Концентрация внимания учащихся в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Учебно-воспитательный процесс очень сложен и многогранен по своей структуре и сущности, так как направлен на формирование гармонично развитой, социально ориентированной личности. Этот процесс осуществляется с помощью квалифицированных педагогов, поэтому не терпит ошибок и недопониманий. Однако, ни какой процесс не обходиться без объекта, на который он направлен. В нашем случае таким объектом является ребенок.
Одним из самых сложных составляющих профессии педагога является удержание внимания ребенка для более эффективной результативности учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Вступление
1. Характеристика внимания и его роль в учебно-воспитательном процессе
2. Цели и способы управления вниманием в педагогическом процессе
3. Способы концентрации внимания учеников
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Концентрация внимания учащихся в учебно-воспитательном процессе.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Обведите чертой от руки тот визуальный материал, на котором  вы хотите сосредоточить внимание своих  учеников, или нарисуйте вокруг него цветную рамку.

Если вы пользуетесь  проектором, поместите на экран некий объект (например, маленькую игрушку или пластмассовую фигурку), чтобы привлечь внимание. Ясно командуйте: «Всем приготовиться».

ЦВЕТ очень эффективен для того, чтобы привлечь внимание . Пользуйтесь цветными фломастерами, которые стираются насухо, и белой доской, цветными фломастерами для прозрачной пленки, если пользуетесь проектором (или цветным мелом — прим. переводчика), цветной бумагой для выделения слов, фраз, стадий решения задачи, орфографических правил и т.п.

Сами задайте тон, создайте настроение увлеченности и энтузиазма, заинтересованности в предстоящем уроке.

Контакт глаз. Ученики  должны смотреть на вас, когда вы говорите, в особенности когда даете  указания, что делать. Если ученики  сидят группами, пусть те, кто  сидит не прямо лицом к вам, повернут стулья и повернутся сами по вашему сигналу.

Как сконцентрировать внимание учеников

Пользуйтесь стратегиями, задействующими разные органы чувств, когда даете указания или излагаете  материал урока.

Оставайтесь в поле зрения учеников.

Направляйте голос так, чтобы все ученики вас хорошо слышали.  
Имейте в виду, что в классе могут быть конкурирующие звуки (шумные обогреватели или кондиционеры).

 Созовите учеников к себе, чтобы дать им непосредственные указания (например, их можно посадить на ковер у доски). Рассадите учеников так, чтобы всем было видно доску (экран). Всегда позволяйте ученикам пересаживаться так, чтобы им было все видно, и дать вам понять, если им не видно.

Объясните цель урока  и отношение материала урока  к жизни учеников, чтобы заинтересовать их. При малейшей возможности включайте в свои объяснения наглядные демонстрации и практическую деятельность.  
Пользуйтесь фонариком или лазерной указкой. Выключите свет и добейтесь сосредоточенности учеников, подсвечивая объекты или высвечивая фонариком людей.

Пользуйтесь учебными пособиями, которые содержат частичное изложение  урока. Когда вы объясняете материал или читаете лекцию, ученики должны заполнить пустые места на основании  того, что вы говорите и/или пишете на доске или экране проектора.

Пользуйтесь наглядными пособиями. Пишите ключевые слова или  рисуйте на доске или экране, когда  объясняете материал. Показывайте вызывающие интерес материалы, картинки, диаграммы, предметы, жестикулируйте.

Иллюстрируйте, иллюстрируйте, иллюстрируйте. Если вы не слишком хорошо рисуете — это не важно для иллюстрации вашего объяснения. Позвольте себе и своим ученикам рисовать даже если вы не умеете и у вас нет таланта, и поощряйте рисование. Рисунок не обязан быть красивым, сложным или точным. На самом деле, часто чем он глупее — тем лучше. Порадуйтесь ему. Эти дурацкие картинки привлекают и удерживают внимание учеников и помогают им понять и запомнить материал (последовательность событий, ключевые моменты, абстрактную информацию и т.п.).

Если вы хотите привлечь внимание учеников к письменному материалу, очертите его указкой, палочкой, лазерной указкой. Если найдете указку с маленькой рукой и указательным пальцем… еще лучше.  
Обратите внимание: Проектор — лучший инструмент для привлечения внимания в классе. Учитель может записывать информацию цветом, не поворачиваясь спиной к классу, это помогает управлять классом и снижает проблемы поведения. При помощи проектора учитель может легко моделировать и заключать в рамки важную информацию. Информацию на прозрачную пленку можно нанести заранее, чтобы сэкономить время. Затем ее можно частично прикрыть, блокируя отвлекающие визуальные стимулы.  
Блокируйте, закрывайте или убирайте из поля зрения все, что мешает ученикам сосредоточиться на излагаемом материале, уберите с доски или экрана все ненужное и отвлекающее.

Как удержать внимание учеников и обеспечить их участие в уроке

Перемещайтесь по классу, оставаясь при этом в пределах видимости.

При любой возможности  учите тематически — позволяя высказывать идеи, концепции, устанавливать связи. Объясняйте материал живо и энергично. Готовьтесь заранее и избегайте задержек, когда даете указания. Пользуйтесь вызывающими интерес материалами, рисунками, диаграммами, предметами, жестикулируйте.

Пользуйтесь более сложной  техникой постановки вопроса. Задавайте открытые вопросы, требующие размышления, и стимулируйте критическое мышление и обсуждение.

Сократите время, в течение  которого говорит только учитель. Приложите  все усилия к тому, чтобы увеличить  количество ученических ответов (они должны говорить или делать что-то, используя изучаемый материал).

Пользуйтесь техникой непосредственного  инструктажа и другими методами постановки вопроса, которые дают ученику  большие возможности реагировать (например, отвечать хором, отвечать партнеру/приятелю).  
Структурируйте урок так, чтобы его можно было проводить, работая в парах или малых группах для максимального участия ученика и повышения внимания.

Меняйте способы вызывать учеников, чтобы избежать вызова по одному. Вместо этого пусть они «рассказывают соседу по парте», записывают или рисуют ответы, или отвечают еще каким-то альтернативным способом.

Часто требуйте группового или хорового ответа, если существует только один правильный и короткий ответ. Когда объясняете, часто останавливайтесь и требуйте, чтобы ученики повторили за вами одно-два слова.

Правильно структурируйте учебные группы (например, распределение  ролей, отчетность). Это НЕ ПРОСТО групповая  работа. Ученики с СДВГ обычно не слишком хорошо работают в группах, где неясно определена структура и не задан ожидаемый результат.

Позволяйте ученикам пользоваться отдельными индивидуальными  досками или белыми досками и  фломастерами во время урока, это  их мотивирует и поддерживает внимание. Если пользоваться ими как следует, доски помогают эффективно проверить, как ученики понимают пройденное и определить, кому нужна дополнительная помощь и практика.  
Пользуйтесь мотивирующими компьютерными программами для отработки конкретных навыков и упражнений (это программы, которые часто реагируют на действия ученика и позволяют ему исправлять ошибки самостоятельно).

Подготовьте материалы  с частичным изложением урока  и предложите ученикам заполнить  пробелы во время урока/объяснения материала.

Как добиться, чтобы ученики  занимались делом, работая на своих местах

Проверьте, все ли ясно. Убедитесь, что указания даны ясно и  поняты правильно, прежде чем отправлять учеников по местам для самостоятельной  работы.

Обеспечьте их всем необходимым  для работы.

Давайте разумное количество работы, с которым ученик может справиться самостоятельно.

Если ученик споткнулся на задании и должен ждать, пока учитель  обратит на него внимание и поможет, — дайте ему на это время  другую работу для страховки от провала.

При работе на местах можно  назначать ученикам помощников или партнеров для любой работы по прояснению указаний, особенно если учитель дает задание другой группе учеников, когда часть класса занята работой на местах.

Придумайте сигнал учителю  или помощнику, означающий «Мне нужна  помощь!» Некоторые учителя пользуются знаком или цветным сигналом, который ученик может поставить на стол, чтобы привлечь внимание взрослого, который окидывает класс взглядом, и дать понять, что помощь нужна.

Часто оглядывайте весь класс. Всем ученикам нужно положительное  подкрепление. Часто хвалите работу, особенно тех студентов, которые очевидно заняты тем, чем нужно. Это служит напоминанием тем ученикам, которым труднее.

Подумайте о том, чтобы  ставить таймер для тех учеников, которые хорошо работают, чтобы они  пытались опередить его.

Пользуйтесь контрактами, таблицами, системами управления поведения для того, чтобы добиться от учеников сосредоточенности на задании. Придумайте награду за определенное число заданий, выполненных точно. Раздайте по партам образцы для справки.

Пользуйтесь системой «естественных последствий» и «цены реакции», если ученики отвлекаются. Они могут «задолжать вам время» и отдать долг в конце дня, перед уроками или во время перемены. Если задействована система набора очков, вы можете оштрафовать их на несколько очков, если не выполнено разумное количество работы.

Пользуйтесь учебными кабинками  или тихими офисными выгородками  для работы на местах.

Научите учеников самостоятельно следить за тем, чтобы не отвлекаться от дела. Некоторые учителя пользуются звуковым сигналом (например, аудиозапись с периодическим бибиканьем) — и ученики вознаграждают себя дополнительными очками, если во время подачи сигнала были заняты.

 

 

ВЫВОДЫ

 

Итак, делая вывод из данной работы можно сказать, что внимание является своеобразной призмой, через которую педагог устанавливает учебно-воспитательную связь с ребенком. Однако, следует помнить, что внимание это динамический познавательный процесс, который не может протекать с одинаковой интенсивность на протяжении долгого время. Существуют периоды активации внимания и рассевания, на сколько один период преобладает над другим зависит от индивидуальных психических особенностей человека. Следовательно, педагог должен отслеживать такую динамику развития внимания учеников и в соответствии этому строить свою работу, чтобы результативность усвоения материала была наивысшей.

Учитывая все вышеприведенные  принципы внимания и средства его  активации, можно добиться высокой  эффективности в педагогической работе. Однако, такое умение характеризует педагогическое мастерство, а, следовательно, устанавливает планку к которой должен стремиться каждый начинающий педагог.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1997. - 256 с.
    2. Ю.Б. Дормашев Психология внимания/ Дормашев Ю.Б., Романов В.Я.- М.: Тривола, 1995.- 352с.
    3. В.А. Сухомлинский Сто советов учителю/ Сухомлинский В.А.- Киев: Рад.шк., 1984.- 254с.
    4. Г.И. Щукина Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Щукина Г.И.- М.: Просвещение, 1979.- 160с.
    5. Ф.Н. Гоноболин Внимание и его воспитание/ Гоноболин Ф.Н.- М.: Педагогика, 1972.- 310с.

Информация о работе Концентрация внимания учащихся в учебно-воспитательном процессе