Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 12:42, реферат
Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
Список использованной литературы
5. Руководитель, коллектив, личность. Ред. К. Ладензак. М. 1974.
6. Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д. Стиль работы руководителя. М. 1976.
7. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002.
8. Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3 2000.
9. Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2001.
Приложение.
В эксперименте,
поставленном К. Левином, Р. Липпитом и
Р. Уайтом в 1939 г., изучалось влияние типов лидерства на
поведение группы. В качестве испытуемых
выступали школьники, только мальчики.
Контроль переменных обеспечивался следующим
образом. Испытуемые были разделены на
четыре группы, выравненные по составу.
Исследователи осуществляли предварительные
наблюдения за мальчиками, проводили социометрические
тесты, с помощью которых устанавливали
лидеров, аутсайдеров, дружеские пары.
Поведение каждого школьника оценивалось
учителем: не дразнит ли он сверстников,
послушен ли, энергичен ли, не слишком
ли «выпендривается». Наконец, экспериментаторы
тщательно изучили классные журналы: помимо
успеваемости, контролировались физическая
подготовка и социальное происхождение
учащихся. Экспериментальная работа со
всеми группами производилась в одном
и том же помещении, поэтому влияние внешней
обстановки тоже не могло исказить результаты
эксперимента. Кроме того, каждая группа
выполняла одинаковые задания. Все это
в целом выглядело как детский клуб. Ребята
изготавливали маски, лепили фигурки из
пластилина, играли в лошадки.
Итак,
экспериментальная задача заключалась
в том, чтобы установить, каким образом
влияют на выполнение групповых действий
различные типы лидерства. Для
этого в течение семи недель к каждой группе
был прикреплен руководитель, осуществлявший
заданный стиль руководства. По истечении
семинедельного срока назначался другой
лидер, уже с иным стилем. Никто из лидеров
не работал в одной и той же группе дважды,
но каждый провел эксперимент во всех
группах. Таким образом, в качестве экспериментальной
переменной выступал именно стиль лидерства,
а не индивидуальный стиль экспериментатора.
Далее.
В помещении, где проводились занятия
с детьми, присутствовали четыре наблюдателя.
Мальчикам сказали, что эти люди интересуются
деятельностью подросткового клуба и
ни во что не вмешиваются. Наблюдатели
регистрировали поведение испытуемых
поминутно. Они учитывали следующие параметры:
1) количество актов взаимодействия между
пятью школьниками и их лидером, в том
числе директивные указания, положительные
и отрицательные реакции, особое внимание
обращалось на отказ выполнить просьбу
либо распоряжение руководителя; 2) осуществлялся
поминутный анализ изменений в групповой
структуре: фиксировалась деятельность
подгрупп, устанавливалось, вызвана ли
активность группы лидером или возникла
спонтанно, подсчитывался индекс сплоченности
каждой подгруппы; 3) фиксировалось накопленное
количество значимых действий испытуемых,
а также изменения в динамике группы как
целого; 4) велась непрерывная стенограмма
всех разговоров в группе16.
Информация о работе Лидер и группа (теории лидерства, функции лидера)