Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:05, контрольная работа
Лидерство возникает в системе неформальных, неофициальных отношений. Одни отношения могут носить преимущественно деловой характер, и связаны с решением основной стоящей перед группой задачи – так называемые деловые неформальные отношения. Другой тип неформальных отношений носит преимущественно эмоциональный характер, будучи связан не только с процессом труда, сколько с различными формами межличностного общения членов коллектива. В этом случае мы говорим о системе отношений неформального эмоционального плана.
Лидер формальный и неформальный
Личностные черты лидера
Роль лидера и руководителя
Лидерство и руководство в малых группах
Лидерство, руководство, власть
Обзор теорий лидерства
Как стать лидером
Лидерство
как социально-психологический
Ермакова Ж. А.
Москва 2002
Содержание
I. Лидер формальный и неформальный
Желание быть лидером присуще не малому числу людей. Но одного только желания и даже усилий по его реализации все же оказывается еще недостаточно. В качестве лидера человек должен быть, прежде всего, воспринят членами своей группы. Что же лежит в основе подобного восприятия? Почему именно в одном из членов группы коллеги склонны усматривать лидера, а в другом – нет?
Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей и выражается во влиянии, оказываемом одним из них на остальных членов социальной группы. Формы выражения подобного влияния, носящего психологический характер, разнообразны: изменения затрагивают поведенческую сферу, касаются отдельных личностных черт, установок, мотивации последователей. Конечная цель влияния – ориентация людей на решение стоящей перед группой задачи.
Лидерство возникает в системе неформальных, неофициальных отношений. Одни отношения могут носить преимущественно деловой характер, и связаны с решением основной стоящей перед группой задачи – так называемые деловые неформальные отношения. Другой тип неформальных отношений носит преимущественно эмоциональный характер, будучи связан не только с процессом труда, сколько с различными формами межличностного общения членов коллектива. В этом случае мы говорим о системе отношений неформального эмоционального плана.
Лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. А вот руководство – феномен, имеющий место в системе формальных отношений. Причем роль руководителя заранее определена социальной организацией, оговорен круг функций. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения ее нет.
Двум типам указанных отношений соответствуют две основные лидерские роли: роль делового и роль эмоционального лидера.
В трудовом коллективе доминирующее положение занимает деловой лидер. И это понятно, ведь подобный коллектив создается, прежде всего, для получения какого-то продукта, а не решения личных проблем работников. Роль эмоционального лидера, хотя и менее заметна, но в иные моменты ее исполнитель способен оказывать ощутимое влияние на жизнь коллектива.
Представленным выше ролям структура лидерства не исчерпывается.
Как бы человек не стремился стать лидером, он им никогда не станет, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит иначе. Руководитель нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет. Отсюда следует, что руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический. И в этом – основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.
Во-первых, и руководство и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы средством управления ими. Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе. В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером. Примеров такого рода трансформации великое множество.
II. Личностные черты
К числу наиболее часто
упоминаемых личностных черт относятся:
доминантность, уверенность в себе,
эмоциональная
Доминантность в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Речь идет о доминантности как стремлении руководителя влиять на других людей. При этом необходимо постоянно помнить о психологической стороне вопроса. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных. В противном случае стремление руководителя доминировать останется не более чем дежурной претензией на власть.
Следующей личностной чертой называется уверенность в себе. В трудной ситуации на такого человека можно положиться: он поддержит и защитит. Такой руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к выполнению задания. Подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, и последнему, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя достаточно спокойно и уверенно.
Остановимся на двух родственных личностных чертах - эмоциональной уравновешенности и стрессоустойчивости. Эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность. Но ведь руководитель живой человек. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их в публичной рабочей обстановке способны обернуться рядом неприятных для личности последствий – неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями. Поэтому заслуживает внимание момент, связанный с поиском руководителем средств эмоциональной разрядки. Средства разрядки следует искать в структуре досуга личности, формы которого чрезвычайно многообразны.
С эмоциональной уравновешенность
Еще одна черта личности – креативность. В переводе означает – «способность к творческому решению задач». Способность руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, поддерживать их начинания.
Следующие две личностные характеристики – стремление к достижению и предприимчивость. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску.
В стремлении к достижению отражена фундаментальная человеческая потребность к достижению цели. Таким людям наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Они ставят перед собой достаточно умеренные цели, старясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем. Люди, имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием. Возможно, поэтому они великолепно чувствуют себя в деловой жизни: ведь она постоянно создает ситуации с четкой информацией о достижении успеха.
Теперь относительно
еще двух довольно родственных личностных
характеристик – ответственност
Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности. Между тем когда-то в России ответственность и надежность были визитными карточками предпринимателей. Под честное слово заключались немалые сделки, и не дай-то Бог было нарушить взятое обязательство: провинившегося ждали большие неприятности, прежде всего финансовые, с ним просто переставали иметь дело.
Несомненно, важной личностной чертой, обеспечивающей успешность действий в различных сферах жизни, в том числе и при принятии решений, является независимость. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это свойство в подчиненных. Выдающиеся предприниматели нередко поощряют инакомыслие в своих компаниях, если оно служит социальному и экономическому здоровью последних.
И, наконец, последняя
рассматриваемая здесь
Хотелось бы особенно отметить такое личное качество лидера, как харизма. Харизматическое влияние личности построено на силе личных качеств или способностей лидера. Оно определяется влечением другим людей к лидеру. Харизматическое влияние – целиком личное. Вот некоторые характеристики харизматической личности:
Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом, похожими на которого они хотели бы быть.
Мы рассмотрели ряд важных личностных черт. Разумеется, с готовым набором этих черт человек не рождается. Все они представляют собой уникальный сплав, как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий его жизни.
Главное состоит в том, чтобы у человека было желание самосовершенствоваться, отчетливое понимание необходимости ежедневно и ежечасно строить свою личность.
Но двумя представленными выше ролями (формального и неформального) структура лидерства не исчерпывается. В жизни коллектива случаются разные ситуации и в них могут возникать так называемые ситуативные лидеры – люди, способные на каком-то отрезке времени повести за собой коллектив.
Кроме того, коллектив может состоять из нескольких микрогрупп, а в них часто имеются свои лидеры. И они порой способны оказывать значительное влияние на жизнь коллектива, особенно в тех случаях, когда та или иная группировка занимает в коллективе доминирующую позицию.
III. Роль лидера и руководителя
Как соотносятся между собой роли лидера и руководителя?
С точки зрения роста эффективности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и деловым его лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера не обязательна. Желательно, однако, чтобы его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может негативно сказаться и на отношениях и людьми в деловой сфере.
Здесь мы сталкиваемся одновременно с другим интересным вопросом - о взаимодействии руководителя с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции в коллективе. С этими людьми руководителю необходимо уметь контактировать, ведь они оказывают определенное влияние на коллектив или на какую-то часть его членов. И для пользы дела их предпочтительнее числить в союзниках, нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны.
Если руководитель ориентируется на интересы дела и успехи коллектива, то он должен поощрять лидерство. И не только поощрять лидерство, но и самому включаться в этот процесс. Успех в нем важен не только лично для руководителя, он нужен коллективу, чтобы ощутить уверенность в достижимости поставленных целей.
Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографические характеристика, способности, черты личности. Остановимся подробнее на каждом из названных личностных блоков.
Рассмотрим, прежде всего, возраст руководителя. Подчеркнем один существенный момент. Возраст - это во многом опыт. Он не только природная, но в значительной степени и социально детерминированная характеристика человека, в том числе и руководителя.
Было бы, однако, большим заблуждением думать, что только чрезвычайно зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост в организационной структуре. История развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов современности нередко стояли очень молодые люди.
Но вместе с тем, А. Хаммер продолжал великолепно работать и в очень немолодом возрасте. Всего несколько лет назад, оглядываясь на прожитую жизнь, этот неутомимый предприниматель произнес весьма примечательные слова: «Если вам повезло, и вы дожили до восьмидесяти восьми лет, не потеряв при этом способности мыслить и чувствовать, то у вас есть одно преимущество – вы точно знаете, что в вашей жизни главное, а что - второстепенное. Я четко знаю, чего хочу добиться в оставшееся мне время, и если мои цели осуществить труднее, чем цели многих других людей, это значит, что мне придется больше трудиться».
Другая рассматриваемая
Трудно отыскать область жизни современного общества, где бы женщина не играла важной, иногда ключевой, роли. Президент, премьер-министр, руководитель крупной политической партии, дипломат, бизнесмен и даже министр обороны - такой послужной список нашей современницы не может не впечатлять, хотя уже не вызывает удивление.
Информация о работе Лидерство как социально-психологический феномен