Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика профессиональных кризисов……………………….4
2. Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления………...8
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

труд.docx

— 39.39 Кб (Скачать файл)

3. Кризисные  явления – неотъемлемый атрибут  динамического процесса профессионального  становления личности. Степень осознания  личностью кризисов индивидуальна.  Она зависит от способа протекания  кризисной ситуации, так как при благополучном ее прохождении человек редко осознает данное явление как кризис.

Количество  выделяемых кризисов во многом зависит  от социально-профессиональной направленности, активности личности. Человек, интересующийся своим внутренним миром, стремящийся  познать себя и испытывающий вследствие этого неудовлетворенность, рассматривает  в своей профессиональной биографии  большее количество кризисных явлений. Если же личность уходит от кризиса, старается  его игнорировать, то она чаще сталкивается с крушением профессиональных надежд, несостоятельностью своей профессиональной биографии.

4. Наступление  кризиса обусловлено целым рядом  факторов: постепенными качественными  изменениями способов выполнения  деятельности, социально-профессиональной  активностью личности, социально-экономическими  условиями жизнедеятельности, возрастными  психофизиологическими изменениями,  а также полной поглощенностью  профессиональной деятельностью.  Однако на любой стадии профессионального  становления в качестве фактора,  детерминирующего возникновение  кризиса, чаще выделяется социально-профессиональная  активность.

Именно  чувство постоянной неудовлетворенности  собой, поиск новых форм и способов самоосуществления в профессиональном труде, центрация на вопросах профессионального  развития личности неизбежно приводят человека к противоречию с реальностью, порождают конфликт с собой.

5. Переживание  кризиса вызывает перестройку  психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной  направленности. Порождая психическую  напряженность, кризисы стимулируют  профессиональное развитие личности. Переживая кризис, личность, как  правило, поднимается на более  высокий уровень развития.

Большинство обследуемых не указало на деструктивную  функцию кризисных явлений. Видимо, это связано с особенностями  контингента исследуемых. Человек, находящийся в постоянном поиске новых способов выполнения деятельности, повышающий свою квалификацию, стремящийся реализовать себя в работе, имеет больше шансов на успешное преодоление кризисов. К деструктивному выходу из кризиса относится поиск реализации себя вне профессиональной деятельности (в быту, в хобби и т.п.), а также появление профессионально нежелательных качеств личности. Если при конструктивном выходе из кризиса профессионально нежелательные качества преодолеваются личностью, то при деструктивном они становятся все более выраженными.

6. Преодоление  кризисных явлений требует от  личности профессионального поступка  и психологически компетентного  отношения к себе. Не всякая  личность может самостоятельно  найти конструктивный выход из  кризиса. Высокая психическая  напряженность, отрицательные эмоции, пассивное отношение к себе, заниженная  самооценка часто приводят к  деструктивному профессиональному  поведению.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. Пособие для вузов / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2007. – 333с.
  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э.Ф. Зеер – М.: Академический Проект, 2008. – 336с.

  1. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. / Е. Ю. Пряжникова, Е.С. Пряжников – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 236 с.
  2. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. / Г. Шихи – СПб., 1999. – 278 с.

 


Информация о работе Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления