Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:41, реферат
В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис 3 лет, кризис 6 — 7 лет и подростковый кризис 10— 12 лет (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин и др.). Форма, длительность и острота переживания кризисов заметно различаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.
Введение……………………………………………………………………… 3
Кризисы рождения и развития…………………………………………….. 4
Типология кризисов личности……………………………………………… 7
Методика изучения кризисов………………………………………………. 12
Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития….. 14
Психологические особенности кризисов профессионального становления 18
Выводы……………………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………………………………………
Кризисы профессионального развития личности
Таблица 3
|
Психотехнологии преодоления
кризисов профессионального становления
создают условия для
Кризисы профессионального
развития могут также стать следствием
внедрения новой организации
труда, новых технологий, аттестации,
тарификации и т.п. Но они не являются
предметом нашего анализа, как и
кризисы, вызванные крупными жизненными
неудачами и провалами.
Выводы
1. Кризисы профессионального
• возрастные психофизиологические изменения;
• изменение социально-профессиональной
ситуации;
• качественная перестройка способов
выполнения профессиональной деятельности;
• тотальная погруженность в социально-профессиональную
среду;
• социально-экономические условия жизнедеятельности;
• служебные и жизненно важные события.
Кризисы могут протекать
кратковременно, бурно или постепенно,
без ярко выраженных изменений профессионального
поведения. В любом случае они
порождают психическую
Часто кризисы протекают без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция социально-профессиональной позиции подготавливают личность к изменению профессиональной биографии.
2. Кризисы в профессиональном развитии
— явление нормативное. Они являются судьбоносными
моментами в жизнедеятельности человека.
Знание психологических механизмов, закономерностей
и особенностей кризисных явлений позволит
их учитывать и конструктивно преодолевать.
Кризисы нельзя игнорировать, не замечать.
Уход от них грозит человеку профессиональной
дезадаптацией, крушением профессиональных
надежд, несостоятельностью профессиональной
биографии.
3. Кризисные явления — неотъемлемый атрибут
динамического процесса профессионального
становления личности. Степень осознания
личностью кризисов индивидуальна. Она
зависит от способа протекания кризисной
ситуации, так как при благополучном ее
прохождении человек редко осознает данное
явление как кризис.
Количество выделяемых кризисов во многом зависит от социально-профессиональной направленности, активности личности. Человек, интересующийся своим внутренним миром, стремящийся познать себя и испытывающий вследствие этого неудовлетворенность, рассматривает в своей профессиональной биографии большее количество кризисных явлений. Если же личность уходит от кризиса, старается его игнорировать, то она чаще сталкивается с крушением профессиональных надежд, несостоятельностью своей профессиональной биографии.
4. Наступление кризиса
Именно чувство постоянной неудовлетворенности собой, поиск новых форм и способов самоосуществления в профессиональном труде, центрация на вопросах профессионального развития личности неизбежно приводят человека к противоречию с реальностью, порождают конфликт с собой.
5. Переживание кризиса вызывает
перестройку психологической
Большинство обследуемых
не указало на деструктивную функцию
кризисных явлений. Видимо, это связано
с особенностями контингента
исследуемых. Человек, находящийся
в постоянном поиске новых способов
выполнения деятельности, повышающий
свою квалификацию, стремящийся реализовать
себя в работе, имеет больше шансов
на успешное преодоление кризисов.
К деструктивному выходу из кризиса
относится поиск реализации себя
вне профессиональной деятельности
(в быту, в хобби и т.п.), а
также появление
6. Преодоление кризисных явлений
требует от личности
Личность, находящаяся
в ситуации кризиса, нуждается в
своевременной психологической
поддержке и помощи руководителей,
друзей. Компетентную помощь могут
оказать практические психологи. Действенным
средством преодоления кризисов
являются тренинги личностного и
профессионального роста, семинары
по выработке альтернативных сценариев
профессионального становления, составление
психобиографии и траектории профессионального
становления личности
Список
литературы
Информация о работе Кризисы профессионального становления личности