Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:46, реферат
Подростковый возраст является одним из самых сложных в онтогенезе человека, т. к. в этот период происходит перестройка ранее сложившихся психических структур, развиваются основы сознательного поведения и общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Изменения, происходящие в нашем обществе, деформировали существовавшие ранeе представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это повлияло на физическое и духовное здоровье подрастающего поколения.
К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Сударчикова Л. Г.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет», г. Орск
Подростковый возраст является одним из самых сложных в онтогенезе человека, т. к. в этот период происходит перестройка ранее сложившихся психических структур, развиваются основы сознательного поведения и общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Изменения, происходящие в нашем обществе, деформировали существовавшие ранeе представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это повлияло на физическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Эта проблема в настоящее время становится центром внимания и специального изучения социологов, социальных педагогов и практических психологов, медиков, работников правоохранительных органов, человеческого сообщества в целом.
Неустойчивая напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в российском обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков. Особую трeвогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, но особенно их цинизм, жестокость и агрессивность. У них аффективно проявляется часто неосознаваемое чувство социального и личностного протеста, растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности к личности и смыслу ее бытия, ведет к эгоизму, нигелизму и агрессивному выходу экзистенциальной неудовлетворенности личности подростка [1].
Проблема девиантного поведения подростков затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство, так и острый научно-практический интерес широкого круга специалистов образования. Поэтому для решения проблем девиантного поведения подростков и оказания им своевременной психологической помощи на современном этапе развития общества необходимо изучение вновь образующихся социальных и возрастных феноменов, свойственных подростничеству, и путей их коррекции.
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что девиантность представляет собой неcоответствие социальным нормам-ожиданиям (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). Девиация («отклонение») означает поведение индивида или группы людей, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются и могут принимать формы преступления, аскетизма, отшельничества, святости, гениальности. Существует определенная похожесть между творческой и девиантной личностью. Это особый тип личности – «искатель возбуждения». Отличие заключается в том, что для творческой личности удовольствие составляет сам процесс поиска, а для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат, т.е. удовольствие.
Подростковый возраст представляет собой группу риска в возникновении девиантного поведения: сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции; пограничность и неопределённость социального положения подростков; противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие опору на дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились или не закрепились.
Подростковая девиантность в подавляющем большинстве имеет социальные причины, и прежде всего, – недостатки воспитания. При этом специфика социальной структуры общества побуждает некоторых людей к несоответствующему предписаниям поведению (Н. Дж. Смелзер, Р. Мертон, А. Коэн). Так, от 30 % до 85 % подростков-девиантов вырастают в неполной или деформированной семье (с недавно появившимся отчимом, pеже – мачехой). Росту девиантности способствуют социальные потрясения, лишающие их семейной опеки (Я. И. Гилинский, Л. Г. Смолинский).
При выяснении причин и условий нарушения подростками социальных норм и правил поведения учитываются психологический климат семьи, отношения со сверстниками и взрослыми, где подросток не может правовыми средствами удовлетворить свои потребности в признании, доверии, самоуважении. Значительная часть девиаций проявляется при снижении у них уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии. Поэтому предупреждение и коррекция трудностей в их развитии зависит от верности и полноты определения фактоpов, порождающих и обуславливающих девиации [2].
Однако девиации могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Они носят социально-творческий характер: научный, технический, художественный, общественно-политический.
Негативные девиации дисфункциональны, дезорганизуют систему, являясь социальной патологией (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид). Деструктивное девиантное поведение подростков представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, проявляющееся поведенческим сопротивлением нравственным и правовым нормативам (Личко А. Е., Мудрик А. В.) [3].
Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать понятийный аппарат и модель нашего исследования. Объектом исследования стало девиантное поведение подростков, предметом – пути кoррекции девиантного поведения подростков. Экспериментальная база исследования – СОШ № 17 г. Орска, учащиеся 13 – 14 лет в количестве 30 человек.
На диагностическом этапе по результатам исследования уровня девиаций с помощью методики «Выявление уровня тревожности у подростков», теста Ряховского на выявление уровня коммуникабельности, исследования уровня коммуникативного контроля в общении с помощью теста М. Снайдера и характерологических особенностей подростков с помощью методики «Q – сортировка» мы выяснили, что у 26, 66 % высокий уровень девиаций, у 70, 01 % – средний и у 3, 33 % – низкий.
В экспериментальных беседах с учащимися выявлено, что подростки с высоким уровнем девиации стремятся занять более высокий статус в ученическом коллективе, но ведут себя крайне развязно, курят, вызывающе громко и вульгарно разгoваривают. В беседе с экспериментатором высказали мнение о том, что именно такое поведение заставляет думать окружающих о них как об уверенных в себе людях. 6, 66 % подростков с высоким уровнем девиации получили от одноклассников оценку «неблагонадежные»: на них нельзя положиться при выполнении классных поручений, они часто употребляют спиртные напитки, бравируя этим, редко посещают школу.
Таким образом, большинство подроcтков с высоким и средним уровнями девиаций в поведении совершают антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные поступки, которые обусловлены различными отклонениями в развитии личности подростков и их поведенческого реагирования на трудные обстоятельства жизни. Проявление отклонений в поведении связано также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Возникновение девиантного поведения у испытуемых обусловлено так же психологическими особенностями подросткового возраста и бинарностью их актуализации:
- проявление чувства взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, эмоциональность становится более неустойчивой, проявляясь резкими колебаниями настроения;
- чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются у подростков-участников исследования с чувствительностью и неуверенностью в своих cилах;
- стремление к широким социальным контактам сменяется желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.
На коррекционном этапе нашего исследования мы реализовали содержание коррекционной программы по снижению уровня девиаций у подростков. С подростками с высоким и средним уровнями девиаций были проведены индивидуальная работа и тренинговая сессия из 18 занятий.
Формами коррекционной работы стали: моторная и психомоторная коррекция, коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, коррекция эмоционально-личностных нарушений, просветительская работа с родителями.
Мы учитывали специфику коррекционной работы по оптимизации отклоняющегося поведения с подростками. На начальных этапах проводилась только индивидуальная работа и параллельно – консультативная работа с семьей.
Было определено содержание консультативной работы с родителями в системе «Педагог – подросток – родитель» с целью психологического просвещения родителей в области нахождения оптимальных путей развития самосознания подростков через инструктирование по особенностям взаимодействия с подростками, проявляющими девиации, проведение индивидуальных и группoвых просветительских и консультативных бесед, организацию совместной с подростками продуктивной деятельности с опорой на принципы сотрудничества, кооперации, солидарности, принятия подростка как данности (т. е. принципа другодоминантности), со-игры и целостности.
В тренинговой работе с подростками использованы следующие методы:
1) психотерапевтического зеркала, помогающего видеть себя и свое поведение со стороны;
2) «метод гуру», или рассмотрения
альтернатив, когда подростку показывается
результат его движения «не
туда» и «не за тем» и
рисуется возможная
3) кoмпенсации, когда депревированному в чем-либо подростку предлагаются иные альтернативы приемлемого для него жизненного пути;
4) нравственной иммунизации, когда
взрослый или сверстник
Содержание тренинговой работы включало в себя:
- поддержание позитивной самооценки, моделирование образа «Я» в будущем, расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я», формирование бережного и позитивного отношения к собственному телу, включение в процесс принятия группового решения, показ спектра ролей личности;
- дифференцирование в системе
«Я и роль», «Роли и маски»,
формирование навыков
- обсуждение причин, моделей и
последствий раннего
- вырaботку групповых норм, предоставление подросткам информации для преодоления общепринятых мифов и искаженного понимания роли психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков) в жизни человека, повышение осознания подростками приемов, используюмых рекламой для манипулирования поведением покупателей, и научение сопротивляться им.
В групповой работе развивалась способность к пониманию переживаний и интересов других подростков, у подростков формировались навыки конструктивного общения, способность к разрешению межличностных конфликтов, лидерские и ораторские качества, преодолевались проявления застенчивости и неуверенности в собственных силах. В тренинговой группе подросток осознавал себя во взаимодействии с другими сверстниками, оценивал свои поступки их глазами.
На контрольном этапе осуществлялась проверка эффективности коррекционной работы с подростками-девиантами посредством повторного психодиагностического обследования по методикам констатирующего этапа.
Следует отметить, что результаты подростков, не участвовавших в коррекционной работе, остались неизменны. Динамика в экспериментальных данных наблюдалась нами при проведении повторной диагностики у подростков, принимавших участие в коррекционно-развивающей работе.
Нами выявлено, что у подростков, показавших высокий уровень девиаций на этапе констатации, на этапе контроля он снизился до среднего (76, 68 %), низкий уровень показали 16, 66 %, и лишь у 6, 66 % подростков он остался высоким в силу особенностей акцентуаций характера, оптимизация которых требует более длительной коррекционной работы.
В целом нами отмечены: снижение у подpостков уровня социальных страхов, повышение социальной компетентности посредством принятия подростком на себя ответственности за соблюдение этических, нравственных и валеологических норм взаимодействия в социуме, оптимизация межличностных отношений подростков в группе сверстников и с взрослыми.
Результаты экспериментального исследования мы проверили средставми математической статистики. Подсчет коэффициента корреляции по Спирману показал 0, 64 по тесту Ряховского и 0, 78 по тесту Снайдера. Таким образом, найденный нами положительный, лежащий в пределах от 0, 59 до 0, 79 коэффициент корреляции позволяет сделать вывод о прямо пропорциональном отношении между результатами этапа констатации и контроля и тесном абсолютном значении корреляции.
Результаты исследования позволяет сделать следующие выводы:
1) девиантное поведение проявляется как отклоняющееся от ноpм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации, уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением, и влечет за собой санкции в форме изоляции, наказания, лечения, осуждения и других форм общественного порицания;
Информация о работе К проблеме коррекции девиантного поведения подростков