Кризисы профессионального становления личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:41, реферат

Краткое описание

В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис 3 лет, кризис 6 — 7 лет и подростковый кризис 10— 12 лет (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин и др.). Форма, длительность и острота переживания кризисов заметно различаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Кризисы рождения и развития…………………………………………….. 4
Типология кризисов личности……………………………………………… 7
Методика изучения кризисов………………………………………………. 12
Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития….. 14
Психологические особенности кризисов профессионального становления 18
Выводы……………………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 7.docx

— 54.41 Кб (Скачать файл)

        И наконец, следует  выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическими обстоятельствами жизни: драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентации и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей и сопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т.п. Назовем эту группу критическими кризисами.

        Первые три группы психологических кризисов имеют  относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Они являются нормативными; все люди их переживают, но уровень выраженности кризиса  не всегда приобретает характер конфликта. Преобладающая тенденция нормативных  кризисов — конструктивная, развивающая  личность.  
 Вторые три группы жизненных кризисов имеют ненормативный, вероятностный характер. Время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники кризиса случайны. Эти событийные кризисы возникают вследствие стечения обстоятельств. Выход из таких кризисов проблематичен. Иногда он бывает деструктивным, и тогда общество получает циников, маргиналов, бомжей, алкоголиков, самоубийц.

        Типология рассмотренных  кризисов схематически представлена на рис.1.

        Рассмотренные шесть  групп кризисов в жизни каждого  человека переплетены, и когда отдельные  из них совпадают, то кризисы протекают очень остро, конфликтно.

        Предметом нашего анализа  являются кризисы профессионального  развития, а проведенный типологический анализ позволит рассматривать их на фоне других кризисов.

        Рис.1. Типология кризисов 
 

        Методика  изучения кризисов

        Изучение кризисов велось на основе метода ретроспекции критических событий и метода психобиографии. Суть метода ретроспекции заключается в том, что испытуемые схематически отражают в системе  эмоциональных и возрастных координат  наиболее значимые, эмоционально напряженные  события жизни. Введем ключевые понятия.  
 Критические события — это поворотные моменты индивидуальной жизни человека, сопровождающиеся значительными эмоциональными переживаниями.

        Все профессионально  обусловленные критические события  можно разделить на три группы:  
 • нормативные, обусловленные логикой профессионального становления и жизни человека: окончание школы, поступление в профессиональное учебное заведение, создание семьи, трудоустройство и др.;  
 • ненормативные, характеризующиеся случайными или неблагоприятными обстоятельствами: неудача при поступлении в профессиональную школу, вынужденное увольнение, распад семьи и др.;  
 • экстраординарные (сверхнормативные), происходящие вследствие проявления сильных эмоционально-волевых усилий личности: самостоятельное прекращение учебы, инновационная инициатива, смена профессии, добровольное взятие на себя ответственности и др.

        Критические события  могут иметь две модальности: положительную и отрицательную. Модальность событий определяется способами эмоционального реагирования на изменение жизненных, профессиональных обстоятельств и трудности. Одно и то же событие для двух людей  может приобретать противоположную  модальность. События положительной  модальности назовем эпическими, отрицательной — инцидентами.

        Переживание критических  событий приводит, как правило, к  принятию жизненно и профессионально  важных решений. Назовем их поступками. Содержание поступка определяется менталитетом, позицией, личностными смыслами и  ценностями человека, кардинально изменяет темп и траекторию профессионального становления.

        Приведем  фрагмент ретроспекции биографии одной  испытуемой (38 лет), педагога по профессии 

        Выделены следующие жизненные события:  
 1. 7 лет — поступление в школу.  
 2. 14 лет— переезд на новое место жительства, поступление в другую школу.  
 3. 17 лет — окончание школы и поступление в университет.  
 4. 21 год— окончание университета и поступление на работу в школу.  
 5. 22 года — разочарование в педагогической профессии и принятие решения о переходе на новую работу.  
 6. 23 года — замужество, смена места жительства и работы.  
 7. 24 года — рождение сына.  
 8. 31 год— возвращение в педагогическую профессию в качестве учителя.  
 9. 38 лет — переход на должность завуча школы.

        Факторы, детерминирующие  кризисы профессионального  развития

        Основываясь на концепции  профессионального становления  личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора  ее профессионального развития. Непродолжительные  по времени, они наиболее ярко проявляются  при переходе от одной стадии профессионального  становления к другой. Кризисы  протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального  поведения. Однако происходящая перестройка  смысловых структур профессионального  сознания, переориентация на новые  цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к  изменению взаимоотношений с  окружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.

        Подробнее рассмотрим факторы, детерминирующие кризисы  профессионального развития. В качестве детерминант могут выступать  постепенные качественные изменения  способов выполнения деятельности. На стадии первичной профессионализации наступает момент, когда дальнейшее эволюционное развитие деятельности, формирование ее индивидуального стиля  невозможны без коренной ломки нормативно одобряемой деятельности. Личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность либо смириться. Сверхнормативная профессиональная активность может выразиться в переходе на новый образовательно-квалификационный либо творческий уровень выполнения деятельности.

        Другим фактором, инициирующим кризисы профессионального  становления, может стать возросшая  социально-профессиональная активность личности вследствие ее неудовлетворенности  своим социальным и профессионально-образовательным  статусом. Социально-психологическая  направленность, профессиональная инициатива, интеллектуально-эмоциональная напряженность  нередко приводят к поиску новых  способов выполнения профессиональной деятельности, путей ее совершенствования, а также к смене профессии или места работы.

        В качестве факторов, порождающих профессиональные кризисы, могут выступать социально-экономические  условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих  мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое местожительство  и др.  
 Факторами, обусловливающими кризис профессионального развития, становятся возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального сгорания» и т.д.

        Профессиональные  кризисы нередко возникают при  вступлении в новую должность, участии  в конкурсах на замещение вакантной  должности, аттестации и тарификации  специалистов.

        Наконец, фактором длительного  кризисного явления может стать  полная поглощенность профессиональной деятельностью. Канадский психолог Барбара Киллинджер в книге «Трудоголики, респектабельные наркоманы» отмечает, что специалисты, одержимые работой  как средством достижения признания  и успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют жесткость во взаимоотношениях.

        Кризисы профессионального  развития могут инициироваться изменениями  жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв в работе, связанный с  уходом за малолетними детьми; «служебный роман» и т.п.).

        Кризисные явления  нередко сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются кризисные явления  при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется  для выполнения нормативной работы. Как следствие возникает состояние  профессиональной апатии и пассивности.

        Л.С.Выготский при  анализе возрастных кризисов выделил  три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. По его мнению, в первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими  социальной ситуации развития; в критической  фазе это противоречие начинает проявляться  в поведении и деятельности; в  посткритической — противоречие разрешается путем образования  новой социальной ситуации развития.

        Основываясь на этих положениях, можно анализировать  кризисы профессионального развития личности.  
 1. Предкритическая фаза обнаруживается в неудовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями. Эта неудовлетворенность не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями и т.п.  
 2. Критическая фаза отличается осознанной неудовлетворенностью реальной профессиональной ситуацией. Намечаются варианты ее изменения, проигрываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность. Противоречия усугубляются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений.

        Анализ конфликтных  ситуаций в кризисных явлениях позволяет  выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности:  
 • мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций;  
 • когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;  
 • поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.п.

        Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей.  
 3. Разрешение конфликта приводит кризис в посткритическую фазу. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер.  
 Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития.

        Профессионально-нейтральное  отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится  реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби, садоводстве и т.п.  

        Деструктивные последствия  кризисов выражаются в нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье.  

        Психологические особенности кризисов профессионального становления

        В развиваемой нами концепции профессионального становления  личности выделены следующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная  профессионализация и мастерство. Согласно определению кризисов, переход от одной стадии к другой порождает  нормативные кризисные явления. Рассмотрим их психологические особенности, следуя логике профессионального становления.

        1. Профессиональное  становление личности начинается  со стадии оптации — формирования  профессиональных намерений. В  14— 16 лет, в возрасте ранней  юности, оптанты начинают профессионально  самоопределяться. К 14 годам у  девушек и юношей уже сформированы  разносторонние знания о мире  профессий, имеется представление  о желаемой профессии. Нужен  конкретный профессионально ориентированный  план: продолжить ли учебу в  общеобразовательной или профессиональной  школе. Для кого-то все решено, кто-то вынужден уже профессионально  определяться. На стадии оптации  происходит переоценка учебной  деятельности: в зависимости от  профессиональных намерений изменяется  и мотивация. Учеба в старших  классах приобретает профессионально  ориентированный характер, а в  профессиональных учебных заведениях  она имеет отчетливо выраженную  учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать,  что на стадии оптации происходит  смена ведущей деятельности с  учебно-познавательной на учебно-профессиональную.

Информация о работе Кризисы профессионального становления личности