Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:45, реферат
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
Введение
1. Феномен лидерства как социально-психологическая проблема.
2. Классификация лидерства.
3. Лидерские качества педагога.
Заключение
Список использованных источников информации.
Самопознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Для лидера чрезвычайно важны такие черты характера, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, извлечь уроки как из успехов, так и из неудач. Почти всегда у лидера есть человек, которому он доверяет и совместно с которым решает такие проблемы.
Способности. Лидер должен уметь говорить и слушать. Ему следует научиться устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия сотрудников, а также определять стиль принятия решений. Лидеру нужно знать, как поощрять людей и как при необходимости сделать им замечания. И наконец (но не в последнюю очередь), он должен чувствовать, когда вмешиваться и когда лучше остаться в стороне, - одним словом, уметь передать другим часть своих полномочий.
3.Лидерские качества педагога.
Лидер – это человек, играющий в группе
ключевую роль в отношении направления,
контроля и изменения деятельности других
членов группы по достижению групповых
целей. Лидерские качества — это определенные
черты личности, характерные для человека,
способного управлять окружающими, и необходимые
личности для эффективного воздействия
на других людей с целью достижения поставленных
задач.
Следует отметить, что лидерские качества педагога не появляются сами по себе, конечно, когда речь не идет о человеке с ярко выраженной харизматичностью. Они могут и должны быть сформированы в процессе подготовки педагогов в колледжах, ВУЗах.
Педагог не
справится с задачей, если не сможет:
• выработать свой стиль общения и обучения,
свою педагогическую концепцию, отражающую
личностное понимание педагогического
процесса, собственную педагогическую
философию;
• овладеть новым педагогическим мышлением,
творческим, исследовательским подходом
к воспитанию, глубоким знанием и пониманием
человека как предмета и цели своей деятельности,
• вооружить себя основами педагогического
менеджмента, новейшими технологиями
педагогического труда.
Иными словами,
сложившаяся ситуация в системе как высшего,
так и среднего образования требует от
субъектов педагогического процесса наличия
лидерских качеств.
Наличие лидерских качеств необходимо
не только руководителям образовательных,
учреждений, но и педагогам.
Лидерские качества педагога подразделяются на:
- Конструктивный компонент (чувствительность к изменениям, наблюдательность, решительность, настойчивость);
-Организаторский компонент (активность и инициативность, организованность, самоконтроль, самостоятельность);
-Коммуникативный компонент (эмпатия, коммуникабельность, умение мотивировать и вдохновлять, убеждать);
-Гностический компонент( подготовленность для деятельности в определенной сфере)
Заключение
В социальной психологии существует несколько точек зрения на природу и сущность лидерства. Одна из них - «теория черт» - обоснованно определяет лидеров по их личностным качествам. Другая - «ситуационная теория» обосновывает инициативное поведение личности потребностями сложившейся социальной ситуации.
В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства - лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере. Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; универсальных лидеров.
Существует несколько теорий «стилей лидерства» - системы приемов влияния лидера на группу. Наиболее распространенной в отечественной психологической науке является теория К. Левина, который выделяет три стиля руководства - авторитарный, демократический, попустительский.
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых, являются психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.
Cписок использованных источников информации
1. Алифанов, С. А. Основные направления
анализа лидерства Текст. / С. А. Алифанов
//Вопросы психологии. 1991. - № 3. - 97c.
2. Борисова, А. В. Роль педагога в формировании
лидерской позиции личности
[Текст]/ А.В Борисова//Cмоленск, 2006.-384с.
3. Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение [Текст]/ А.И Кочеткова//М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 222 с.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма.[Текст]/А.К Маркова// М.: Генезис, 2003. –227с.
5. Мудрик А.В. Социализация человека[Текст]/ А.В Мудрик// М.:Генезис,2000.- 164с.
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология.- СПб, 1999 [Текст]/Б.Д Парыгин //М.:Просвещение,1999 ,578 с.
7. Резник С.В.Лидер и его команда [Текст]/С.В Резник // М.:Просвещение.-1996.-218 с.
8. Шихарев П.Н. Современная социальная психология [Текст]/ П.Н Шихарев// М.: ИП РАМ, 2000, 325с.
Информация о работе Лидерские навыки в структуре социальной компетентности