Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций

Краткое описание

Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология . Вопросы к зачёту.docx

— 281.18 Кб (Скачать файл)

Потеря интереса к работе, а тем более изначальное его отсутствие - один из факторов, приводящих человека к нервозности и конфликтам. Попробуйте спросить кого-либо, как он относится к своей работе. Ответы могут быть разные: "очень люблю", " в целом нравится, но не все в ней устраивает", "она мне безразлична", "терпеть не могу при первой же возможности уйду". И если спросить, устает ли он на работе и как быстро восстанавливаются его силы, то вы убедитесь, что, при одних и тех же затратах энергии,  степень утомляемости зависит от эмоционального отношения к работе. Чем интереснее работа, тем меньше усталость, раздраженность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие. 
Безразличное, а тем более отрицательное отношение к работе вызывает у человека отрицательные эмоции, даже вспышки агрессивности, и, придя домой, он не может расслабиться, позабыть неприятности, в результате усталость сохраняется до утра, а там снова на работу. Причина нервозности и конфликтности такого человека в том, что не удовлетворяются его потребности в интересной работе.

За любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины. Понять их - значит понять человека.

Мотивы поведения человека и цели поведения могут  не  совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой,  руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру

1) с  возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;

2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина  эмоционального неудовольствия, что  необходимо человеку для существования  в данный момент, затем осознается  объект, который отвечает данной  потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких  действий  возможно достичь желаемого; и

3) реализуется энергетический  компонент мотива в реальных  поступках. 
Мотив может быть неосознанным, если осознание  потребности не вполне соответствует подлинной нужде,  вызывающей неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят:  влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения  человека. Неосознанность влечений преходящая, т.е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер,  сформированы "извне". А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

"Человек - сумма своего  прошлого опыта", - говорил У. Фолкнер. Действительно, прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека  реагировать именно так,  а не иначе. Например, Шура Балаганов - известный персонаж из книги "Золотой теленок" Ильфа и Петрова - даже став обладателем 50 тысяч рублей, не смог удержаться, чтобы не украсть в трамвае грошовую дамскую сумочку, в которой был 1 р. 70 к. "Что это такое? Ведь я машинально", - шептал он ошеломленно, когда его окружили негодующие пассажиры.

В этом примере речь идет о действиях, обусловленных  установкой, т.е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным,  заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Например, в эксперименте двум группам показали фотографию молодого человека, одну группу предупредили,  что они увидят портрет героя, а другой группе сказали,  что на ней изображен преступник. Оказалось, что люди целиком находятся во власти установки: - "Этот зверюга понять что-то хочет. Стандартный бандитский подбородок,  мешки под глазами, очень злой взгляд. Неопрятно одетый,  непричесанный, опустившийся человек".

Совсем по-другому увидели то же лицо испытуемые,  которые считали, что перед ними изображение героя: - "Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами.  Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит. Видимо это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма..." Таким образом, наше восприятие другого человека зависит от установки.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже  в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки и к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему.

 

 

26. Приемы психической саморегуляции

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;

  • размышления о хорошем, приятном;

  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

  • наблюдение за пейзажем;

  • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

  • купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

  • вдыхание свежего воздуха;

  • высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия). Рассмотрим их более подробно.

Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

  1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).

  1. На следующие четыре счета задержите дыхание.

  1. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

  1. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.

  1. Дышите глубоко и медленно.

  1. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).

  1. Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.

  1. Прочувствуйте это напряжение.

  1. Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.

Сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.).

Способы саморегуляции, связанные с воздействием словом

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказы

Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения. Говорите себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила общения.

Последовательность работы с самоприказами следующая:

  1. Сформулируйте самоприказ.

  1. Мысленно повторите его несколько раз.

  1. Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.

1. Вспомните ситуацию, когда  вы справились с аналогичными  трудностями.

2. Используйте аффирмации. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например:

  • «Именно сегодня у меня все получится»;

  • «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;

  • «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;

  • «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

3. Мысленно повторите  текст несколько раз.

Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

 

 

27.  Основные психические процессы.

Ощущения представляют собой отражение свойств и состояний предметов, которые воздействуют на органы чувств. С одной стороны, ощущения отражают внешний раздражитель, т. е. они объективны. С другой стороны, ощущения зависят от индивидуальных особенностей и от состояний нервной системы, таким образом, носят субъективный характер. Для возникновения ощущения, для осознания какого-либо фактора или элемента действительности, нужно, чтобы энергия (химическая, механическая, тепловая, электромагнитная или электрическая), исходящая от него стала достаточной, чтобы возбудить нервные рецепторы. После этого в нервных окончаниях возникают электрические импульсы, и начинается процесс ощущения.

И. Шеррингтон предложил следующую классификацию ощущений:

1) интерорецептивные - отражают внутренние процессы в организме (боль, жажда, голод);

2) экстерорецептивные - отражают внешние воздействия  на рецепторы, которые расположенные  на поверхности тела;

3) проприорецептивные - расположены в сухожилиях и мышцах.

В свою очередь, экстерорецептивные ощущения И. Шеррингтон делит на контактные (вкусовые, осязательные) и дистантные (слуховые, зрительные). Обоняние занимает промежуточное положение.

Информация, поступившая через органы чувств, принимается и перерабатывается, в итоге появляются образы явлений или предметов. Формирование этих образов называется процессом восприятия.

Восприятие имеет ряд особенностей:

1) Первая называется  аперцепцией, т.е. восприятия зависят от прошлого опыта человека. Мозг, при получении противоречивых, неполных или неоднозначных данных, трактует их в соответствии со сложившейся системой знаний, образов, индивидуальных различий. Данная особенность объясняет различие восприятия одних и тех же явлений и предметов одним человеком или разными людьми в различное время и в разных условиях.

2) Еще одна особенность  называется константностью. Вне  зависимости от угла и расстояния, с которого мы смотрим на  предмет, восприятие сохраняет размер  и цвет этого образа. Например, белая рубашка останется белой  и при ярком свете, и в тени. Но если смотреть через отверстие  на небольшой ее кусок, то она, скорее всего, покажется нам серой.

3) Целостность - еще одна  особенность восприятия и заключается  она в том, что восприятие обобщает  знания об отдельных свойствах  предметов или явлений, воспринимаемых  через ощущения, и «достраивает»  их до целостного образа.

4)Человек способен  не только воспринимать объект, но и приписывать ему определенный  смысл, обозначать его словом, это  говорит об осмысленном характере  восприятия.

5) Избирательность - заключается  в преимущественном восприятии  одних объектов над другими. Одни  предметы в определенный период  времени являются основными для  восприятия, а другие - второстепенными.

Объект восприятия должен вызвать определенную реакцию человека, которая позволяет «настроить» органы чувств на него и начать сам процесс восприятия. Этот произвольный или непроизвольный процесс, отражающий концентрированность и сосредоточенность на некотором предмете восприятия называется вниманием.

Охарактеризовать внимание можно используя следующие его особенности:

1. Концентрированность - показатель степени фиксированности  на некотором объекте, направленность  внимания на него.

2. Интенсивность восприятия - характеризует его эффективность.

3. Устойчивость - способность  длительный период времени сохранять  высокий уровень интенсивности  и концентрации внимания. Определяется  темпераментом, нервной системой, мотивацией (личными интересами, новизной, значимостью  потребности) и внешними условиями.

4. Объем -- количество объектов, которые одновременно находятся в фокусе внимания. У детей это количество составляет 2-3 объекта, у взрослого достигает.

5. Распределение - способность  концентрировать внимание сразу  на нескольких объектах, следить за ними, при этом не упускать ни одного из поля внимания. По некоторым данным Наполеон Бонапарт мог одновременно диктовать секретарям до семи документов.

6. Переключение внимания - это произвольное или непроизвольное  перемещение внимания с одного  объекта на другой, достаточно  быстрая смена фокуса внимания.

Память - познавательное качество, способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

Объем памяти различен в разном возрасте, например у детей он значительно меньше, чем у взрослых, поэтому то мы и не помним, что происходило с нами в раннем детстве. С годами количество информации, способной храниться в голове постепенно увеличивается. Мнение, что у людей преклонного возраста память ухудшается. Но это не совсем так. В реальности все зависит от человека. Если памятью активно пользоваться, развивать её, постигать что-то новое, то она будет оставаться прекрасной долгое время.

Процесс забывания это процесс, который часто не поддается нашему контролю. В течение жизни человеческий мозг получает огромное количество информации, большую часть которой мы в последствие забываем. Забывание происходит тем быстрее и становится тем глубже, чем реже используется определенный материал в деятельности человека, чем сильнее уменьшается его значимость.

Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение - основные процессы памяти.

Запоминание-это процесс, который отвечает за ввод информации в память.

Различают непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) запоминание.

Непреднамеренное запоминание происходит после восприятия объекта без какого-либо желания с нашей стороны. В большинстве случаев такое запоминание является неточным и неполным, так как носит случайный характер.

Преднамеренное запоминание происходит умышленно, является избирательным и целенаправленным. Очень часто сопровождается волевыми усилиями (например, запоминание учебного материала).

Удержание в мозге информации, воспринятой человеком, происходит на фазе сохранения.

Еще одним важным процессом памяти является узнавание - опознание предметов, объектов и явлений, известных по прошлому опыту.

Произвольный процесс памяти, занимающийся поиском, извлечением информации о прошлом, при необходимости её восстановлением, называется припоминанием.

Воспроизведение -- извлечение сохраненного материала из долговременной памяти и перевод её в краткосрочную. Если воспроизведение информации происходит без намерения личности, мысль возникает сама по себе, то такой процесс называют непроизвольным. Произвольное воспроизведение, наоборот, происходит по желанию человека.

Память у людей различается по уровню развития её типов. Наиболее распространена словесно-логическая и образная память. Словесно-логическая память - это запоминание мыслей и их выражение. Образную память разделяют на двигательную, слуховую и зрительную, обонятельную, осязательную и вкусовая память. У людей, в большей степени, проявляется зрительная и слуховая память. Представители чистых типов памяти встречаются очень редко. У большинства смешанный тип памяти.

В зависимости от длительности хранения информации выделяют долговременную и краткосрочную память.

Мышление - это процесс отражения человеком действительности. Мышление невозможно без языка. Используя мышление, человек может познать не только то, что непосредственно воспринимается с помощью органов чувств, но и скрытое от прямого восприятия, то, что можно познать лишь в результате обобщения, анализа или сравнения.

Основные формы мышления - умозаключения, понятия и суждения.

Мысль, которая отражает общие и отличительные особенности явлений и предметов называется понятием. Суждения раскрывают содержание понятий. Суждения представляют собой мысли о связи предметов или явлений. Суждения выражаются в форме слов-- в устной или письменной форме, про себя или вслух Суждения бывают истинными или ложными. Выводы по нескольким суждениям складываются в умозаключения. Умозаключения, в которых из известных общих положений делают выводы о частных случаях, называются дедукцией. Противоположность дедукции - индукция - из частных случаев делается общий вывод.

Процесс мышления совершается с помощью следующих операций: синтеза, анализа, обобщения, сравнения, абстрагирования, конкретизации, классификации, систематизации.

Синтез - воссоединение расчлененного в целое. Обратный процесс - анализ - деление целого на части. Операция сравнения - сопоставление предметов, явлений и выявлении у них общего или различного. Обобщение - операция объединения нескольких явлений по общим признакам. Отвлечение от несущественных признаков и выделение главных общих признаков называется абстрагированием. Конкретизация предполагает наполнение предмета или явления конкретными признаками. Классификация - это группировка объектов по определенным признакам. Проводя систематизацию, мы располагаем отдельные объекты, предметы или явления в определенном порядке.

Мышление человека характеризуется глубиной, гибкостью, широтой, быстротой, целеустремленностью, самостоятельностью и некоторыми другими качествами.

Речь -- это психический процесс, который означает общение с использованием языка. Язык современного человека результат исторического развития. Речь существует в единстве с мышлением. Её содержание зависит от темперамента человека, его характера, интересов, способностей, опыта, профессии. Используя речь, люди передают знания, общаются между собой.

Выделяют устную и письменную речь, внешнюю и внутреннюю, диалогическую и монологическую, подготовленную и неподготовленную, профессиональную и обыденную.

Воображение -- это преобразование представлений о действительности и создание на основе опыта новых представлений, которые отсутствовали ранее. Другими словами, воображение означает способность человека мысленно создавать образ предмета или явления, еще не существующего в реальности. Синоним воображению - фантазия. Воображение очень важный познавательный процесс. Благодаря ему человек может предвидеть ход событий, предвосхищать последствия и своих поступков.

Воображение может быть активным и пассивным. Активное воображение (его еще называют преднамеренным) означает создание новых представлений по собственному желанию человека, которое сопровождается какими-либо усилиями. Различают воссоздающее и творческое активное воображение. Например, следователь на основе улик, следов с места происшествия выстраивает достаточно полную картину преступления. Творческое воображение -- создание таких образов объектов, которых вообще не существует в действительности. Примером такого воображения является изобретательство и тому подобная творческая деятельность. При пассивном воображении человек не ставит себе никаких целей - образы возникаю спонтанно, сами по себе.

Информация о работе Лекции по "Психологии"