  возникающие как реакция на  препятствия достижению личных  целей работников в рамках  их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения  деловых заданий, считающихся  "выгодными" или "невыгодными"  недовольство предложенным графиком  отпусков и т.д.);

3) конфликты,  вытекающие из восприятия поведения  членов коллектива как несоответствующего  принятым социальным нормам совместной  трудовой деятельности (например, конфликт вследствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);

4) сугубо  личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью  индивидуальных психологических  характеристик - резкими различиями  потребностей, интересов, ценностных  ориентацией, уровня культуры  в целом.

     Данная  классификация, как и любая другая, включает в себя рассматриваемые  явления в "чистом" виде. В реальной деятельности коллективов чаще встречаются  конфликты, представляющие собой сочетания  нескольких из указанных типов. Таблица 1. 
 
 
 
 

Классификация типов конфликта

                                                                  Таблица 1

Тип конфликта Горизонтальные  конфликты Вертикальные  конфликты - снизу  вверх Вертикальные  конфликты - сверху вниз
1.Препятствие  достижению основных целей совместной  трудовой деятельности Действия одного препятствуют успешной деятельности другого  Организационный конфликт Руководитель  не обеспечивает возможности успешного  достижения цели деятельности подчиненным Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности  выполнения основной цели его деятельности
2.Препятствие  достижению личных целей совместной  трудовой деятельности Действия одного препятствуют достижению личных целей  другим Организационный конфликт Руководитель  не обеспечивает подчиненному возможности  достижения его личных целей Подчиненный создает  препятствия для достижения руководителем  его личных целей
3.Противоречие  действий принятым нормам Конфликт поведения  и норм в группе Противоречие  деятельности руководителя, его стиля  работы ожиданиям подчиненных Противоречие  деятельности подчиненного как носителя определенной социальной роли ожиданиям  руководителя
4.Личные  конфликты Личная несовместимость Лидеры и  авторитеты коллектива не оправдывают  ожиданий последователей Члены коллектива не оправдывают ожиданий его лидеров  и авторитетов

 

     Если  внимательно присмотреться к  стилю общения отдельных руководителей  в конфликтных ситуациях, можно  заметить типичность этого поведения. Для одного характерным лозунгом является: "Лучшая защита - нападение" (свойственно "практикам"). Для  другого - "Лучше плохой мир, чем  хорошая война" (чаще проявляется  в поведении "собеседников"). Для  третьего - "Пускай думает, что он победил" (отличает "мыслителей").

     "Собеседники"  не способны на длительное  противостояние. Иначе протекает  конфликт у "мыслителей" и  "практиков". Погруженность в  себя, медлительность мыслителя  способствует затяжным состояниям  напряженности отношений. "Действенность"  практического типа также увеличивает  продолжительность конфликта. Самые опасный для деловых и личных отношений - длительные конфронтации. Ведь они препятствуют выяснению отношений в общении. Конфликтующие личности закрепляют при очень долгом напряжении свое негативное состояние. Практический тип личности компенсирует сложности отношений ориентацией либо на длительность, либо на поиск других контактов.

     "Мыслитель"  выстраивает в уме сложную  систему доказательств собственной  правоты и неправоты своего  оппонента. И только изменившиеся  жизненные обстоятельства или  третий соучастник - арбитр - могут  вывести конфликтующие стороны  из тупика.

     "Собеседник  умеет так выйти из этой  неприятной ситуации, что меньше  затрагиваются глубинные чувства  личности. Он более чувствителен  к изменениям настроения партнера  и своевременно пытается снять  недоразумение, напряженность в  отношениях.

     "Практик", в силу "действенности" своих  побуждений, мотивов, потребностей, склонен недооценивать последствия  конфликтов, менее восприимчив к  мелким недомолвкам. Поэтому факт  конфликта свидетельствует о  большой глубине нарушения отношений.

     "Мыслитель"  более осторожен в действиях,  он больше продумывает логику  своего поведения, хотя и менее  чувствителен в отношениях, чем  "собеседник". На производстве, в широком кругу общения более  дистантен в отношениях, поэтому ему сложнее попасть в конфликтную ситуацию. Но зато он больше раним в близких отношениях. В этой сфере глубина конфликта и степень включенности у него будет больше. Конфликт протекает по-разному, в зависимости от психологических типов спорщиков. Реже всего вступают в него "собеседники", так как их ориентированность на общение, коммуникативные способности своевременно снимают напряженность. Этот тип личности более открыт для принятия позиций "соперника", не стремится изменить его мнение и поведение. Другое дело "практик". Его неуемная потребность преобразования внешнего мира, и в том числе позиций окружающих, может приводить к разнообразным столкновениям. Естественно, что, вступая даже в мимолетный контакт, два таких человека будут испытывать межличностную напряженность. А если им совместно придется решать задачу и отношения "руководства - подчинения" заранее не заданы официальной инструкцией? Конфликт практически неизбежен.

     Специфичны  взаимоотношения двух или более "мыслителей" в силу их ориентированности  на себя и плохой управляемости извне (сотрудничают малоэффективно, так  как межличностная дистанция  взаимна и вследствие этого они  будут больше действовать самостоятельно). Конфликт "мыслителей" специфичен тем, что для них чрезвычайно  важно интенсивное общение в  этот момент, позволяющее лучше осознать причину, обстоятельства, позицию сторон. Без осознания и вербализации им очень трудно разобраться в  том, что происходит с ними.

     Типы  руководителей по-разному чувствительны  к противоречиям и конфликтам, затрагивающим различные сферы  личности. Так, "мыслители" острее всего принимают противоречия в  сфере духовных ценностей, идейного родства. "Практику" важно единство практических исходов, целей совместной деятельности. Если в сфере целей  и средств деятельности, влияний  и управления возникает противоречие, они очень быстро вступают в конфликт.

     Более благоприятная позиция "собеседника". Ему обычно выпадает роль арбитра  в конфликтных ситуациях. Не случайно неофициальными эмоционально-исповедными  лидерами в коллективе становятся именно эти личности. Правда, и они имеют  уязвимые места и чрезвычайно  чувствительны к оценке их эмоционально-коммуникативных  способностей. В отличие от "мыслителей", для которых основной ценностью является интеллектуальный, духовный мир, их меньше трогает оценка интеллектуальных способностей и практичности. "Практик" так же чувствителен к несправедливым высказываниям по поводу его работоспособности, пунктуальности, успешности деятельности. Острота реакции на оценку указанных сфер может ослабляться, если такой человек удовлетворен достижением практических, интеллектуальных, аффективно-коммуникативных целей. Чувствительность возрастает, если на пути удовлетворения личностно-значимых потребностей и целей есть препятствия. 

 

     Заключение 

     В современных условиях высокий уровень  делового общения является решающим условием успешного предпринимательства. Для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель и  сотрудники предприятия (фирмы) должны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических  знаниях. Кроме того, в процессе делового общения необходимо учитывать возможные  условия и факторы возникновения  конфликтных ситуаций. Нарастает интерес руководителей предприятий к психологическому обеспечению их деятельности. Успешность персонала в общении с клиентами и коллегами, эффективность разрешения сотрудниками возникающих конфликтных ситуаций, общий психологический фон в коллективе играют важную роль в эффективном функционировании данного предприятия.

     Анализ  теоретической литературы по проблеме конфликта показывает, что конфликт с неизбежностью сопровождает все  сферы межличностного взаимодействия. Конфликт, оказывая дезорганизующее влияние на совместную деятельность людей, может быть в то же время обращен в продуктивное русло, обостряя возникшее противоречие и способствуя выработке более осознанного и целесообразного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом конфликтной ситуации обогащает его жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.

     В завершение выше перечисленного можно  добавить, что умелое поведение и, как следствие, разрешение конфликта  может быть получено при учете  менеджером личностных качеств каждого  члена коллектива, его темперамента, характера, интересов. Но зато в конечном итоге можно иметь коллектив  друзей, сплоченных общей идеей, где  ссоры могут уже не нести значения и не затрагивать душевных качеств  индивида.

 

Список  литературы: 

  1.   Аминов И.И. Психология делового общения - Омега-Л, 2011 - 304с.
  2. Викулина О.В. Теория и практика психологии управления. Настольная книга менеджера по персоналу - Владос-Пресс, 2008
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта – Питер, 2008 – 544с.
  4. Лазукин А. Д. Конфликтология - Омега-Л, 2011 - 160с.
  5. Мананикова Е.Н. Деловое общение - Дашков и Ко, 2010 – 208с.
  6. Райгородский Д. Психология деловых конфликтов - Бахрах-М, 2007 – 768с.
  7. Шеламова Г.Н. Деловая культура и психология общения - Академия, 2009 – 192с.

Информация о работе Конфликты в деловом общении