Коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью являются выявление особенностей нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект: процесс развития звукопроизношения у дошкольников.
Предмет: особенности звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.
Гипотеза: своевременная диагностика и организация эффективной коррекционно-развивающей помощи способствует устранению звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия.

Вложенные файлы: 1 файл

Есина курсовая.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дети с нарушениями  речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе  и сохранном интеллекте. Нарушения  речи многообразны, они могут проявляться  в нарушении произношения, грамматического  строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено.

Несмотря на то, что  большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности  и бессилия в попытках общения  часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным  срывам.

В некоторых случаях  наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.

Количество детей со стертой формой дизартрии в последние  годы значительно возросло. Поэтому  проблема изучения особенностей звукопроизношения  у детей со стертой формой дизартрии в настоящее время является очень актуальной. Исследованиями в данной области занимались такие известные авторы, как Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.С. Волкова, О.В. Правдина, Л.В. Лопатина и др.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия - речевая  патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Исследования детей  в массовых садах показали, что  в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.

По данным Е.Ф. Архиповой, в группах для детей с общим  недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют стертую дизартрию.

Изучение стертой дизартрии  является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических  дисциплин.

Этой проблеме посвящены  работы Соботович Е.Ф., Карелиной И.Б., Токаревой О.А., Винарской Е.Н., Пулатова А.М., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В.

Проблема выявления  и коррекции стертой дизартрии  продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются  многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Целью являются выявление особенностей нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Объект: процесс развития звукопроизношения у дошкольников.

Предмет: особенности звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.

Гипотеза: своевременная диагностика и организация эффективной коррекционно-развивающей помощи способствует устранению звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия.

Задачи исследования:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования; определить методологические основы обследования и коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

2. Выявить и проанализировать  особенности звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.

3. На основе анализа  полученных результатов апробировать  методы коррекционно-педагогической  работы по формированию звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.

В процессе исследования использовались методы анализа и обобщения литературных данных; организационные методы; эмпирические методы; биографический; количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные методы.

База исследования:

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

1.1 Понятие о дизартрии

 

По определению М.А. Поваляевой, дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [ ].

По мнению Л.С. Волковой, ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы [8].

Дизартрия - термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной  речи - произношения (дис - нарушение  признака или функции, артрон - сочленение). При определении дизартрии большинство  авторов не исходят из точного  значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройство артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.

Нарушения звукопроизношения при  дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера  и тяжести поражения нервной  системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются и искажения, и замены, и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией.

Л.О. Бадалян  отмечает, что при дизартрии наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи часто может отмечаться задержка развития или недоразвитие других компонентов речевой системы (лексико-грамматическая сторона речи, фонематический слух и др.), а также общей моторики. Общими клиническими признаками дизартрии являются:

1) нарушения мышечного тонуса  в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения мозга; 2) ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизношения. Нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения, это прежде всего поднимание языка вверх. В результате этого расстраивается в первую очередь произношение переднеязычных звуков (р, л, т). При дизартрии нарушаются согласованные движения мышц речевого аппарата, поэтому нарушается произношение многих звуков, требующих этих согласованных движений. При парезе круговой мышцы рта ограничена подвижность губ. Ребенок не может вытянуть их вперед трубочкой или растянуть в улыбке. В связи с этим нарушается произношение губных звуков (б, п, м, в, ф). За счет уменьшения резонаторной полости грубо искажается звукопроизношение. Парезы и параличи губных мышц обычно сочетаются с нарушением функции других мимических мышц нижней части лица, так как мускулатура губ иннервируется лицевым нервом. Мягкое небо обычно малоподвижно в результате нарушения иннервации небных мышц. Голос приобретает носовой оттенок (открытая гнусавость) [3].

Е.М. Мастюкова  отмечает, что для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания, расстройства голосообразования [12].

При дизартрии становится смазанная, нечеткая. Нередко нарушен  темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного  и замедленного темпа речи. Фраза  формулируется нечетко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный - то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый.

Л.О. Бадалян указывает, что голос при дизартрии обычно слабый, с расстройством модуляции. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. При парезах мышц голосового аппарата вибрация голосовых связок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Могут иметь место нарушения произношения звонких согласных и их замена глухими, артикуляция которых осуществляется при несомкнутых и неколеблющихся голосовых связках. Все движения гортани связаны с движениями языка, неба и нижней челюсти, поэтому нарушение голоса и артикуляционные расстройства чаще всего наблюдаются вместе [3].

При дизартриях наступают  также нарушения дыхания. Они  могут быть связаны с парезом  дыхательных мышц, с нарушением центральной  регуляции дыхания, с расстройством координации между дыханием и артикуляцией. Нарушения дыхания проявляются в виде укороченного выдоха, нарушений ритма дыхания, особенно в момент речи. Многие дети, несмотря на то, что у них постоянно полуоткрыт рот, выдыхают через нос; произвольное же дыхание через нос часто оказывается невозможным.

По мнению О.В. Правдиной, с неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую и корковую [16].

По определению М.А. Поваляевой, бульбарная дизартрия - это дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер [15].

По мнению Т.Б. Филичевой, бульбарная дизартрия (от лат. bulbus - луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого) [17].

Характерным является паралич или  парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого  неба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная  подвижность голосовых складок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки.

У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия  мышц языка и глотки, снижается  также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульбарной дизартрией амимично.

По определению М.А. Поваляевой, псевдобульбарная дизартрия - это дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей [15].

К.А. Семенова  отмечает, что клинические проявления псевдобульбарной дизартрии входят в симптомокомплекс псевдобульбарного синдрома и проявляются у детей раннего возраста главным образом в расстройствах сосания, жевания, глотания, в нарушениях дыхания. Спастичность артикуляционных и фонационных мышц играет большую роль в патологии речи у этих детей [9].

В зависимости от клинических особенностей, в логопедической практике выделяются две формы псевдобульбарной дизартрии: спастическая и паретическая.

Информация о работе Коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией