Лекция по "Психофизиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:19, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "Психофизиология"

Вложенные файлы: 1 файл

психофизтология.docx

— 130.28 Кб (Скачать файл)

Мозг как система  систем. Широкое внедрение системного подхода в физиологию изменило методологию и логику научных исследований. В настоящее время большинство нейрофизиологов считает, что мозг представляет собой "сверхсистему", состоящую из множества систем и сетей взаимосвязанных нервных клеток. Причем выделяется два уровня существования систем (микроуровень и макроуровень) и соответственно два типа систем: микро- и макросистемы. 
          Микроуровень представляет совокупность популяций нервных клеток, осуществляющих относительно элементарные функции. Примером микросистемы может служить нейронный модуль — вертикально организованная колонка нейронов и их отростков (см. п. 1.4.4.). Одинаковые по своим функциям модули объединяются в макросистемы. Микросистемы сопоставимы с отдельными структурными образованиями мозга. Например, отдельные зоны коры больших полушарий, имеющие разное клеточное строение (цитоархитектонику), представляют разные макросистемы. 
          Методология системного подхода находит свое отражение в конкретных экспериментальных исследованиях. Соответственно изучаются системы двух типов: микро- и макро-. 
          В первом случае предметом анализа является интеграция и консолидация систем применительно к нейрональным элементам с учетом специфичности тех функций, которые выполняют нейроны в системном обеспечении поведения и психики. 
          Во втором случае проводится исследование интегративной деятельности на уровне мозга как целого с учетом топографического фактора, т.е. специфики участия отдельных структур мозга в обеспечении тех или иных психических функций и процессов. Здесь главное место занимает регистрация биоэлектрической активности отдельных структур мозга и оценка взаимодействия активности разных отделов мозга с помощью специальных показателей (см. тему 2). 
          Независимо от того, какой уровень представляет система: микро- или макро-, единым является общий принцип взаимодействия: при объединении (консолидации) элементов в систему возникают качества или свойства, не присущие отдельным элементам. В консолидированной системе изменение одного из элементов влечет за собой изменения всех остальных элементов, а следовательно, и системы в целом.

Системная психофизиология. Итак, в соответствии с одним из главных принципов системного подхода —принципом ЦЕЛОСТНОСТИ — свойства целого мозга не сводимы к свойствам отдельных его частей (будь это нейроны, отделы мозга или функциональные системы). В связи с этим встает задача связать отдельные структуры, или элементы, мозга в системные организации и определить новые свойства этих организаций по сравнению с входящими в них структурными компонентами. Таким образом, применение системного подхода диктует необходимость сопоставлять психические явления не с частичными нейрофизиологическими процессами, а с их целостной структурной организацией. 
          Новое экспериментальное направление — системная психофизиология ставит своей задачей изучение систем и межсистемных отношений, составляющих и обеспечивающих психику и поведение человека. Основная парадигма, в контексте которой ведутся исследования этого направления (причем преимущественно на животных) связана с изучением активного приспособительного поведения, а теория функциональной системы служит их теоретической основой. Детальное описание этих исследований дано в книгах "Основы психофизиологии" (1998) и "Современная психофизиология" (1999). 

Словарь терминов

  1. параллелизм
  2. редукционизм
  3. функциональная система
  4. обратная афферентация
  5. акцептор результатов действия
  6. коррелятивная психофизиология
  7. эмерджентный  

Вопросы для самопроверки

  1. Какое значение имела дуалистическая концепция Декарта?
  2. Охарактеризуйте варианты решения психофизиологической проблемы.
  3. Что изучает системная психофизиология?
  4. В чем заключается значение компьютерной метафоры для психофизиологии?  

Список литературы

  1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  2. Александров Ю.И. (ред.) Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 2001.
  3. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. М.: Высшая школа, 1991.
  4. Беленков Н.Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. М.: Медицина, 1980.
  5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и по физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
  6. Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л.: Наука, 1977.
  7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. О психологических системах. М.: Педагогика, 1982. С. 109-131.
  8. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998.
  9. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал. 1990. Т.11. № 6. С. 3-15.
  10. Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978.
  11. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.
  12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  13. Нейрокомпьютер как основа мыслящих ЭВМ. М.: Наука, 1993.
  14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  15. Методика и техника психофизиологического эксперимента. М.: Наука, 1987.
  16. Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. М., 1998.
  17. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как фун<span class="Normal__Char" s

Информация о работе Лекция по "Психофизиологии"