Концепция воспитания Ж.Ж.Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя — гармонизировать действие этих факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

КР ЖЖ Руссо.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

И в процессе трудовых занятий, в изучении ремесла направляющая роль педагога отнюдь не снижается. Раньше, в период детства (до 12 лет), дело обстояло несколько иначе. Основное занятие ребенка тогда, как это показывал нам Руссо, состояло в том, чтобы не мешать ему бегать, кричать, играть, т.е. не препятствовать его естественным движениям и действиям. Это был, по существу, процесс саморазвития, свободного проявления физических сил, процесс, никем и ничем почти не ограничиваемый, кроме законов необходимости. Сейчас, когда основным видом деятельности становится труд и не случайное, а направленное изучение ремесла, влияние педагога на воспитанника усиливается. В связи с этим меняется и характер руководства, характер их взаимоотношений, хотя внешне Руссо старается и не подчеркивать этих изменений. Но они, эти изменения, и в руководстве, и в отношениях между педагогом и ребенком есть.

Воспитанник, во-первых, выбирает не любое ремесло, какое ему придется по душе (хотя Руссо и внушает  читателю, что главное здесь - интерес  самого Эмиля к тому или другому  виду занятий). Но мы видим, что выбираются такие ремесла (например, столярные), которые наиболее полезны, ценны, гигиеничны и т.д. Руссо трудно, разумеется, доказать читателю, что воля и опытность педагога и интересы воспитанника здесь всецело совпадают.

Интересные мысли высказывает  Руссо о влиянии педагога на ребенка  в самом процессе и ходе труда. Направленность воздействий на воспитанника, причем, весьма определенного свойства, подчеркивается в следующих словах: "Водя его из мастерской в мастерскую, никогда не допускайте его ограничиваться одним наблюдением, без приложения своих рук к делу; пусть он выходит не раньше, чем узнает в совершенстве основы всякого производства или, по крайней мере, всего, что наблюдал". Не менее интересна мысль Руссо и о совместной деятельности воспитателя и воспитанника в процессе труда.

Ремесло они изучают вместе, вместе работают, вместе обсуждают итоги работы, свои достижения и промахи. Обращаясь к наставникам, Руссо советует: "...работайте сами, давайте всюду пример".

Идея о практическом примере  самого воспитателя в труде, по существу, о сотрудничестве педагога и ребенка принадлежит к числу ценных идей педагогической теории Руссо.

Своеобразно решается в данной главе и вопрос о функции наставления. Как известно, Руссо - противник словесных наставлений и назиданий, противник "болтливого" воспитания, с помощью которого, как пишет педагог, можно создать лишь болтунов. В раннем периоде (о котором речь шла во второй главе) Руссо признавал наставление с опорой на личный опыт ребенка. И теперь отношение к голому, чисто словесному наставлению у него в принципе не изменилось. Однако, признав "Робинзона Крузо" лучшей книгой для подростков, Руссо пишет: "Роман этот... будет для Эмиля одновременно и развлечением и наставлением в ту пору, о которой идет здесь речь".(3) Таким образом, наставление, лишенное излишнего морализирования, а, напротив, основанное на фактах и примерах из увлекательной книги, может иметь, по Руссо, большое воспитывающее значение.

 

 

3.5 Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак

 

Перейдем теперь к последнему возрастному периоду, к юношескому возрасту, к посмотрим, какие изменения претерпевает процесс воспитания и руководства на этом этапе (от 15 лет до вступления в брак).

Хотя Руссо и называет период от рождения и до двенадцатилетнего  возраста самым опасным промежутком  человеческой жизни", т.к. в это  время зарождаются заблуждения и пороки, однако наступление юношеского возраста и связанных с ним полового созреваний, возникновения страстей педагог опасается, пожалуй, еще больше.

Отроческий возраст Эмиля, как описывает Руссо, закончился благодаря умелому руководству  со стороны воспитателя и наличию  совершенных природных данных воспитанника вполне успешно. "Эмиль трудолюбив, воздержан, терпелив, тверд, исполнен мужества".

Он лишен заблуждений  и пороков, сердце его свободно и без страстей. Но вот наступает новый период в его жизни - пора юности. Не жалея красок и образных сравнений, Руссо ярко рисует приближение этой поры: "Как рев моря задолго предшествует буре, так и этот бурный переворот предвещается ропотом заблуждающихся страстей; глухое брожение предупреждает о близости опасности, Перемена в нраве, частые вспышки, постоянное волнение духа делают ребенка почти не поддающимся дисциплине. Он становится глухим по отношению к голосу, который делал его послушным: это - лев в лихорадочном возбуждении; он не признает руководителя и не хочет уже быть управляемым". Возникновение страстей и управление ими - характерная черта данного периода.

Предшествующие периоды  протекали сравнительно спокойно в  связи с тем, что это был, с одной стороны, "сон разума", с другой, если можно так сказать не словами Руссо, и по аналогии, - "сон страстей".(1)

Пробуждение разума вызвало  необходимость в умственном воспитании, "пробуждение" страстей, чувствований потребует нравственного воспитания. Способности души (разум, чувствования, воля) развертываются в этом возрасте в полную силу.

Этот возраст, возраст  полового созревания, возраст серьёзных  внутренних и внешних изменений  в подростке, Руссо называет образно  периодом второго рождения, тем периодом, когда мальчик становится мужчиной, "... когда человек воистину возрождается к жизни, и ничто человеческое ему не чуждо". Руссо подчеркивает, что то воспитание, о котором шла речь до сих пор, можно назвать только подготовкой к воспитание, подлинное же воспитание начинается только теперь, и заботы воспитателя приобретает характер истинных забот и тревог. "Доселе наши заботы были лишь детскими забавами; теперь только они получают истинное значение". Зато и силы педагога значительно умножается: к старим и уже испытанным формам руководства прибавляются новые - прежде всего совесть и разум самого юноши.

Страсти, по выражению Руссо,- это главное оружие нашего самосохранения. Истребить и уничтожить их невозможно, т.к. они даны человеку свыше для его же собственной жизни.

Первое проявление этого чувствования, по Руссо, это любовь человека к тому, что его сохраняет: всякий ребенок, например, привязывается к своей кормилице. Затем появляется любовь к тем, кто окружает его и кто заботится о нем. Любовь к себе и удовлетворение наших истинных потребностей, по Руссо,- это взаимосвязанный процесс, так как в основе их лежит один и тот же закон природы - закон самосохранения.

Несмотря на то, что Руссо как бы предупреждает читателя об опасностях юношеского возраста, связанного с физиологическими изменениями и возникновением страстей, тем не менее, педагог в психологии самого юноши находит также нравственные начала, которые помогают молодому человеку справиться с периодом "бурь и страстей", сдерживать свои природные влечения и желания (в частности, чувственные вожделения). Вот как Руссо характеризует этот возраст с нравственной стороны; "Юность не есть возраст мстительности или ненависти: это - возраст соболезнования, кротости, великодушия. Да, продолжает педагог, я утверждаю и не боюсь быть опровергнутый со стороны опыта, что юноша, не родившийся с дурными задатками и сохранивший до 20-летнего возраста свою наивность, в эти годы бывает самым великодушным, самым добрым, самым любящим и любезным из людей".

Руссо отмечает в этом возрасте возникновение и развитие привязанности  к другим людям, общительности, проявления добрых чувств и гуманных отношений.

Раньше, в первых главах романа, мы лишь знали, что Эмилем руководит  искусный и мудрый наставник, осведомлены  были в общих чертах о его высоких  моральных и педагогических качествах  и делали оптимистический вывод, что дело воспитания, следовательно, идет отлично,

И вот теперь Руссо выдвигает  на первый план в качестве ведущей  функции руководства нравственное влияние педагога на своего воспитанника.

Новыми связующими звеньями между воспитателем и воспитанником  является не только чувство благодарности (признательности), но и чувство привязанности, перерастающее в дружбу, дружбу подлинную, искреннюю, которую не могут поколебать никакие предрассудки и людское  мнение. "... Ничто не имеет такого влияния на человеческое сердце, как  голос дружбы, хорошо изведанный". И далее: "... В прямом и чувственной сердце,- убежденно доказывает Руссо,- голос верного и истинного друга сумеет заглушить крики хоть двадцати соблазнителей". Разум воспитанника, просветленный и развитый в ходе воспитания, также способствует формированию новых нравственных отношений. Таким образом, взаимные отношения наставника и юноши складываются и на основе разума, и на основе нравственных чувств, что придает им особую силу и крепость. Из чувств же (любви и ненависти) зарождаются, по Руссо, и первые понятия о добре и зле.

Отныне, по мнению Руссо, и  наступает то "царство свободы", которое он обегал и готовил своему питомцу о ранних дет, то состояние, когда сам Эмиль становится своим  властелином, господином, признающим лишь законы природы и голос своей  собственной совести и веление  своего разума. Подчинение же своему наставнику, вернее, теперь уже другу, это не повиновение старшего младшему, а  добровольное подчинение равноправных людей, равноправных друзей. А добровольное подчинение - это не принуждение, а свобода, такое подчинение не подавляет другого, не угнетает его, а осуществляется в его же интересах.

Особое место в этом плане отводит Руссо совести как "голосу души", как проявлению чувствования.(4) Руссо высказывает мысль о том, что совесть как голос души и страсти, как голос тела часто противоречат друг другу. Казалось, их мог бы примирить рассудок. Но рассудку Руссо не вполне доверяет: он обманывает нас. И Руссо такое полное и безоговорочное доверие оказывает только совести: "Совесть не обманывает никогда; она - истинный путеводитель человека; она для души то же, что инстинкт для тела; кто следует ей, тот повинуется природе и не боится сбиться с пути". К выяснению значения совести в жизни, в поведении человека Руссо возвращается не раз. Он называет ее врожденным началом справедливости и - добродетели; именно она, по мнению Руссо, оценивает все наши поступки, признавая их хорошими или дурными. Более того, совесть как чувствование, находящееся внутри человека, оценивает и все идеи, приходящие к нам извне. Руссо ставит совесть как врожденное внутреннее чувство человека и выше разума, и выше мышления, ибо непосредственное веление совести - главное в человеке.

Наставление рассматривается  в этом плане и как поучение, и как внушение, и как убеждение, и как (что важно особо отметить) призыв воспитанника к самовоспитанию.

 

4. Воспитание женщины по Руссо

 

В пятой книге, описывая подругу  Эмиля, Софью, какой она должна быть и будет, Руссо касается вопроса  о женском воспитании. Его суждения здесь определяются, с одной стороны, взглядом на женскую природу и  назначение; с другой, - уже высказанными принципами естественного, природосообразного воспитания вообще.

Мужчина и женщина различны, как по природе (не только физической, но и духовной), так и по назначению. Отсюда ясно, что "им не следует давать и одинакового воспитания". У  них одна цель в жизни - содействовать  взаимно счастью, но труды для  этой цели различны, и, следовательно, различные качества и дарования  в них нужно и развивать  Женщина рождает детей, управляет  хозяйством, создает семейный уют. Вот  ее назначение. Соответственно этому  она и должна воспитываться. Ей необходимо, прежде всего, как и мужчине, должное  физическое развитие, столько же для  рождения здоровых, крепких детей, сколько  и для грации движений. Руссо ставит в образец физическое воспитание спартанских девушек, которое, "благодаря  упражнениям приятным, умеренным  и здоровым", сообщало им здоровье, красоту и грацию 1). Что касается духовного развития, то здесь центр тяжести лежит в развитии изящного вкуса, изящного ума и изящных добродетелей: милой откровенности, приятной кротости, уступчивости и пр., - словом, качеств, которые необходимы женщине, чтобы быть прелестной в обществе и приятной своему мужу. Для воспитания вкуса Руссо рекомендует изящные работы (шитье, вышивание, плетение кружев) и искусства (рисование, музыку, пение, танцы). "Веселиться - вот их главное занятие" , чтобы зато потом уже, в качестве жен и матерей, сидеть и не бросать дома. Серьезным умственным занятиям, собственно, нет места в женском воспитании: одни занятия чужды им по природе, другие не нужны по их назначению. К предметам отвлеченным, умозрительным, равно к наукам точным, у женщин нет способностей. "Их все занятия должны касаться практической жизни", и помимо непосредственных обязанностей (по управлению хозяйством), "должны быть направлены к изучению людей или приобретению приятных знаний, цель которых - вкус" ). Для последних знаний (изучения людей и приятных знаний) нет нужды в книгах. "Свет - вот книга для женщин".(2)

Из изложенного ясно, что, по вопросу о женском воспитании мысли Руссо не отличаются ни оригинальностью, ни глубиной.

Это, в общем, банальные мысли, только изложенные в тонкой, афористической форме.

 

Заключение

 

Ж.-Ж. Руссо считал, что  на ребенка воздействуют три фактора  воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности  и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают  опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Под естественным воспитанием  Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей  воспитателя, отучить от слепого  повиновения, следовать непреложным  природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными последствиями  неверных поступков. Слабого и еще  беспомощного ребенка должен опекать  наставник.

Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к  общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

В задачи воспитания Ж.-Ж. Русса  включил развитие системы органов  чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются  в постоянном совершенствовании  с раннего детства. Он отводил  особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и  социальным окружением, преодоления  пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования  всего организма. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в  среде, близкой природе и ручному  труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо предлагал  не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску.

Информация о работе Концепция воспитания Ж.Ж.Руссо