Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:09, курс лекций
Лекция 1.
Истоки возникновения социальной работы, ее цели, задачи и принципы, функции социальной работы в обществе и закономерности развития.
Лекция 2.
Социальная работа как профессия, как наука и учебный предмет.
Лекция 3.
Объекты социальной работы, социальная работа с разными группами населения и в разных сферах жизнедеятельности. Субъекты социальной работы. Социальная работа как система.
Лекция 4.
Теория социальной работы.
Лекция 5.
Технологии социальной работы.
Лекция 6.
Социальное образование, профессиональные качества социального работника.
Лекция 6.
Социальное образование,
профессиональные качества
Социальное образование, его истоки и история в России и за рубежом. Структура социального образования. Специальности и специализации: медико-социальная, психо-социальная работа, социальная педагогика, социальная психология, менеджмент в социальной работе, экономические основы социальной работы и др. Высшее и среднее профессиональное образование и его структура. Подготовка социальных работников в современной России. Реформа высшего образования и ее влияние на развитие социального образования.
Ценности в социальной работе, гуманизация и гуманитаризация общественных отношений, социокультурные основы. Профессиональные качества социального работника. Круг обязанностей и функций социального работника. Социальная ответственность профессионала. Проблема профессионального образования и профессиональной подготовки. Профессиональные знания и навыки работы. Умение построить практическую работу на основе качественного научного знания. Воспитание профессионала. Этика социальной работы.
Коммуникативная функция социального работника. Необходимость высокого нравственного уровня личности социального работника. Толерантность, терпимость, эмпатия, относительная индифферентность (запрет на осуждение лица, которому оказывается помощь). Эмоциональное выгорание как профессиональная проблема. Социальное образование за рубежом и его особенности. Европейские и американские школы в социальной работе. Структура зарубежного социального образования, его эволюция и основные проблемы. Службы социально-психологической поддержки социальных работников – супервизорская работа. Перспективы развития профессии «социальный работник» и профессионального образования.
Лекция 7.
Процессы глобализации и международные проблемы социальной работы. Национальные особенности и общенародные закономерности. Российские и международные организации в социальной работе.
Глобализация как объективный процесс, универсализация социальных проблем общества: экологические и техногенные проблемы, проблемы занятости и миграции рабочей силы, социальные процессы, влияющие на развитие семьи как социального института общества. Национальная специфика и общенациональные закономерности в становлении и развитии социальной работы. Международное сотрудничество, организации национальные и международные в социальной работе. Международные правовые акты и документы как нормативно правовая база социальной работы.
Первые международные организации (Международный Красный Крест, Армия Спасения, социальные программы Лиги наций и др.). Международные организации (ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, МОТ, организация «Врачи без границ», мать Тереза и ее сестры). Международные документы: Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и др. Их значение. Принцип действия этих международных организаций. Национальные комитеты.
Глобализация современного развития общества, интернализация конфликтов и социальных потрясений: объективные и субъективные причины глобализации. Глобализм и глобализация. Международные социальные проекты в борьбе с различными социальными проблемами и бедствиями. Проекты ВОЗ в борьбе с эпидемиями, массовыми заболеваниями, направленные на формирование здорового образа жизни. Роль Международной организации труда в преодолении массовой безработицы и социальной поддержке работающих граждан. Система организаций в социальной работе с населением включает: социально-педагогические учреждения (интернаты, жилищные сообщества под контролем социальных работников, консультации (учреждения) по вопросам воспитания, учреждения для отдыха и т. д.); социальных педагогов, специализирующимся по вопросам семьи; группы самопомощи (инвалидов, больных, маргиналов); государственные, ведомственные, общественные, частные учреждения с целью получения ночлега (дома для женщин-бомжей, одиноких бездомных мужчин, ночлежки, сборные пункты для наркоманов и т.д.); медицинские учреждения (больницы, дневные и ночные поликлиники, другие лечебные учреждения, реабилитационные центры, консультационные пункты по вопросам планирования семьи и др.); службы по уходу за попавшими в затруднительное положение (к медицинским сестрам общин, и службы по уходу на дому, в выездную службу Красного Креста и т.д.); социальные добровольные службы (службы раздачи питания, службы помощи на дому, службы по поддержке и помощи для родных инвалидов и т. д.). Современные проблемы в социальной защите населения и пути их решения. Международное сотрудничество в преодолении чрезвычайных обстоятельств. Место социальной работы в мире.