Кризисы профессионального становления личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:41, реферат

Краткое описание

В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис 3 лет, кризис 6 — 7 лет и подростковый кризис 10— 12 лет (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин и др.). Форма, длительность и острота переживания кризисов заметно различаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Кризисы рождения и развития…………………………………………….. 4
Типология кризисов личности……………………………………………… 7
Методика изучения кризисов………………………………………………. 12
Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития….. 14
Психологические особенности кризисов профессионального становления 18
Выводы……………………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 7.docx

— 54.41 Кб (Скачать файл)

Кризисы профессионального  развития личности

Таблица 3

Кризис Факторы, обусловливающие  кризис Способы преодоления  кризиса
1 2 3
Кризис  учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) Формирование  профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности Выбор профессионального  учебного заведения или способа  профессиональной подготовки
Кризис  профессионального выбора (16-18 лет) Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических  условий жизнедеятельности. Перестройка  ведущей деятельности Смена мотивов  учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии
Кризис  профессиональных экспектаций (18-20 лет) Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей  деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда  и «Я-концепции». Увольнение, смена  специальности и профессии
Кризис  профессионального роста (23-25 лет) Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности  и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи  и ухудшение финансовых возможностей Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт
Кризис  профессиональной карьеры (30-33 года) Стабилизация  профессиональной ситуации. Неудовлетворенность  собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая  доминанта профессиональных ценностей Переход на новую  должность или работу. Освоение новой  специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения
Кризис  социально-профессиональной самоактуализации (40—42 года) Неудовлетворенность возможностями реализовать ебя  в сложившейся профессиональной ситуации. оррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. сихофизиологические изменения  и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации Переход на инновационный  уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или  работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой  семьи
Кризис  утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый  способ жизнедеятельности. Сужение  социально-профессионального поля. Сужение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния  здоровья Социально-психологическая  подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической  взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно-полезную деятельность
Кризис  социально-профессиональной адекватности (65-70 лет) Социально-психологическое  старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью Социально-психологическая  активность, освоение новых социально  полезных видов деятельности
 

        Психотехнологии преодоления  кризисов профессионального становления  создают условия для прогрессивного целенаправленного профессионального  становления, способствуют профессиональной самоактуализации работников.

        Кризисы профессионального  развития могут также стать следствием внедрения новой организации  труда, новых технологий, аттестации, тарификации и т.п. Но они не являются предметом нашего анализа, как и  кризисы, вызванные крупными жизненными неудачами и провалами.  

Выводы

 
 1. Кризисы профессионального становления  выражаются в изменении темпа  и вектора профессионального  развития личности. Факторами, детерминирующими  кризисы, выступают: 

 
 • возрастные психофизиологические изменения;  
 • изменение социально-профессиональной ситуации;  
 • качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности;  
 • тотальная погруженность в социально-профессиональную среду;  
 • социально-экономические условия жизнедеятельности;  
 • служебные и жизненно важные события.

        Кризисы могут протекать  кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального  поведения. В любом случае они  порождают психическую напряженность, неудовлетворенность социально-профессиональной средой, собой.

        Часто кризисы протекают  без ярко выраженных изменений профессионального  поведения. Однако перестройка смысловых  структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция  социально-профессиональной позиции  подготавливают личность к изменению  профессиональной биографии.

          
 2. Кризисы в профессиональном развитии — явление нормативное. Они являются судьбоносными моментами в жизнедеятельности человека. Знание психологических механизмов, закономерностей и особенностей кризисных явлений позволит их учитывать и конструктивно преодолевать. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии.

          
 3. Кризисные явления — неотъемлемый атрибут динамического процесса профессионального становления личности. Степень осознания личностью кризисов индивидуальна. Она зависит от способа протекания кризисной ситуации, так как при благополучном ее прохождении человек редко осознает данное явление как кризис.

        Количество выделяемых кризисов во многом зависит от социально-профессиональной направленности, активности личности. Человек, интересующийся своим внутренним миром, стремящийся познать себя и испытывающий вследствие этого  неудовлетворенность, рассматривает  в своей профессиональной биографии  большее количество кризисных явлений. Если же личность уходит от кризиса, старается  его игнорировать, то она чаще сталкивается с крушением профессиональных надежд, несостоятельностью своей профессиональной биографии.

         
 4. Наступление кризиса обусловлено  целым рядом факторов: постепенными  качественными изменениями способов  выполнения деятельности, социально-профессиональной  активностью личности, социально-экономическими  условиями жизнедеятельности, возрастными  психофизиологическими изменениями,  а также полной поглощенностью  профессиональной деятельностью.  Однако на любой стадии профессионального  становления в качестве фактора,  детерминирующего возникновение  кризиса, чаще выделяется социально-профессиональная активность.

        Именно чувство  постоянной неудовлетворенности собой, поиск новых форм и способов самоосуществления  в профессиональном труде, центрация  на вопросах профессионального развития личности неизбежно приводят человека к противоречию с реальностью, порождают  конфликт с собой.

         
 5. Переживание кризиса вызывает  перестройку психологической структуры  личности, изменение социально-профессиональной  направленности. Порождая психическую  напряженность, кризисы стимулируют  профессиональное развитие личности. Переживая кризис, личность, как  правило, поднимается на более высокий уровень развития.

        Большинство обследуемых  не указало на деструктивную функцию  кризисных явлений. Видимо, это связано  с особенностями контингента  исследуемых. Человек, находящийся  в постоянном поиске новых способов выполнения деятельности, повышающий свою квалификацию, стремящийся реализовать  себя в работе, имеет больше шансов на успешное преодоление кризисов. К деструктивному выходу из кризиса  относится поиск реализации себя вне профессиональной деятельности (в быту, в хобби и т.п.), а  также появление профессионально  нежелательных качеств личности. Если при конструктивном выходе из кризиса профессионально нежелательные  качества преодолеваются личностью, то при деструктивном они становятся все более выраженными.

         
 6. Преодоление кризисных явлений  требует от личности профессионального  поступка и психологически компетентного  отношения к себе. Не всякая  личность может самостоятельно  найти конструктивный выход из  кризиса. Высокая психическая  напряженность, отрицательные эмоции, пассивное отношение к себе, заниженная  самооценка часто приводят к  деструктивному профессиональному поведению.

        Личность, находящаяся  в ситуации кризиса, нуждается в  своевременной психологической  поддержке и помощи руководителей, друзей. Компетентную помощь могут  оказать практические психологи. Действенным  средством преодоления кризисов являются тренинги личностного и  профессионального роста, семинары по выработке альтернативных сценариев  профессионального становления, составление  психобиографии и траектории профессионального  становления личности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Григорович  Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология» Учеб. пособие /  Л.А. Григорович – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие  / Э.Ф. Зеер – М.: Академический Проект, 2008. – 336 с.
  3. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов – М.: Высш. шк., 2007. – 319 с.
  4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 480 с.

Информация о работе Кризисы профессионального становления личности