Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:49, лекция
Работа содержит лекцию по "Психологии" на тему: "Краткий очерк истории педагогической психологии"
Литература к
этой теме:
1. Ушинский. Человек как предмет воспитания.
2. Выготский. Педагогическая психология.
3. Каптерев. Избранные педагогические
сочинения. (стр. 35-62, 163-231).
Педагогическая психология – относительно молодая наука 1876г., но реально она начала складываться раньше в недрах философии, педагогики и т.д. Таким образом её история длиннее, чем формальные показатели.
Ян Каменский
выделил 3 задачи воспитания (и образования
в целом):
1. Познание себя и окружающей среды (умственное
развитие)
2. Управление собой (нравственное воспитание)
3. Стремление к богу (религиозное воспитание)
Он не делил
эти задачи на возрастные периоды, считал,
что они сквозные от начала жизни
человека и далее. Но он первым предложил
возрастную периодизацию:
1. 0-6 лет детство
2. 6-12 лет отрочество
3. 12-18 лет юность
4. 18-24 возмужалость.
Другую периодизацию
предложил Ж. Ж. Руссо, и он уже
делил задачи воспитания по возрастам:
1. 0-2/3 лет должна решаться задача двигательного
развития.
2. 3-12 воспитание чувств (зрение, слух и
т.д.)
3. 12-15 умственное развитие. До этого возраста
он считал школу даже вредной.
4. 15-16 нравственное воспитание.
Ж.Ж. Руссо считал, что ребенок как можно
дольше должен быть изолирован от культуры
и близок культуре. Так же считал, что ребенок
должен делать только то, что он хочет.
Задача воспитателя – добиться от ребенка
того, что ребенку полезно.
Если перед ребенком встает проблема,
взрослый не должен бежать ему помогать.
Самостоятельно ребенок сможет извлечь
из неё урок.
В конце 80-х годов
XIX в. Появились причины путей
создания новой области знаний. 3
основных причины:
1. Именно в это время во всем мире была
осознанная необходимость реформации
образования на основе научного подхода.
Лезгафт, Кавтерев, С. Холл, Дж. Дьюи, Бине,
Штерн.
2. Разработка понятия «развитие». Начало
этому понятию заложил Чарльз Дарвин.
Позднее это понятие было развернуто в
работах Маркса. В педагогической психологии
понятие было разработано Бехтеревым
и Преером. Преер – первый автор дневников
развития.
3. Самое начало развития методологического
аппарата психологии. Первые эксперименты,
проведенные Вундтом, Эбингаузом, у нас
Лазурским привели к возникновению первых
психометрических тестов (Бине-Симона
и т.д.)
В 1874 г. Вышла
первая работа под названием «педагогическая
психология» Каптерев. Первоначально
она начиналась «педагогическая
психология, для учителей, воспитателей
и воспитательниц». Затем возникла
параллельно область «
Педагогическая психология стала трактоваться
как теоретические и практические основы
педагогики в любых возрастах. Педологию
назвали в целом науку о ребенке. Она брала
ребенка в целостности – органическую,
личностную, когнитивную сферу. Но науку
задушили.
Сейчас педагогическую
психологию делят на 3 раздела:
1. Психология обучения
2. Психология воспитания
3. Психология учителя
С первыми публикациями работ начался
взрыв создания спец заведений с исследованиями
вопросов. Джеймс в Гарвардском университете,
Холл в университете Кларка, Ланге при
Новороссийском университете, Нечаев
в Петербурге, и в Москве при нашем институте
в 1912 году. Но у нас это было перед самой
революцией, и наши заведения недолго
проработали. Но за период с 1909-1916 прошли
съезды по новой науке. На первом съезде
царило радужное настроение – мы вырвались
из тисков классического образования
и сделаем все по новому. На втором съезде
уже всплыли критические замечания к науке
– непонятно что это за область. Начался
поиск причин и провалов педагогической
психологии. Причины нашли:
1. Попытка прямолинейного использования
общепсихологического знания в педагогической
практике.
2. Отсутствие в педагогической психологии
собственных методов исследования.
3. Отсутствие достаточно ясно осознанного
предмета психологии.
Это был своего рода кризис педагогической
психологии. Отчасти он совпал с общепсихологическим
кризисом 10 годов, но в России это было
еще труднее в связи с революцией.
Далее в мировой практике педагогическая
Психология пошла по пути расслоения:
в бихевиоризме, гештальтпсихологии, затем
в когнитивной, гуманистической и т.д.
В середине 20 г. В России наука начала восстанавливаться. На первом этапе она, еще следуя логике общей психологии, исследовала отдельные психические функции. Харьковская группа во главе с Л.С. Выготкими принципиально изменили подход к педагогической психологии. На него большое влияние оказала гештальт-психология, поэтому он ввел понятия психологических систем – сочетание разных связей, функций, новообразований. В качестве единиц исследования он ввел отношения: индивид-среда, ЗБР – ЗПР, индивидуальная деятельность-сотрудничество и т.д. Но к этому времени уже назревал разгром педологии.
А дальше началось
развитие педагогической психологии в
нашей стране в двух направлениях:
1. Школа Берштейна
2. От школы Выготского, где были выделены
в качестве единиц исследования разные
виды деятельности.
Возникла целая проблемная область «психология игры» (Д.Б. Эльконин), психология учения по возрастам, психология трудовой и профессиональной деятельности (вхождение в профессию, профессиональные кризисы, уход из профессию и т.д.). На этой основе стала возникать новая проблемная область – психология личности.
В педагогической психологии с 60-х годов произошел прорыв науки в практику. Работы показывали как надо, и как желательно обучать. Одну из них составила Менчинская – психология развивающего обучения, теория учебной деятельности Эльконина, Давыдова, теория поэтапного формирования Гальперина, теория проблемного обучения Матюшкин, Зимняя, Ковалевская, программированное обучение Ланге, и в 80-90 гг. школа диалога культур Биглер, концепция культурно-исторической школы Рубцова (плотно выходящая из положений Выготского).
Общее движение
педагогической психологии от изучения
отдельных псих. Функуций к изучению
целостных образований и личности образует
целые педагогические системы.
2 общенаучных метода педагогической психологии:
1. Наблюдение.
2. Эксперимент.
Часто наблюдение
считают предварительным, сопутствующим
методов, но по-настоящему надо стараться
выработать точность, зоркость. Наблюдатель
– очень искусный человек. Это очень трудный
метод, который является богатейшим источником
информации.
Пед. Психология разработала целую серию
своих методов, и так же заимствовала методы
из других наук: анкетирование, тестирование,
проективные методики, анализ продуктов
деятельности.
Литература по
теме:
1. Выготский. Педагогическая педагогика.
2. Стоунсен психопедагогика 1984 г.
3. А.Н Леонтьев. Овладение учащимися научными
понятиями как проблема педагогической
психологии (стр. 324-346)
Педагогическая
психология – отрасль психологии,
которая изучает закономерности
психического развития в условиях целенаправленного
обучения и воспитания.
Психолого-педагогичесское исследование
по А.Н. Леонтьеву. Он выделил несколько
этапов ПД развития:
1. Выделение отрезка педагогической действительности
в качестве отправной точки развития.
Отрезком могут быть разные стороны. Нужно
понять, что конкретно нас интересует.
2. Изучение деятельности учащихся. Там
анализируются цели, задачи, средства,
условия обучения.
3. Осмысление результата исследования
(полученные данные). Результатом является
новое представление об этом отрезке педагогической
действительности.
4. Реконструкция того отрезка педагогической
действительности, который мы исследуем.
5. Новая реальность. Анализ того, что мы
реконструировали и получили.
Педагогики очень самолюбивый и достаточно уверенный в себе народ. С ним надо вести себя аккуратно, дипломатично и предельно мягко.
Разделы педагогической
психологии:
1. Психология воспитания. В значительной
мере совпадает с психологией личности.
Её основные проблемы:
2. Психология
обучения.
Проблемы:
3. Психология
учителя. Область долгое время
была запущенной. Л.М. Митина изучала
эту область.
Проблемы:
Педагогическая психология создает диагностический аппарат. Она включает практику, тренинги, все методы арт-терапии, игротерапии, библиотерапии.
Литература по
теме:
4. Выготский Л.С. О психологических системах
(том 1. Москва с 109-131).
5. Принцип развития в психологии. Москва
1978 г.
6. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. – методологические
основы психологии.
7. Юдин Э. Г. – Системный подход и принцип
деятельности. (предисловие, послесловие,
гл.2 из 1 части, гл 1,2,4,5 из 2 части, и 3 часть
полностью)
Это фундаментальная
проблема, которая пронизывает всю
область ПД.
Обучение – это понятие не только психологическое,
а целого круга наук. Реакция амёбы – тоже
обучение. В его основе лежит передача
социального или биологического опыта
от одного поколения к другому или от человека
к человека или от особи к особи и усвоение
этого опыта. Обучение носит двухсторонний
процесс.
Учение – в психологии
составляет отдельную область исследования.
Получение социально или биологического
опыта объектом педагогических воздействий,
или субъектом обучения.
Развитие – Прогрессивные изменения,
поступательные, эволюционные или революционные
в психике человека в целом.
Надо дополнить, что любое развитие включает и прогрессивные и регрессивные моменты. Развитие – это качественное изменение самого субъекта, как личности, а обучение это изменение знаний и навыков субъекта, его деятельности, эрудиции и т.д.
Процесс развития
включает в себя 2 встречных процесса:
эволюции и инволюции. Эволюция –
приобретение новых качеств личности,
а инволюция – изживание
Например, развитие
игры. Манипулятивная, затем сюжетная,
затем сюжетно-ролевая. Виды игр сменяют
за собой друг друга. Всё новое зарождается
в недрах старого.
Другой признак развития – движение от
более просты форм к более сложным. Самая
первая память – запечатлительная, следующая
– образная, следующая – образно-вербальная.
3-й признак движение от непроизвольных
форм деятельности к произвольным и связанное
с этим движение от безрефлексивных форм
к рефлексивным. Необратимость развития.
Развитие можно
фиксировать, но для этого нужны
точки отсчета. Точками отсчета принято
считать крупные новообразования:
1. Комплекс оживления. Первая реакция
чисто социальная на появление человека.
2. Указательные жесты.
3. Речь.
4. Первое появление самосознании, потребность
в эмансипации от взрослого.
5. Осознание себя, как ученика.
6. Новый уровень самосознания и потребности
в коммуникации.
7. Профессиональное и личностное самоопределение.
8. Становление профессионала и личности.
Развиваются не отдельные функции, а психологические
системы. Психологические системы – это
образования, которые включают ряд компонентов
и обладают внутренними и внешними связями,
и компонентов их них нельзя отделить.
Исследование
об одном виде патологического мотива
к изменению своей внешности.
Проводилось на подростковом возрасте.
В университет обратились из клиники
Соловьевой обратились за помощью к психологам
по обследованию детей с диагнозом нервной
анорексии 13-14 лет. Матери привезли их
в клинику на стадии крайнего истощения
с угрозой жизни. Анамнез собирался в основном
на основе отношений в семье. Карьева построили
Анамнез по другой схеме. Выяснилось, что
в начальной школе это были очень успешные
дети. В подростковом возрасте мотивация
учения не исчезает, но оттесняется потребностью
общаться и нравится представителям другого
пола. Одновременно происходят эндокринные
изменения. У этих девочек была обнаружена
склонность к полноте. Девочки поставили
себе цель во что бы то ни стало похудеть,
сели на голодную диету и присоединили
к ним изнурительные физические упражнения.
Родители и окружение хвалили их, но параллельно
шло физиологическое ослабление, изнурение
в учебе и т.д. Через какое-то время человек
перестает хотеть есть.
В этом случае учитываются: возрастные
особенности, реакция окружающих, мода.
И все эти вещи не складываются, а взаимодействуют.