Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:09, курс лекций
Лекция 1.
Истоки возникновения социальной работы, ее цели, задачи и принципы, функции социальной работы в обществе и закономерности развития.
Лекция 2.
Социальная работа как профессия, как наука и учебный предмет.
Лекция 3.
Объекты социальной работы, социальная работа с разными группами населения и в разных сферах жизнедеятельности. Субъекты социальной работы. Социальная работа как система.
Лекция 4.
Теория социальной работы.
Лекция 5.
Технологии социальной работы.
Лекция 6.
Социальное образование, профессиональные качества социального работника.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГОУВПО «РГУТиС»
Факультет______Гуманитарный___
(название факультета)
Кафедра_______«Социальная работа»_______________________
(название кафедры)
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.
«_____»_______________________
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
для студентов______очной______ формы обучения
(очной, заочной)
Дисциплина «Введение в специальность»________________
(название дисциплины)
Специальность 040101.00 «Социальная работа» 040101 «Социальная работа» (бакалавриат)
______________________________
(название специальности)
Специализация__«Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения»_____
_______________«Организация
социальной работы с
«Психосоциальная работа», «Медико-социальная работа»_____________
(название специализации)
Москва 2008 г.
Рабочая программа составлена на основании примерной программы дисциплины «Введение в специальность»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 040100 «социальная работа»
Рабочая программа рассмотрена
и утверждена на
заседании кафедры «Социальная
Протокол № ________ «____»___________
Зав кафедрой
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом
ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № ________ «____»___________
Конспект лекций разработан:
Преподаватель кафедры
«Социальная работа»
Согласовано:
Зам. проректора - начальник
Учебно-методического управления к.э.н. доцент Дуборкина И.А.
Начальник
Методического отдела Рыженок Н.В.
Конспект лекций.
Лекция 1.
Истоки возникновения социальной работы, ее цели, задачи и принципы, функции социальной работы в обществе и закономерности развития.
Социальная взаимопомощь как социальный институт общества. Помощь и взаимопомощь в архаических сообществах. Эволюция социальной помощи. Объективные условия отделении я функций помощи от семьи и общины. Социальные проблемы и конфликты как источник социальной нестабильности. Исторические предпосылки появления профессии «социальный работник». Актуальность социальной работы в современном обществе.
Цели и задачи социальной работы по отношению к разным лицам и группам населения, к обществу в целом: социальная адаптация и реабилитация лиц и групп населения оказавшегося в трудной жизненной ситуации, предотвращение асоциальных и антисоциальных проявлений в общественной жизни, гармонизация социальной среды, создание условий для благоприятного развития каждого человека в обществе.
Разделение принципов на общефилософские (детерминизм, гармоничное развитие, гуманизм, преемственность, дифференцированный подход), общесоциальные (комплексность, последовательность, солидарность, социальная справедливость), социально-политические (взаимосвязь целей социальной политики и социальной работы, единство принципов и методов достижения целей), социально-экономические (социально-экономическая обоснованность поддержки населения, материальные, финансовые формы поддержки, высокая роль трудовой реабилитации), психологические и педагогические (опора на внутренний потенциал личности, активизация социальной позиции личности, психологическое и педагогическое консультирование), социо-культурные (зависимость от культурных традиций и исторического опыта народа), организационные и управленческие (разделение функций, ответственность, социальный контроль, проверка исполнения, последовательность в решении управленческих задач), конкретно-профессиональные (адресность, субсидарность, посредничество).
Основные функции социальной работы в современном обществе: социально-гармонизирующая, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, информационная, управленческая.
Основные закономерности социальной работы: взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы; обусловленность форм, методов и содержания социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп населения, общностей, индивидов; решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов; зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.
Основные модели социальной
работы: общинная, конфессиональная, благотворительная,
государственная и
Лекция 2.
Социальная работа как профессия, как наука и учебный предмет.
Социальная работа как профессия, структура социальной работы по сферам применения, по объектам и субъектам воздействия, по уровню задач, по группам населения. Практическая социальная работа представляет собой в настоящее время комплекс методов и навыков, базирующихся на различных знаниях и теориях – это и социальное обеспечение детей, семейные услуги, работа с клиентами, с группой, работа с инвалидами, с детьми и пожилыми людьми, лишенными ухода, а также работа с алкоголиками и другими лицами и группами девиантного поведения и другие направления работы. Социальная защита, социальная помощь и социальная поддержка, социальное обслуживание и социальное обеспечение. Сферы применения труда социальных работников: специализации и специальности в социальной работе
Социальная работа в системе научных дисциплин, ее объект и предмет, специфика научного знания в социальной работе. Место социальной работы в системе наук: связи с социальной философией, историей, культурологией, социологией, психологией, педагогикой, менеджментом, экономикой, политикой, правоведением и др. науками. Методы изучения в социальной работе. Понятийно-категориальный аппарат в социальной работе. Комплексность социальной работы как науки. Специфика научного знания в социальной работе. Институционализация социальной работы в России и в других странах мира. Структура учебного процесса, основные разделы учебного курса.
Лекция 3.
Объекты социальной работы,
социальная работа с разными
группами населения и в разных
сферах жизнедеятельности.
Объективная необходимость возникновения социальной работы. Объекты социальной работы – лица и группы населения, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: пожилые граждане, инвалиды, дети-сироты, безнадзорные и беспризорные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные и неполные семьи, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы, мигранты, лица без определенного места жительства, лица и группы девиантного поведения. Различия в статусе социальных групп населения, нуждающегося в социальной поддержке; «сильные» и «слабые» социальные группы. Различия в социальной работе с этими группами. Основные причины, вызывающие затруднения в жизнедеятельности различных групп. Факторы риска в современном обществе, возможности профилактики социальной дезадаптации для различных групп населения.
Социальная работа в разных сферах жизнедеятельности и ее специфика. Социальная работа в сфере занятости, производства, производственной и социальной инфраструктуры, в сфере социально-территориальных отношений, в сфере образования и науки, в сфере здравоохранения, в сфере силовых отношений (в силовых структурах, в пенитенциарной системе), в сфере социально-этнических отношений, в сфере культуры и культурно-досуговой сфере, а также в сфере бытового обслуживания населения.
Субъекты социальной работы: государство, общественные и благотворительные социальные учреждения и организации, муниципальные социальные учреждения кадры социальной работы. Структура социальных учреждений и организаций разного уровня. Социальная работа макроуровня, мезоуровня и микроуровня.
Лекция 4.
Теория социальной работы.
Философские, социологические, психологические, педагогические, культурологические основания социальной работы. Общие принципы решения социальных проблем на основе научного знания о законах развития природы, общества, мышления. Социологические теории и концепции, обосновывающие социальную структуру общества, систему социальных институтов общества, социальные связи и процессы. Использование эмпирического социологического знания в социальной работе (социология личности, социология семьи, молодежи, воспитания, морали, геронтосоциология и гендерная социология). Антропологические основы (культурная и социальная антропология, концепция современной личности). Различные научные школы и концепции в социальной работе. Национальные школы: клиентарный подход (американская школа социальной работы), муниципальная школа (скандинавская модель), общинная модель. Различия в конкретно-исторических условиях формирования подходов к социальной работе, в национальных и социо-культурных подходах. Стратегические задачи и тактика социальной работы. Правовые основы социальной защиты населения и социальная политика государства: теоретические основы. Социальная работа как сложный вид целенаправленной деятельности, результатом которой является формирование у каждого человека, группы или социума адекватного их состоянию конкретного социально-исторического благополучия как результирующего итога. Понятие социальной гармонии и равновесия в обществе общетеоретические представления о возможности его достижения.
Педагогические и
Социальное государство: концепция и практика. Реализация в современной России. Конституциональные и правовые основы.
Лекция 5.
Технологии социальной работы.
Понятие технологий социальной работы: теоретические и практические основы технологий. Технологизация социальных процессов. Типология технологий. Технологии глобальные и региональные: обусловленность конкретными задачами. Технологии инновационные (направленные на поиск новых решений, на использование новых методов работы и т.п.) и рутинные (классические, традиционные – с одной стороны, или – с другой стороны, технологии необходимые, но связанные с рутинной стороной жизни, часто малоэффективные, но необходимые, например, технологии оформления текущих документов). Технологии политические – разработка политических программ и концепций, а также их реализация, направленных на решение различных проблем лиц и групп населения политическими методами и средствами. Административно-управленческие и организационные технологии – использование методов, приемов, принципов административно-управленческой деятельности, разных концепции организационной деятельности, применительно к решению той или иной задачи социальной работы. Информационные технологии – воздействие на социальное поведение и формирование личности путем передачи необходимой информации, предоставление информационной поддержки каким-либо видам жизнедеятельности (в частности, технологии консультирования). Технологии преодоления конфликтов (на разных этапах формирования конфликтной ситуации, с опорой на разные концепции, различные социальные ожидания и т.п.). Наиболее распространенные – педагогические и психологические технологии (самоактуализации, обучения и переобучения, повышения квалификации, трудовой реабилитации, технологии, связанные с выявлением личностных особенностей и использования сильных сторон личности при снижении значимости или подавлении негативных сторон). Технологии профилактические, направленные на предотвращение негативного социального поведения (в особенности девиантного). Технологии диагностики, коррекции, адаптации, реабилитации.
Соотношение социальных технологий и социального управления. Формирование технологий, основные стадии разработки. Специфика технологий в социальной работе.
Социальная диагностика, выявление причин, обусловивших трудную жизненную ситуацию. Социально-политические, социально-экономические, социокультурные факторы. Специфика методов, приемов и технологий в работе с разными группами населения. Структура организаций и учреждений в социальной работе. Проблемы профилактики социальных противоречий и потрясений.