Кризис «середины жизни» и особенности психологической поддержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:49, доклад

Краткое описание

Как считал К. Юнг, чем ближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы, принципы поведения. Однако слишком часто социальное утверждение происходит за счет потери целостности личности, гипертрофированного развития той или иной ее стороны. Кроме того, многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости.

Вложенные файлы: 1 файл

кризис сер жизни.docx

— 25.16 Кб (Скачать файл)

3. Кризис «середины жизни»  и особенности психологической  поддержки

Какова специфика кризиса  «середины жизни»?

Как считал К. Юнг, чем ближе  середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы, принципы поведения. Однако слишком  часто социальное утверждение происходит за счет потери целостности личности, гипертрофированного развития той  или иной ее стороны. Кроме того, многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости. Если, к примеру, вечер встречи  старых друзей превращается лишь в  вечер воспоминаний о том, как  раньше было хорошо, можно вспомнить  слова К. Юнга: «Только возвращаясь  в прошлое, к своему героическому студенческому времени, они способны разжечь пламя жизни». Поэтому  в возрасте 35-40 лет учащаются депрессии, те или иные невротические расстройства, которые и свидетельствуют о  наступлении кризиса. По мнению К. Юнга, сущностью этого кризиса является встреча человека со своим бессознательным. К. Юнг очень ярко описывает свою собственную встречу с ним, когда  он предоставил полную свободу своим  бессознательным импульсам. А затем  вспомнил свои детские ощущения от игры в кубики, построения замков и  домиков из бутылок. И, наконец, после  длительного внутреннего сопротивления  сам стал играть: выстроил из камней несколько домиков и замок  – маленькую деревню. И так  он начинал играть всякий раз, когда  перед ним возникало затруднение. К. Юнг писал, что все ценное, что  он сделал в тот период, было связано  с его работой с камнем. Но для того чтобы человек мог встретиться со своим бессознательным, он должен осуществить переход от экстенсивной к позиции интенсивной, от стремления расширить и завоевать жизненное пространство к концентрации внимания на своей самости. И тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть слова К. Юнга о том, что душа человека второй половины жизни глубинно, удивительно изменяется. Но, к сожалению, пишет К. Юнг, большинство умных и образованных людей не подозревают о возможности этих изменений. И как следствие этого вступают неподготовленными во вторую половину жизни.

Близкие взгляды на сущность кризиса «середины жизни» высказывал Б.Ливехуд. Он называл возраст 35-45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей – это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой – продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется, согласно Б. Ливехуду, степенью развитости в нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случае он становится «к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом».

Большое значение кризису  «середины жизни» придавал Э.Эрик-сон. Возраст 30-40 лет он называл «десятилетием  роковой черты», главными проблемами которого являются убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К  этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между  мечтами, жизненными целями человека и  его реальным положением. И если 20-летний человек рассматривается  как подающий надежды, то 40 лет –  это время исполнения данных когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Э. Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия. Человек может начать потакать собственным желаниям и удовольствиям, как если бы был собственным ребенком.

М. С. Пек обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой. Причину этого он видит в трудности  человека расставаться с выношенными  идеями, привычными методами работы, ракурсами, с которых привычно смотреть на мир. Многие люди, по мнению М. С. Пека, не хотят  или неспособны выдерживать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они переросли. Поэтому  они цепляются за старые стереотипы мышления и поведения, отказываясь  разрешать кризис. Можно сказать, что страх изменений, распространенный сегодня достаточно широко, затрудняет или даже делает невозможным успешное разрешение кризиса.

Опишем типичные проявления кризиса «середины жизни» в нашей  стране, проиллюстрируем их выдержками из исследований Н. Орешкиной.

Кризис «середины жизни», как и другие возрастные кризисы, сопровождают те или иные депрессивные переживания. Это может быть снижение интереса ко всем событиям или удовольствия от них, апатия. Либо же человек может  чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что  приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Нередко встречаются переживания  по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в  отношении своего будущего, которая  зачастую маскируется тревогой за детей  или даже за страну в целом.

« Будущее в черном цвете. Не знаю, чего ждать. Но если до сих пор  ничего не добился, то уже ничего не добьюсь».

Но нередко депрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса к жизни.

«Мы как-то вдруг разбогатели, богатство свалилось сверху. Борьба за жизнь закончилась, наступило  пресыщение. Потерялся смысл жизни. Наступила жуткая усталость от ничегониделанья, от жизни без смысла, ненужности, однообразия. Ничего не греет. А завтра опять тоже самое».

Часто можно встретить  проекцию внутриличностного кризиса на свое окружение: социальную обстановку в стране, семейную ситуацию.

«Во всем виноват кризис в  стране...», «Государство сбросило нас  в яму...», «В стране кризис, уберите  его, и у людей кризиса не будет», «Из-за жены я сломал свою жизнь...», «Во всем виноват сын – не такой, каким бы я хотела его видеть, он разбил все надежды».

Естественно, что проекция кризиса на окружение приводит к  попыткам, часто хаотичным, изменить именно окружение: страну, семью, работу. Некоторые женщины в этот период заполняют внутреннюю пустоту рождением  еще одного ребенка. И психологическая  поддержка в этом случае затруднена, поскольку наличие причин трудностей в самом себе категорически отрицается.

Особо следует остановиться на осложнении у значительной части  людей кризиса «середины жизни» кризисом идентичности. Несмотря на то что мы отмечали негативное значение проецирования внутреннего конфликта  при кризисе на внешнее окружение, следует отметить, что быстрое изменение социально-политической и идеологической обстановки в стране является для многих настолько стрессогенным фактором, что приводит к распаду существовавшей ранее эго-идентичности. Э. Эриксон относил формирование эго-идентичности через нормативный кризис к подростковому возрасту. Однако справедливо замечал, что кризис идентичности присущ не только подростковому возрасту, а происходит всегда, когда сильные внешние воздействия разрушают старую идентичность, когда испытывается состояние эго-тревоги, задерживается формирование новой идентичности. А Л. Ф. Бурлачук и Е. Ю. Коржова полагают, что кризис идентичности взрослых определяется противоречием между требованиями резко изменяющихся общественных и экономических отношений и ригидностью личностных установок и стереотипов.

Ригидность же установок  стереотипов, как известно, с возрастом  чаще всего возрастает, поэтому кризис идентичности и переживается людьми зрелого и, как позже покажем, пожилого возраста.

«Потерял сам себя. Не знаю, что мне делать, как быть. Потерял  друзей, работа не интересная, жену не люблю, мне тяжело. От старых идеалов  отошел, а новых не нашел»

«Потерялась в этой жизни. Я – часть каждого, а где  же я сама? Все сидят на моей шее, зачем все? Зачем жить?».

Понятно, что человек не может не пытаться тем или иным способом выйти из кризисной ситуации. При этом значительная часть людей  выбирает неконструктивные формы разрешения внутреннего конфликта. Как мы уже  говорили, одним из вариантов является стремление человека менять внешнее  окружение. И действительно, в этом возрасте часто рушатся семьи, наблюдаются  хаотические попытки поменять работу. Еще один вариант – это обращение  к религии. Как показали исследования О. Польской, изучавшей причины обращения  к религии в современной России, причиной обращения к религии  многих людей является отнюдь не религиозная  потребность, а желание восполнить одиночество, получить поддержку, утешение, уйти от ответственности или решить какие-либо другие нерелигиозные проблемы. Вполне вероятной реакцией на кризис может быть психосоматическое заболевание, которое, с одной стороны, снимает  с человека ответственность за несложившуюся, по его мнению, жизнь, с другой – предоставляет ему внимание и поддержку окружения. Интересную мысль по этому поводу высказывал

А. Адлер. Наша культура, писал  он, сродни детской комнате: она предоставляет  слабому особые привилегии.

Итак, как видно из приведенного выше обзора, многим довольно трудно самостоятельно преодолеть кризис «середины жизни».

Перейдем к обсуждению стратегии психологической поддержки  людей в кризисный период с  позиции сохранения их психологического здоровья.

Самая большая сложность  в организации психологической  поддержки – это нацелить человека на работу с самим собой. Мы уже  говорили, что достаточно часто наблюдается  проекция кризиса на окружение, и  в этом случае человек приходит на консультацию с запросом, совершенно неадекватным реальной ситуации. Например, он может попросить разобраться  в его семейных проблемах, взаимоотношениях с начальником и т. п. Поэтому  первое, что необходимо сделать, –  это подойти к обсуждению собственных  трудностей, т.е. помочь человеку признать наличие у него самого эмоциональных  проблем. Можно использовать для  этого прием, предложенный Н. Орешкиной.

Консультант рассказывает клиенту  историю, которая представлена дальше в варианте для женщин и для  мужчин, и просит его ответить, что  показалось в ней интересным или  близким.

«В некотором царстве, некотором государстве жила-была женщина. Жила она счастливо, все  у нее было хорошо. Как вдруг... Однажды...

Все кругом ополчились на нее, судьба перестала быть к ней благосклонной. Она вдруг поняла, что потеряла саму себя. Все жутко надоело, стало  казаться чужим. Будущее стало казаться серым, все в сером густом тумане, потому что перспектив нет и не видно. Начались проблемы с работой  и на работе. Частая смена настроения: хочется то ругаться, то плакать. Смеешься почему-то редко. Мало что радует в  жизни, да ничего и не хочется. Иногда кажется, что совсем не осталось сил и не знаешь, где их взять. Боишься не успеть чего-то в жизни, года уходят. Хочется все изменить, но не знаешь как. Но одновременно и боишься изменений: лучше пусть так, лишь бы хуже не было. Иногда хочется залезть под одеяло с головой и ничего не видеть и не слышать. Начала уже ощущать дуновение старости, в зеркало меньше хочется смотреться: морщины, седые волосы. Чувствуешь уменьшение жизненных сил».

«В некотором царстве, некотором государстве жил-был  мужчина. Жил он счастливо, все у  него было хорошо. Как вдруг... Однажды...

Все кругом ополчились на него, судьба перестала быть к нему благосклонной. Он вдруг понял, что потерял сам  себя. Все жутко надоело, стало  казаться чужим. Будущее стало казаться серым, все в сером густом тумане, потому что перспектив нет и не видно. Вся жизнь сводится только к добыванию денег, выживанию. Начались проблемы с работой и на работе. Частая смена настроения: все раздражает. Смеешься почему- то редко. Мало что  радует в жизни, да ничего и не хочется. Даже женщины перестали интересовать. Иногда кажется, что совсем не осталось сил и не знаешь, где их взять. Боишься не успеть чего-то в жизни, года уходят. Хочется все изменить, но не знаешь как. Но одновременно и боишься изменений: лучше пусть так, лишь бы хуже не было. Начал уже ощущать дуновение старости: морщины, седые волосы. Чувствуешь уменьшение жизненных сил».

Как правило, после изложения  этой истории люди рассказывают о  том, чем она им близка. Иногда говорят, что эта история списана прямо  с них. И тогда с обсуждения этой истории начинается рассказ  клиента уже о самом себе. Как  легко заметить, психологическая  поддержка здесь осуществляется в соответствии с логикой, описанной  нами ранее применительно к кризису  в молодости, – первым этапом является признание самим человеком факта  вступления в трудную ситуацию. Соответственно следующим этапом может быть присвоение этой ситуации имени – «кризиса середины жизни». Для этого консультант  может рассказать человеку о специфике  и типичных проявлениях этого  кризиса, о подведении итогов и корректировке  своего дальнейшего пути. А главное, о необходимости смены внешней  позиции на внутреннюю: переход от завоевания внешнего мира к завоеванию самого себя, от поисков пути во внешнем  мире к поискам пути к самому себе. Естественно, этот рассказ должен сопровождаться примерами конкретных людей, которые  не просто преодолели этот кризис, а  вышли на новый уровень своего развития. Иногда человеку бывает достаточно узнать, что происходящее с ним  абсолютно нормально и, более  того, закономерно. И дальнейшую внутреннюю работу он может осуществить самостоятельно. В качестве примера приведем рассказ  одной из наших студенток, получавшей второе высшее образование. После лекции о кризисе «середины жизни» в  институте она поделилась своими знаниями с мужем. И вот ее рассказ.

«Сейчас этот кризис переживает самый близкий мне человек  – мой муж. Это типичный кризис. Успешный в начале своего профессионально  пути, в ходе перестройки муж занял  совсем другую нишу. Сейчас он стыдится своей работы, она ему в тягость. Осознавая изменения своей внешности, грустно над этим подшучивает. Стали  появляться разговоры о смерти, о  том, что он не знает, сколько ему  осталось жить и как он хочет нас  с сыном поставить на ноги. Он поставил на себе крест. Моих слов он не слышит. Он весь в себе.

Но вот я рассказала ему о существовании кризиса, о том, что его все проходят. И впереди его ждет подъем. Ведь многие великие начинали творить  именно в этом возрасте. И он впервые  за последнее время услышал мои  слова. В его глазах загорелся  огонек – ведь это не я его  успокаиваю. А это говорят и  древние римляне, и ученые, это  из глубины веков и до наших  дней. Теперь муж долго будет все  это обдумывать, переваривать, но мне  кажется, что-то важное в нем уже  стронулось с мертвой точки».

Но далеко не всегда рассказа о кризисе бывает достаточно. Некоторым  требуется более длительная и  глубокая поддержка. Как мы уже говорили, нередко человек страдает от того, что, как ему кажет ся, он ничего не достиг в жизни. А времени на новые достижения уже не осталось. Этому способствует и стремительное возрастание в нашей стране в последнее время ценностей внешнего благополучия и успеха. Помочь человеку подвести итоги прожитого, осознать то важное и ценное, что он уже осуществил, можно с помощью упражнения Дж. Рейнуотер «Похвальное слово самому себе», которое лучше проводить в группе, но возможно и индивидуально.

Информация о работе Кризис «середины жизни» и особенности психологической поддержки