Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика профессиональных кризисов……………………….4
2. Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления………...8
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

труд.docx

— 39.39 Кб (Скачать файл)

2. На  стадии профессиональной подготовки  многие учащиеся и студенты  переживают разочарование в получаемой  профессии. Возникает недовольство  отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности  профессионального выбора, падает  интерес к учебе. Наблюдается  кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется  в первый и последний годы  профессионального обучения. За  редким исключением этот кризис  преодолевается сменой учебной  мотивации на социально-профессиональную. Увеличивающаяся год от года  профессиональная направленность  учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Таким образом, кризис ревизии и коррекции профессионального  выбора на данной стадии не доходит  до критической фазы, когда неизбежен  конфликт. Можно отметить вялотекущий  характер этого кризиса. Но изменение  социальной ситуации развития и перестройка  ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную  позволяют выделить его в самостоятельный  нормативный кризис профессионального  становления личности [2].

3. После  завершения профессионального образования  наступает стадия профессиональной  адаптации. Молодые специалисты  приступают к самостоятельной  трудовой деятельности. Кардинально  изменяется профессиональная ситуация  развития: новый разновозрастный  коллектив, другая иерархическая  система производственных отношений,  новые социально-профессиональные  ценности, иная социальная роль  и, конечно, принципиально новый  вид ведущей деятельности.

Уже при  выборе профессии молодой человек  имел определенное представление о  будущей работе. В профессиональном учебном заведении оно значительно  обогатилось. И вот наступило  время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но они  не становятся фактором возникновения  кризисных явлений. Основная причина  психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями  и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций [2].

Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности  организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными  отношениями, условиями работы и  зарплатой.

Возможны  два варианта разрешения кризиса:

-конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;

-деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

4. Следующий  нормативный кризис профессионального  становления личности возникает  на завершающей стадии первичной  профессионализации, после 3 – 5 лет  работы. К этому времени специалист  освоил и продуктивно (производительно  и качественно) выполняет нормативно  одобряемую деятельность, определил  свой социально-профессиональный  статус в иерархии производственных  отношений. Динамика прошлого  опыта, инерция профессионального  развития, потребность в самоутверждении  вызывают протест, неудовлетворенность  профессиональной жизнью. Осознанно  или неосознанно личность начинает  испытывать потребность в дальнейшем  профессиональном росте, в карьере.  При отсутствии перспектив профессионального  роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются  мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Кризис  профессионального роста может  временно компенсироваться разного  рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем  ухода из профессии. Но вряд ли такое  разрешение кризиса можно считать  продуктивным [2].

Стабилизация  же всех сторон профессиональной жизни  способствует профессиональной стагнации  личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться  годами, иногда до ухода на пенсию.

5. Дальнейшее  профессиональное развитие специалиста  приводит его ко вторичной  профессионализации. Особенностью  этой стадии является высококачественное  и высокопроизводительное выполнение  профессиональной деятельности. Способы  ее реализации имеют отчетливо  выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присущи социально-профессиональная  позиция, устойчивая профессиональная  самооценка. Кардинально перестраиваются  социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, которая характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.

Во многих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к  тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность  собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени  профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность  в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами  приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии  подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития.

Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в  рамках той же профессии, переход  на более высокую должность.

Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса  является переход на следующую стадию профессионального становления  – стадию мастерства.

6. Стадия  мастерства характеризуется творческим  и инновационным уровнем выполнения  профессиональной деятельности. Движущим  фактором дальнейшего профессионального  развития личности становится  потребность в самореализации, самоосуществлении.  Профессиональная самоактуализация  личности приводит к неудовлетворенности  собой, окружающими людьми.

Кризис  нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, – это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него – новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса –увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.

7. Следующий  нормативный кризис профессионального  развития обусловлен уходом из  профессиональной жизни. По достижении  определенной возрастной границы  человек уходит на пенсию. Предпенсионный  период для многих работников  приобретает кризисный характер. Это связано с необходимостью  усвоения новой социальной роли  и поведения. Уход на пенсию  означает сужение социально-профессионального  поля и контактов, снижение  финансовых возможностей. Острота  протекания кризиса утраты профессиональной  деятельности зависит от характера  трудовой деятельности (работники  физического труда переживают  его легче), семейного положения  и здоровья. Для снятия кризисных  явлений оправданно было бы  проводить курсы по подготовке  к уходу на пенсию, тренинги  социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга  пенсионеров.

8. После  ухода на пенсию начинается  социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении  интеллектуальных процессов, повышении  или снижении эмоциональных переживаний.  Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к  нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность  в прошлое и ориентация на  прошлый опыт. Отмечается также  пристрастие к морализированию  и осуждению поведения молодежи, четко прослеживается противопоставление  своего поколения поколению, идущему  на смену. Неудачно прожитая  жизнь завершается страхом смерти, постоянными жалобами на здоровье, близких родственников, упущенные  возможности. Эта неудовлетворенность  современной жизнью обусловлена  укорочением жизненной перспективы,  аморфностью профессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством. Назовем это беспокойное и тревожное состояние души кризисом социально-психологической адекватности. [2]

Для наглядности  представим кризисы профессиональной деятельности, факторы возникновения  и способы преодоления в виде таблицы.

Таблица 1 –  Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления

Кризис

Факторы возникновения

Способы преодоления

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-17лет)

Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность Я-концепции, подверженность дурным влияниям.

Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста

Кризис профессионального обучения

Неудовлетворенность профессиональной подготовкой, изменение социально-экономических  условий.

Коррекция выбора профессии, специальности, смена мотивов ведущей деятельности, удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома.

Кризис профессиональной адаптации

Трудности взаимоотношений в разновозрастном  коллективе, превращение профессиональной деятельности в основную, несовпадение профессиональных ожиданий и действительности.

Активизация профессиональных усилий, обозначение в первые месяцы работы верхнего предела своих возможностей, поиск смысла труда и смысла работы в данной организации.

Кризис профессионального роста

Неудовлетворенность занимаемой должностью и возможностями карьеры, потребность  в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи, ухудшение финансовых возможностей

Повышение квалификации и самообразование, ориентация на карьеру, допустима смена  работы, специальности.

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

Стабилизация профессиональной карьеры, неудовлетворенность собой, своим  статусом, переориентация ценностей  с молодежных, на ценности, требующие  большей ответственности, появление  нового виденья смыслов содержания и процесса труда.

Переход на новую должность или  работу, освоение новой специальности, повышение квалификации.

Кризис социально- профессиональной самоактуализации

Неудовлетворенность возможностью реализовать  себя в сложившейся профессиональной ситуации, изменение ценностей, неудовлетворенность  социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения, ухудшение  состояния здоровья, профессиональные деформации.

Переход на инновационный уровень  выполнения работы, творчество , изобретательство, инноваторство, переход на новую  должность, смена профессиональной позиции.

Кризис угасания профессиональной деятельности

Ожидание ухода на пенсию и смены  социальной роли, сужение социально-профессионального  поля, психофизиологические изменении  я, ухудшение здоровья.

Постоянное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности, подготовка к новому виду жизнедеятельности.

Кризис социально-психологической  адекватности

Появление большого количества свободного времени, сужение финансовых возможностей, социально-психологическое старение, ухудшение здоровья, неудовлетворенность жизнью, чувство невостребованности

Вовлечение в общественно-полезную деятельность, освоение новых полезных видов деятельности


 

Как видно из таблицы, преодоление  внутриличностных конфликтов профессионального  самоопределения возможно путем:

1. Развитие психологической компетентности

2. Разработка альтернативных сценариев  профессиональной жизни

3. Повышения профессиональной активности

4. Создания оптимистической профессиональной  перспективы усиления «авторства» своей профессиональной жизни

5. Определения новых смыслов  профессиональной деятельности

6. Постоянного повышения своей  квалификации

7. Снижения уровня притязаний

8. Самосохранения профессиональной  целостности личности, предвидения  возможных трудностей и потерь, вынужденного увольнения или  смены профессии

9. Предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Кризисы  профессионального становления  выражаются в изменении темпа  и вектора профессионального  развития личности. Факторами, детерминирующими  кризисы, выступают:

-возрастные психофизиологические изменения;

-изменение социально-профессиональной ситуации;

-качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности;

-тотальная погруженность в социально-профессиональную среду;

-социально-экономические условия жизнедеятельности;

-служебные и жизненно важные события.

Кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального  поведения. В любом случае они  порождают психическую напряженность, неудовлетворенность социально-профессиональной средой, собой.

Часто кризисы  протекают без ярко выраженных изменений  профессионального поведения. Однако перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция социально-профессиональной позиции подготавливают личность к  изменению профессиональной биографии.

2. Кризисы  в профессиональном развитии  – явление нормативное. Они  являются судьбоносными моментами  в жизнедеятельности человека. Знание  психологических механизмов, закономерностей  и особенностей кризисных явлений  позволит их учитывать и конструктивно  преодолевать. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит  человеку профессиональной дезадаптацией,  крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной  биографии.

Информация о работе Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления