Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:11, реферат

Краткое описание

Один из основоположников советской психологии, Л.С.Выготский (1896—1934) внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др.

Содержание

Введение ….....................................................................................3


Культурно-историческая концепция …..........................................4


Заключение ….................................................................................9


Список литературы ….....................................................................10

Вложенные файлы: 1 файл

возрастная психология.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

  По  мысли Выготского, эти исследования должны быть положены в основу педагогической практики. «Педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», — писал Л.С. Выготский. Некоторое развитие получило исследование исторического формирования психических процессов.

  Исследование  нового предмета — развития высших психических функций — потребовало  разработки нового метода, так как, согласно Л.С. Выготскому, «методика должна соответствовать природе изучаемого объекта». Выготский называл свой метод или экспериментально-генетическим, или каузально-генетическим.

  Конкретным  выражением этого метода была методика двойной стимуляции, с помощью которой проводились экспериментальные исследования памяти, внимания и др. Клинически-психологический анализ аномалий психического развития Выготский рассматривал в их значении для понимания генезиса психики человека, роли обучения в процессе психического развития. Он называл изучение развития и воспитания умственно отсталого, глухонемого, психопатического ребенка «экспериментами, поставленными самой природой». Поэтому труды Л.С. Выготского по дефектологии составляют неотъемлемую часть его общепсихологической теории.

  Принципиальный  смысл метода Л.С. Выготского заключается  в том, что он показал, что единственно  адекватным исследованию проблемы развития, т.е. исследованию того нового, что возникает  в психике человека, может быть только способ искусственного восстановления генезиса и развития исследуемого процесса. Этот метод положил начало принципиально новой методологии психологического исследования, получившей в последующем значительное развитие в советской психологии (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 
 

Во всех исследованиях  Л.С. Выготского общение ребенка  со взрослым выступает в качестве важнейшего условия психического развития. Поскольку общение происходит при  помощи слова, постольку в объяснении развития высших психических функций и личности в целом центральным условием их возникновения и развития становится речь. Здесь наметились трудности, связанные с ограниченным пониманием источников психического развития. Эти трудности задали новые перспективы решения введенной Выготским проблемы развития специфически человеческих высших психических функций. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев выступили с идеей предметной осмысленности деятельного как того, от чего зависит психическое развитие ребенка. При этом роль общения не отрицалась, но соединялась с собственной деятельностью.

  Так, исходя от Выготского, в советской психологии начало разрабатываться учение о  деятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы

 
 
  • Ждан А.Н. История  психологии
 
  • Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psyarticles.ru/

                                                                                     


Информация о работе Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского