Коррекционная программа по профилактике нарушений и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (1–3 классы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель программы: создать оптимальные условия для преодоления трудностей в развитии внимания у младших школьников с учетом индивидуаль¬ности каждого ребенка.
Задачи:
1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
3. Развить волевую сферу.
4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

Вложенные файлы: 1 файл

КР психокоррекция угловская.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Министерство образования РФ

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

 

Кафедра психологии

Факультет переподготовки практических психологов

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу « Психологическая коррекция» на тему:

 

 

 

Коррекционная программа по профилактике нарушений и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (1 - 3 классы)

 

 

 

                                                    

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

спецфакультета

практической психологии

Ю.С. Чайка

 

Проверил: ст. преп. К.А. Моисеев

 

 

 

 

Калуга, 2012

“...внимание есть та дверь, через которую проходит все,

что только входит в душу человека из внешнего мира”.

К.Д. Ушинский

 

Пояснительная записка

 

 

В основу контрольной работы по развитию внимания у младших школьников положены идеи Л.С. Выготского о «натуральных» и «культурных» формах высших психических функций. Он трактует их развитие в детском возрасте как процесс «овладения» памятью, мышлением и вниманием.

Мы не станем подробно рассматривать теорию «натуральных» форм внимания, скажем лишь, что по Выготскому, их основу составляют отдельные доминантные очаги возбуждения, которые определяют преимущественные направления поведения. Соответствующие закономерности, определяющие возникновение, функционирование и развитие внимания, особенно характерны для самого раннего возраста, но проявляются также и на всех последующих этапах жизни человека.

Мы остановимся на другой линии - линии культурного развития внимания, включающего овладение процессом с помощью стимулов-средств, которые позволяют вынести во внешнее поведение внутренний процесс внимания и таким образом управлять этим Процессом. Рассматриваемые случаи перехода на более высокий уровень внимания характеризуются также интеллектуальным способом выполнения поставленных перед ребенком задач. Собственно, во всех случаях выполнения сложных задач, требующих проявления произвольного внимания, от ребенка реально требуется решать эти задачи как интеллектуальные. Совершенно естественно, что он и решает их с помощью интеллектуальных, мыслительных способов и средств.

Приведем размышления Выготского: «развитие внимания ребенка с самых первых дней его жизни попадает в сложную среду, состоящую из двоякого рода стимулов. С одной стороны, вещи, предметы и явления привлекают в силу присущих им свойств внимание ребенка, с другой - соответствующие стимулы-катализаторы, а именно слова, направляют внимание ребенка. Внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. Первоначально им руководят взрослые(…), создавая как бы добавочные указания--стрелки--к окружающим его вещам, и вырабатывает из слов могущественные стимулы-указания (...)однако вместе с постепенным овладеванием речью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием сначала в отношении других, а затем и в отношении себя.»*


*Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 тт. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А.М.Матюшкина.--М.: Педагогика, 1983.--С. 224.

 

Раскроем базовые понятия, с которыми нам предстоит работать.

Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других. Внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

 

  1. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

 

  1. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

 

  1. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

 

  1. Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

 

  1. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

 

  1. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

 

Из учебного пособия под редакцией Дубровиной читаем: «На протяжении младшего школьного возраста регулирующие влияния высших корковых центров постепенно совершенствуются. В результате этого происходят и существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте и развития личности в целом.»*


* Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие. /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 160с.

Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.

 

Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается, но происходит и развитие произвольного внимания (волевого) учащихся. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения.

У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего имеют рассеянное и неразвитое внимание. Многие учащиеся 2-4-х классов показывают низкий уровень произвольного внимания. Устойчивость внимания первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.

Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие (О.Ю. Ермолаев и др., 1987).

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности, что позволяет тренировать внимание ребенка лишь в определенных пределах. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания.

Решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т.е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать его свойствами в зависимости от специфики выполняемой деятельности.

 

 При задержке психического развития недостаточный уровень внимания -- одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало урока, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Для таких детей характерны частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связана с нервно-психическим состоянием детей и возникает без видимых причин. Часто сложность задания, большой объем работы могут выводить школьников из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у них часто раздражение, категорический отказ от работы. Как следствие - крайняя неуверенность в своих силах, нежелание учиться.

 

Внимание теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой личности, что и определяет особенности формирования этого процесса у детей младшего школьного возраста. Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания.

 

 

Для преодоления подобных недостатков разработана специальная психологическая коррекционная программа.

И предназначена для детей младшего школьного возраста.

 

Цель программы: создать оптимальные условия для преодоления трудностей в развитии внимания у младших школьников с учетом индивидуальности каждого ребенка.

 

Задачи:

1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.

2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.

3. Развить волевую сферу.

4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.

5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

6. Формировать  социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.

7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

 

В программе используется психологический подход устранения недостатков внимания. Он является оптимальным для преодоления нарушений функций внимания у младших школьников с помощью игровой терапии и арт-терапии.

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. Используется принцип посильности занятий для данного возраста, постепенности усложнения материала.

 

Основные направления программы:

 

  • Первичная диагностика включает следующие диагностики на выявление уровня развития внимания:
  1. Тест перепутанные линии (Цель: определение уровня развития устойчивости внимания. Описание: ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более четырех минут.)

     2.   «Складывание 2 однозначных чисел» (Цель: изучение переключаемости   внимания).

     3.   Корректурная проба (Тест Бурдона) (Цель: диагностика распределения внимания. Описание: проверить уровень развития способности к распределению внимания можно на простой модели, представленной в многочисленных вариантах корректурных проб (это могут быть буквенные, цифровые матрицы и листы 9-11 с любыми другими простыми фигурами).

    4.  Работа по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями (Цель методики: Диагностика особенностей внимания, определение сосредоточенности внимания.)

    5.  «8 таблиц» или Запомни и расставь точки Р.С. Немова (Цель: определение объема внимания. Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками и после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки - нанести их на пустую карточку за 15 секунд.)

    6. Методика «Повтори за мной» (Цель: определение слухового внимания.

      Описание: Инструктор называет разные слова, а ребенок хлопает, если    

      слышит название животных (мебель, игрушку, птицу).

     Среди неэкспериментальных методов были использованы: наблюдения полученные родителями, педагогом; индивидуальная беседа с ребенком и его родителями или учителем, анализ тетрадей учащихся.

  • Коррекционно-развивающая часть

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.

  • Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики.

Информация о работе Коррекционная программа по профилактике нарушений и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (1–3 классы)