Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:03, контрольная работа
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика профессиональных кризисов……………………….4
2. Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления………...8
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...20
2. На
стадии профессиональной
Таким образом,
кризис ревизии и коррекции
3. После
завершения профессионального
Уже при
выборе профессии молодой человек
имел определенное представление о
будущей работе. В профессиональном
учебном заведении оно
Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.
Возможны два варианта разрешения кризиса:
-конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;
-деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.
4. Следующий
нормативный кризис
Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным [2].
Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.
5. Дальнейшее
профессиональное развитие
Во многих
случаях качественное и высокопродуктивное
выполнение деятельности приводит к
тому, что личность перерастает свою
профессию. Усиливается
Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.
Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления – стадию мастерства.
6. Стадия
мастерства характеризуется
Кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, – это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него – новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса –увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.
7. Следующий
нормативный кризис
8. После
ухода на пенсию начинается
социально-психологическое
Для наглядности представим кризисы профессиональной деятельности, факторы возникновения и способы преодоления в виде таблицы.
Таблица 1 – Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления
Кризис |
Факторы возникновения |
Способы преодоления |
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-17лет) |
Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность Я-концепции, подверженность дурным влияниям. |
Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста |
Кризис профессионального |
Неудовлетворенность профессиональной
подготовкой, изменение социально- |
Коррекция выбора профессии, специальности,
смена мотивов ведущей |
Кризис профессиональной адаптации |
Трудности взаимоотношений в |
Активизация профессиональных усилий, обозначение в первые месяцы работы верхнего предела своих возможностей, поиск смысла труда и смысла работы в данной организации. |
Кризис профессионального роста |
Неудовлетворенность занимаемой должностью и возможностями карьеры, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи, ухудшение финансовых возможностей |
Повышение квалификации и самообразование, ориентация на карьеру, допустима смена работы, специальности. |
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года) |
Стабилизация профессиональной карьеры, неудовлетворенность собой, своим статусом, переориентация ценностей с молодежных, на ценности, требующие большей ответственности, появление нового виденья смыслов содержания и процесса труда. |
Переход на новую должность или работу, освоение новой специальности, повышение квалификации. |
Кризис социально- профессиональной самоактуализации |
Неудовлетворенность возможностью реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, изменение ценностей, неудовлетворенность социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения, ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации. |
Переход на инновационный уровень выполнения работы, творчество , изобретательство, инноваторство, переход на новую должность, смена профессиональной позиции. |
Кризис угасания профессиональной деятельности |
Ожидание ухода на пенсию и смены
социальной роли, сужение социально- |
Постоянное повышение |
Кризис социально- |
Появление большого количества свободного времени, сужение финансовых возможностей, социально-психологическое старение, ухудшение здоровья, неудовлетворенность жизнью, чувство невостребованности |
Вовлечение в общественно- |
Как видно из таблицы, преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем:
1. Развитие психологической компетентности
2. Разработка альтернативных
3. Повышения профессиональной
4. Создания оптимистической
5. Определения новых смыслов профессиональной деятельности
6. Постоянного повышения своей квалификации
7. Снижения уровня притязаний
8. Самосохранения
9. Предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Факторами, детерминирующими кризисы, выступают:
-возрастные психофизиологические изменения;
-изменение социально-профессиональной ситуации;
-качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности;
-тотальная погруженность в социально-профессиональную среду;
-социально-экономические условия жизнедеятельности;
-служебные и жизненно важные события.
Кризисы
могут протекать
Часто кризисы
протекают без ярко выраженных изменений
профессионального поведения. Однако
перестройка смысловых структур
профессионального сознания, переориентация
на новые цели, коррекция социально-
2. Кризисы
в профессиональном развитии
– явление нормативное. Они
являются судьбоносными
Информация о работе Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления