Коррекционная программа по профилактике нарушений и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (1–3 классы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель программы: создать оптимальные условия для преодоления трудностей в развитии внимания у младших школьников с учетом индивидуаль¬ности каждого ребенка.
Задачи:
1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
3. Развить волевую сферу.
4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

Вложенные файлы: 1 файл

КР психокоррекция угловская.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

 

Количество занятий:

Программа объёмом 23 часа (плюс 17 часов индивидуальной работы с детьми) ориентирована на групповую форму работы.

Программа включает в себя 20 занятий.

Частота групповых встреч - 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия - 1 час - 1 час 10 минут.

Дополнительно с групповыми занятиями  раз в неделю в течение 40-50 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. А также 4 раза - консультации для родителей.

 

Условия проведения занятий:

Группа: Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов).

Помещение: Занятия проводятся в помещении с ковром,  столами, стульями и доской.

Материалы: бланки специальных методик (например, «Карта чувств»), предметы для рисования (цветные карандаши, краски, фломастеры, бумага) корсажная лента, магнитофон с различной музыкой, ножницы, журналы, специальный набор веществ (мука, соль, масло, грецкие орехи и пр.),  игрушки (шары, корона), карточки с символами и именами героев различных сказок, зеркало и т.п.

 

Процедура отбора детей: В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности.

 

Методы диагностики эффективности программы:

Сравнивая результаты методик в начале, в середине и в конце цикла занятий, можно судить об эффективности работы программы.

 

Структура  коррекционных занятий:

  1. Ритуалы приветствия-прощания позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что важно для плодотворной работы.
  2. Разминка как элемент развития внимания и средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, настраивает на продуктивную групповую деятельность. Разминка проводится в начале занятия и между отдельными упражнениями.
  3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на коррекцию функций внимания (объем, устойчивость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность), а также на развитие памяти, мышления, воображения, формирование коммуникативных и социальных навыков, динамическое развитие группы. Включены и психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности. Дети на этом этапе активно включены в игру и выполнение заданий. Используются от 8 до 10 видов игр-заданий.
  4. Завершение (рефлексия) - обсуждение занятия. Ведущий подводит итоги. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта (каждый ребенок может объяснить, что было важно сегодня лично для него, понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему). Дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

 

+ Через каждые пять занятий  проводятся консультации  для родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях, психолог беседует, дает рекомендации по коррекции отношений, задания на развитие воли ребенка, о целесообразности мотивирования ребенка к учебной деятельности, о необходимости поддержания режима дня.

 

Ожидаемый результат:

развитие или восстановление важных функций внимания у младших школьников относительно нормы развития; улучшение свойств памяти.

 

Примеры занятий:

 

Занятие 01.

Тема: Создание условий для близкого знакомства детей в микро-группе.

 

Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микро-группе, знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и кинестетической памяти, логического мышления, временной ориентации.

 

1. Приветствие

Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.

 

2. Разминка

Игра «Волшебный клубок».

Дети сидят в кругу.

Психолог:

«У меня в руках клубок. Он не простой волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться».

Для примера психолог первым начинает знакомство с ребятами. Затем он, разматывая клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, сидящему рядом. Участники передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руках разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к психологу, он говорит:

«Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».

 

3.Основная часть

Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».

Психолог:

«Сейчас мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку».

Психолог с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа, юрист может проконтролировать это действие.

 

Упражнение на развитие объёма внимания, зрительной памяти «Живая картинка».

Психолог организует детей в группу. Участники замирают по сигналу в какой-либо позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В «картинку» вносится строго оговорённое количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий - опускает поднятую руку, четвёртый поворачивается в другую сторону - всего три изменения). Задача водящего - восстановить первоначальную картинку.

 

Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания «Слова - невидимки».

Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.

 

Психогимнастическое упражнение.

Психолог:

Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки - это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.

 

Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти «Восстановить пропущенное слово».

Психолог читает ряд из 5-7 слов, несвязанных между собой по смыслу:

САХАР - ПУЛЯ - ЯЩИК - РЫБА - ТАНЕЦ - ГРУША

Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).

 

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, навыков счёта «Счёт по командам».

Группа делится на 2 команды, заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 или 20) и используемых арифметических операций

(+, -). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, психолог называет арифметическое действие с ними. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят счётные операции и называют окончательный ответ. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.

 

Упражнение на развитие логического мышления «Четыре числа».

Участникам даются числа: 1; 2; 3; 4.

Психолог:

Посмотрите на эти числа. Какие арифметические действия можно с ними произвести, чтобы в итоге получить 8? Каждое число можно использовать только один раз.

Участники выполняют данное задание в тетрадях.

 

Упражнение на развитие концентрации внимания, дедукции «Кто старше?»

Психолог:

Послушайте внимательно.

1. Иван моложе Сергея и старше Олега. Кто старше Сергей или Олег?

 

4. Рефлексия занятия

Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.

Предлагает участникам ритуал прощания.

 

Занятие 02

Тема: Развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти.

 

Задачи: развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти, конвергентного мышления, воображения.

 

1. Приветствие

Ритуал приветствия.

 

2. Разминка

Упражнение на активизацию «Добрый - злой мяч».

Участники становятся в круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» - трудно. Научившись кидать добрый - злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи. Тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».

 

3. Основная часть

Упражнение, направленное на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Кто внимательнее?»

Психолог говорит, и дети смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.

По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.

 

Игра на развитие распределения внимания, логического мышления «Анаграммы».

Психолог предлагает участникам анаграммы, например: АВОРОК ОШЛАК

 

Психолог:

В этих словах буквы перепутали свои места. Поставьте каждую из букв на своё место, чтобы получились правильные слова и запишите их в своих тетрадях.

 

Психогимнастическое упражнение: «Дождик».

Психолог:

Посмотрите, что-то падает с неба. Вытяните левую руку, откройте ладошку. Вытяните правую руку, откройте ладошку. Поймайте ладошками капельки дождя. Потянитесь вверх. Глубоко вдохните. Опустите руки вниз, стряхните капельки с ладошек. Выдохните. Повторим ещё раз.

 

Игра на развитие распределения внимания, кинестетического восприятия «Опаздывающее зеркало».

Участники стоят в полукруге.

Психолог:

Первый слева (ведущий), представь себе, что ты стоишь перед зеркалом и прихорашиваешься не спеша. Сделал одно движение - задержался на секунду, посмотри в зеркало. Другое движение - пауза, третье движение - снова пауза. Левый сосед должен начать повторять первое движение ведущего только тогда, когда он начнёт выполнять второе движение. Третий слева повторит первое движение ведущего, когда его правый сосед начнёт воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий уже сделает третье движение. Таким образом, движения ведущего будут повторяться всеми стоящими в полукруге с отставанием на одно движение.

 

Упражнение, направленное на развитие распределение внимания и ковергентного мышления «Переструктурирование слова».

Психолог:

Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове. Слово: ПЕРЕЛЕСОК

 

Упражнение, направленное на развитие объёма и переключения внимания «Придумай предмет».

Психолог предлагает детям перечислить предметы, например зелёного цвета. Просит быть внимательными, чтобы не повторять названия предметов.

 

Упражнение на развитие воображения «Две линии».

Психолог рисует на доске две линии и предлагает каждому из участников добавлять по одной линии, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.

 

  1. Рефлексия занятия. По той же схеме. Прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся

 

№ п/п

Содержание темы

Кол-во часов

 

Примечание

   

Груп. работа

Индивид.

Работа

 

1

Знакомство с правилами работы на занятиях. Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; слуховой и кинестетической памяти, гибкости мышления.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2

Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

3

Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

4

Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

5

Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

1) Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2)Консультация родителей детей, занимающихся на занятиях.

6

Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

7

Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

8

Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

9

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

10

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

1) Проведение контрольного среза.

2) Консультация родителей.

11

Развитие умения сосредотачиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

12

Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти4; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

13

Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

14

Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

15

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

1) Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2)Консультация родителей детей, занимающихся на занятиях.

16

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; логического мышления; воображения.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

17

Развитие концентрации и распределения внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

18

Развитие концентрации, объёма внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости мышления.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

19

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти, логического мышления, воображения.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

--- II ---- II ---

20

Развитие концентрации, распределения внимания; смысловой памяти, логического мышления.

1ч. - 1ч.10  мин.

40-50 мин.

1) Проведение контрольного среза.

2) Консультация родителей.

Итого:

 

23 часа

17 часов

 

Информация о работе Коррекционная программа по профилактике нарушений и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (1–3 классы)