Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 21:44, статья
Что такое психичиское насилие вообще и аудио-средствами в частности. Как это делается в Интернете и почему "отловить" песни деструктивного содержания нельзя так, как это делается с порнографией и экстремистскими плакатами. Что удается найти, если в поисковик аудио вводить похабные слова, а также имена Гитлера и Сталина (анализ в цифрах - приблизительный).
К вопросу о цензуре: психическое насилие аудио-средствами в Интернете.
Леви М.В., Академия управления МВД России, г. Москва.
Проблема цензуры в последнее время подвергается довольно активному обсуждению, в том числе на уровне законодательных инициатив. Например, с немалыми трудностями дискутируется вопрос о санкциях за употребление определенных бранных слов и выражений в СМИ. Цензура традиционно бывает политической или нравственной; мы же собираемся рассмотреть вопрос о цензуре психогигиенической, или, если угодно, психо-экологической, по возможности воздерживаясь от политических, правовых и морально-оценочных суждений. Объектами цензуры могут становиться медиа-продукты новостного и научно-популярного плана (претендующие излагать сведения о реально происходящих событиях природной и общественной жизни), либо художественные (содержащие заведомый вымысел, в который, однако, порой можно поверить как в реальность); о последних мы в основном и поведем речь.
Явления психического насилия, особенно в художественной продукции, не могут быть в достаточной мере охвачены правовыми категориями (экстремизм, пропаганда наркотиков, порнография, обман, клевета, незаконная реклама и т.п.). Скорее можно говорить о деструктивном, или неэкологичном психологическом воздействии; мы предпочли термин «психическое насилие» как более компактный и броский, хотя и отдаем себе отчет в более публицистическом, нежели научном его характере.
Наши зарубежные коллеги уже давно отмечали, касаясь вопроса о медиа-продукции для детей, что «в их важнейших интересах не слушать тексты, проповедующие насилие, наркотики и антисоциальное поведение»1. А.А. Налчаджян отмечает, что лонгитюдные исследования влияния СМИ на уровень агрессивности «подтверждают … роль латентного научения с помощью механизмов консолидации в развитии агрессивного поведения детей, подростков и даже… взрослых … Поэтому профилактические меры по очищению … средств массовой информации от насилия остаются актуальными»2.
Автор концепции «информационной экологии» Ю.И. Полищук высказывает мнение, что «необходимо приступить к научно обоснованному определению понятия и категорий предельно допустимых, экстремально высоких и высоких концентраций негативно влияющей информации со стороны СМИ»3. Его оппонент заявляет в ответ, что «автор солидаризируется с теми, для кого… честная информация о ситуации … вреднее, чем сама эта ситуация… Но отсутствие такой информации у общества способствует перманентности ситуации, …вносит вклад в гибель государства»4. Однако такая критика могла бы иметь смысл только тогда, когда речь идет о новостных передачах СМИ, но не произведениях искусства.
Обсуждение вопросов цензуры, или фильтрации содержания передач СМИ и Интернет-ресурсов сосредоточено в настоящее время в основном на видео-продукции или текстовой информации, отчасти – на статичных изображениях – фотографиях и картинах (последнее – почти исключительно в связи с проблемой порнографии). Аудио-продукция – как музыкальная, так и словесная – остается несколько в «тени»; обусловлено это, вероятно, тем, что для поисковых систем содержимое аудио-файлов более «замаскировано», нежели текстовая информация, звуковые стимулы требуют существенно большего времени для восприятия содержания, чем статичные визуальные, а по силе эмоционального воздействия всё же уступают динамическим комплексным визуально-звуковым (видео).
О том, что аудио-средствами может быть оказано деструктивное психологическое воздействие, известно немало с древних времен, о чем нами не раз упоминалось в радиопередаче «Музыкальная аптека»5. Например, сообщается, что во Вьетнаме с американских вертолетов через усилители во время атаки транслировалась музыка Вагнера6. Музыка неоднократно использовалась ЦРУ США в качестве т.н. «легкой» пытки или сильного психологического воздействия в отношении к подозреваемых в терроризме или сторонников иракского сопротивления (в основном «экстремальные» разновидности рок-музыки – например, “Death-metal”); при этом играет роль громкость музыки, ее продолжительность и культурная неприемлемость для жертвы7.
Определенные пристрастия в сфере искусств, в том числе музыкальные, могут быть коррелятами (хотя никак не надежными индикаторами) некоторых деструктивных наклонностей. Обнаруживалась некоторая связь между пристрастием молодых людей к стилю хэви-метал и суицидальными склонностями8. Прослушивание «тяжело-металлической» музыки усиливает мужскую поло-ролевую стереотипизацию, однако не обнаруживается однозначной связи между прослушиванием «heavy metal» и агрессивностью9. У фанатов панк-рока обнаруживалась расположенность к ношению оружия и мелким магазинным кражам, терпимое отношение к возможности попасть в места лишения свободы10.
Как представляется, учитывая вышесказанное, к психическому насилию следовало бы отнести следующие категории медиа-продукции.
Разумеется, приведенный список может быть уточнен и дополнен. Все перечисленные признаки нередко встречаются в «творчестве», вполне бесконтрольно размещаемом в виртуальных «социальных сетях» личностями того склада, который Ч. Ломброзо весьма удачно когда-то назвал «маттоидами-графоманами» (полусумасшедшие, имеющие тягу к писательству и проповедничеству, но недостаточно таланта и умения)14.
Электронные «социальные сети», предоставляющие
возможность пользователям размещать
практически в неограниченных количествах
фото-, аудио-, видео- и текстовые материалы,
стали фактически неофициальными средствами
массовой информации, создавая по
сути отдельное медиа-культурное пространство.
Специалисты, изучающие явления медиапотребления,
выделяют две «модели» функционирования
СМИ: рыночно-ориентированную (с основной
целью стимулирования спроса, извлечения
выгоды) и культурно-ориентированную (с
основной целью просвещения, трансляции
ценностей)15. Функционирование же медиапространства
социальных сетей не подходит ни под одно
из этих определений: там скорее преобладает
модель, которую можно назвать «экспрессивно-коммуникативной»
Предметом нашего исследования выступила размещенная в социальной сети художественная аудио-продукция малого формата (в подавляющем большинстве – песни), имеющая признаки деструктивного психологического воздействия (психического насилия).
Исследование проводилось методом поиска в социальной сети «Вконтакте» (с использованием встроенного поисковика) аудио-продукции по корням слов, являющихся матерной бранью или грубым обозначением органа, процесса и продукта испражнения, а также по именам исторических фигур, ответственных за массовое насилие (в нашем случае – Сталин и Гитлер, названные в свое время Э. Фроммом образцами соответственно несексуального садизма и некрофилии); прослушивание и контент-анализ найденных материалов на наличие обозначенных выше признаков психического насилия.
Здесь мы приводим некоторые результаты, носящие предварительный характер.
По поисковым предписаниям, содержащим корни слов матерной брани и «анально-фекальной» тематики, найдено свыше 1500 треков. Часто в самих композициях подобные слова не звучат, а лишь фигурируют в присвоенных названиях как выражение эмоций того, кто их размещает (до 15% случаев).
Преобладающий музыкальный стиль композиций с матерщиной или темой испражнения (в названиях или обозначениях исполнителя) – «рэп» или «хип-хоп» (свыше половины), нередко также встречаются черты хард-рока или «экстремальных» направлений рок-музыки (трэш, дэт-метал и т.п.). Дать подробное описание тематики текстов этой аудио-продукции пока не представляется возможным. Среди того, что удалось прослушать и проанализировать, присутствуют темы, связанные с употреблением наркотиков и алкоголя, криминальным поведением, межнациональной и социальной рознью. Однако преобладающая тема, как и обычно в песнях – «несчастная» или неразделенная любовь, с несколько более обычного (для официальной «попсы») выраженной агрессией к объекту чувства.
При мелодико-гармонической примитивности (менее чем в 10% случаев гармония выходит за пределы аккордового ряда параллельного мажоро-минора) найденные аудио-материалы в большинстве имеют профессиональное студийное качество записи и полноценную аранжировку, в основном с использованием современных электронных музыкальных средств, зачастую отличающуюся достаточно богатой звуковой фактурой и оригинальностью.
По поисковому предписанию «Сталин» найдено около 940 аудио-треков (неповторяющихся свыше 500). Из них 197 представляют собой радиопередачи, архивные аудио-документы и аудио-книги, в том числе 53 записи речей самого Сталина. Всё остальное – песни, причем было около 50 случаев, когда Сталиным себя называли исполнители или это имя было в названии, а содержание произведения данной личности никоим образом не касалось. Из песен, имевших хоть какое-то отношение собственно к Сталину, около 60% составляют старые советские (некоторые – в современном исполнении). Остальные явно сочинены в недавние годы, причем до половины из них представляют собой апологетику (прославление, восхваление) Сталина, другие содержат, напротив, обличения, обвинения, порой прямое издевательство и глумление. Имеется немалое количество треков, в которых архивные записи (речи, старые песни) соединены с современными танцевальными ритмами «клубного» типа.
В современных песнях, прославляющих Сталина, его призывают воскреснуть и «навести порядок»; иногда его образ предстает как гротескно-фантасмагорический, с элементами «черного юмора»; в одной рэп-композиции придуман такой способ «оживления»: «…Сталина подключить к батарейке… он будет танцевать… с диктатором зажги, трубку мира покури…» (это явная сублимация в юмор подсознательного примитивного страха перед покойниками – в таком виде они становится не страшными). Он становится явно зловеще-мифологическим персонажем – мертвецом, который может ожить и жестоко покарать «провинившихся детишек». З. Фрейд связывал это с детским комплексом вины за фантазии об отцеубийстве. Именно такие фигуры вызывают специфическое переживание «жути», отличающееся от простого страха или тревоги и связанное с тем, что «становится явным то, что должно было быть тайным» (по Шеллингу), или вытесняемое и казавшееся преодоленным, «умершим» в фигуральном смысле побуждение приобретает власть над сознанием17.
В ряде современных композиций соединяются образы Сталина и Гитлера, а в одной даже сказано «Ленин жил! Сталин жив! Гитлер будет жить!». Эволюция образов этих исторических фигур в песенном искусстве заслуживает, несомненно, быть изученной так же тщательно, как изучается их эволюция в общественном мнении.
Не менее чем в 40 треках со словом «Сталин» в присвоенных названиях или обозначениях исполнителей присутствует матерная брань. Встречается также тема употребления наркотиков («…я курю как Сталин! Меня уже нормально вставило!» и т.п.). Обнаруживаются, таким образом, общие черты в подборках аудио-треков, найденных по поисковым предписаниям, содержащим, с одной стороны, обозначения фекалий и процессов испражнения, матерную брань, с другой – имена Сталина и Гитлера: стиль реп, жаргон и ругательства, психоделические (имитирующие состояния, возникающие под воздействием сильнодействующих психоактивных субстанций) эффекты. Поэтому у нас есть основание утверждать, что не благодаря научному волюнтаризму в нашем исследовании образ Сталина оказался «смешан с фекалиями», а происходит это смешение в неофициальной культуре, или, что близко по смыслу, в общественном подсознании.
В заключение выскажем некоторые соображения касательно возможных практических мер противодействия психическому насилию аудио-средствами в Интернете или хотя бы контроля над таковым.
Информация о работе К вопросу о цензуре: психическое насилие аудио-средствами в Интернете