Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика профессиональных кризисов……………………….4
2. Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления………...8
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

труд.docx

— 39.39 Кб (Скачать файл)

 

 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Филиал в г. Минске

 

 

 

Кафедра психологии и конфликтологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Психология труда»

(дисциплина указывается в строгом  соответствии с учебным планом)

На тему:/вариант № «Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления»

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент __ курса, группы________________

заочной формы обучения специальности/направления  подготовки «____________________________________»

______________________________________

                                                                  (ФИО)

 

ПРОВЕРИЛ:

_______________________________________

                                       (ученая степень, звание, должность)

_______________________________________

                                                                    (ФИО)


 

Оценка:______________

«___» _________ 20____

_____________________

                           (Подпись преподавателя-рецензента)

 

Рег.№______

«___» _________ 20__


 

 

Минск 20____

 
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика профессиональных  кризисов……………………….4

2. Кризисы профессиональной деятельности  и пути их преодоления………...8

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...20 
ВВЕДЕНИЕ

Кризис  в любой сфере жизни, в первую очередь, отражает необходимость изменений. Кризис профессиональный означает, что  человек не может реализовывать  себя в профессии так, как делал  это раньше. А новых способов профессиональной самореализации еще не выработано.

Когда люди обращаются к психологу с проблемой  профессионального кризиса, от них  звучат такие фразы: «Работа больше не приносит удовольствия», «Не понимаю, зачем я этим занимаюсь», «Делаю какую-то бессмысленную, никому ненужную работу» или «Я понимаю, что это  не мое. Я хотел бы заниматься чем-то другим, но чем именно, не знаю».

Основываясь на концепции профессионального  становления личности, кризисы можно  определить как резкие изменения  вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они  наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального  становления к другой. Кризисы  протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального  поведения. Однако происходящая перестройка  смысловых структур профессионального  сознания, переориентация на новые  цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к  изменению взаимоотношений с  окружающими людьми, а в отдельных  случаях — к смене профессии.

 

1. Общая характеристика  профессиональных кризисов

Кризисы профессионального развития можно  определить как резкие изменения  вектора профессионального развития личности. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при  переходе от одной стадии профессионального  становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях - к смене профессии.

В качестве факторов, детерминирующих кризисы  профессионального развития, могут  выступать постепенные качественные изменения способов выполнения деятельности. Так, фактором, инициирующим кризисы  профессионального становления, может  стать возросшая социально-профессиональная активность личности вследствие ее неудовлетворенности своим социальным и профессионально-образовательным статусом. Социально-психологическая направленность, профессиональная инициатива, интеллектуально-эмоциональная напряженность нередко приводят к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности, путей ее совершенствования, а также к смене профессии или места работы [4].

К кризисам профессионального развития могут  приводить социально-экономические  условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое место жительство и др. Причинами могут быть и возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального сгорания» и т.д.

Кризисы профессионального развития нередко  возникают при вступлении в новую  должность, участии в конкурсах  на замещение вакантной должности, аттестации или лицензировании специалистов.

Также могут  инициироваться изменениями жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв  в работе, связанный с уходом за малолетними детьми; «служебный роман» и т.п.).

Наконец, фактором длительного кризисного явления  может стать полная поглощенность  профессиональной деятельностью. Специалисты, одержимые работой как средством  достижения признания и успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют  жесткость во взаимоотношениях.

Кризисные явления нередко сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются кризисные явления при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие, возникает состояние профессиональной апатии и пассивности.

Фазы  развития кризиса. При анализе кризисов можно выделить три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. В первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и  объективной составляющими социальной ситуации развития; в критической  фазе это противоречие начинает проявляться  в поведении и деятельности; в посткритической - противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития.

В кризисах профессионального развития личности указанные фазы могут проявляться  следующим образом.

1. Предкритическая  фаза обнаруживается в неудовлетворенности  существующим профессиональным  статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными  отношениями. Эта неудовлетворенность  не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями и т.п.

2. Критическая  фаза отличается осознанной неудовлетворенностью  реальной профессиональной ситуацией.  Намечаются варианты ее изменения,  проигрываются сценарии дальнейшей  профессиональной жизни, усиливается  психическая напряженность. Противоречия  усугубляются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений.

3. Посткритическая  фаза предполагает переход к  новой социальной ситуации развития, перестройку смысловых структур  профессионального сознания, переориентацию  на новые цели и изменение  социально-профессиональной позиции.

Анализ конфликтных  ситуаций в кризисных явлениях позволяет  выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности [1]:

• мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций;

• когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебнопрофессиональной и профессиональной деятельности;

• поведенческий, вызванный противоречиями в межличностных  отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем  зарплаты и т.п.

Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей. Разрешение конфликта приводит кризис в посткритическую фазу. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер.

Конструктивный  выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития [4].

Профессионально-нейтральное  отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби и т.п.

Деструктивные последствия кризисов выражаются в  нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье.

Кризисы профессионального становления  личности отличаются своеобразием профессиональной ситуации развития и индивидуально  окрашенными способами выполнения ведущей деятельности. Решающее значение в возникновении кризисов играют субъективные факторы: изменение «Я-концепции», перестройка профессионального  сознания, возрастание уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении и самоосуществлении, т.е. личность сама становится инициатором кризисов профессионального развития. Продуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что профессионализм личности перерастает саму деятельность.

Помимо  нормативных кризисов профессиональное становление сопровождается ненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такие события, как вынужденное  увольнение, переквалификация, смена  места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности, вызывают сильные  эмоциональные переживания и  часто приобретают отчетливо  выраженный кризисный характер [3].

К эффективным  психотехнологиям преодоления кризисов профессионального становления  относятся психопрофилактика кризисов, диагностика социально-профессиональных качеств личности как информационная основа коррекции профессионально-психологического профиля личности, тренинги личностного и профессионального роста, рефлексия профессионального развития и составление альтернативных сценариев профессиональной жизни, индивидуальное консультирование, прогноз желаемых профессиональных достижений.

2. Кризисы профессиональной деятельности  и пути их преодоления

В развиваемой  концепции профессионального становления личности выделены следующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и мастерство. Согласно определению кризисов, переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления. Рассмотрим их психологические особенности, следуя логике профессионального становления.

1. Профессиональное  становление личности начинается  со стадии оптации – формирования  профессиональных намерений. В  14–16 лет, в возрасте ранней  юности, оптанты начинают профессионально  самоопределяться. К 14 годам у  девушек и юношей уже сформированы  разносторонние знания о мире  профессий, имеется представление  о желаемой профессии. Нужен  конкретный профессионально ориентированный  план: продолжить ли учебу в  общеобразовательной или профессиональной  школе. Для кого-то все решено, кто-то вынужден уже профессионально  определяться. На стадии оптации  происходит переоценка учебной  деятельности: в зависимости от  профессиональных намерений изменяется  и мотивация. Учеба в старших  классах приобретает профессионально  ориентированный характер, а в  профессиональных учебных заведениях  она имеет отчетливо выраженную  учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать,  что на стадии оптации происходит  смена ведущей деятельности с  учебно-познавательной на учебно-профессиональную [2].

Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального  настоящего, которое приобретает  характер кризиса учебно-профессиональной ориентации.

Старшеклассники, продолжившие учебу в 10– 11-х классах, отчетливо переживают этот кризис в 16–17 лет, перед завершением школьного  образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения  профессионального образования  или профессиональной подготовки. Следует  подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант  продолжения учебы, ориентированной  на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.

Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся также коррективы в оформившуюся к этому возрасту «Я-концепцию».

Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или  профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши  попадают в сообщества с отклоняющимся  поведением. Асоциальное поведение  часто является формой компенсации  внутриличностного конфликта: переживания  своей неполноценности, отторгнутости, ненужности.

Информация о работе Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления