Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка;
- рассмотреть особенности личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка
- исследовать практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 6
1.1 Научно-педагогические исследования личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 6
1.2 Значение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 10
2 Особенности личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 18
2.1 Принципы личностно-ориентированного подхода 18
2.2 Методы личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 20
3 Практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 23
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка 08.06.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Развитие индивидуальности ученика  тесно связано с развитием  его самостоятельности, этому способствует увеличение учебного времени отведенного на самостоятельную работу учащихся.

Основной проблемой  при внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении является обеспечение  необходимых условий для полноценного индивидуального развития личности.

Для решения этой проблемы нужно в первую очередь способствовать развитию следующих функций личности:

  • способность человека к выбору;
  • умение оценивать свою жизнь;
  • поиск смысла жизни, творчество;
  • формирование образа «Я»;
  • ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»);
  • самостоятельность личности.

При внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении основная и  очень важная задача учителя - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться и устояться.

Для этого нужно не отбирать учеников по способностям и  тем качествам, что хочет видеть учитель, а с внимательного и  понимающего педагогического изучения каждого ученика как индивидуальной личности. И только когда особенности  индивидуального развития ученика будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять способы его дальнейшего обучения.

Вот на что нужно обратить внимание в первую очередь, при внедрении  личностно-ориентированного подхода  в обучении.

Во-первых, принять процесс обучения не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальных способностей ученика, при которых обучение и воспитание плавно сливаются.

Во-вторых, нужно выявить  характер взаимоотношений участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей.

В-третьих, оценить критерии эффективности процесса обучения.

Немаловажной проблемой  при внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении является разработка дидактического обеспечения.

При разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения нужно руководствоваться следующим:

  1. учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
  2. изложение учителем учебного материала должно быть направлено на преобразование личного опыта каждого ученика;
  3. в ходе обучения нужно постоянно использовать примеры, связанные с личным опытом ученика и с ранее приобретенными им знаниями;
  4. активное стимулирование ученика к самостоятельному изучению учебного материала, что дает возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе обучения;
  5. учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
  6. необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
  7. необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех преобразований и действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  8. образовательный процесс должен строиться на оценке деятельности ученика, как отдельной личности.

Организация личностно-ориентировонного подхода к работе с текстом  учебника должна быть направлено в  первую очередь на развитие не памяти, а на развитие самостоятельности мышления. Для этого нужно развивать способность учеников к анализированию учебного материала, что способствует пониманию. Ведь процесс понимания очень сложен, в него всегда включается личностное преобразование заданного текста на основе субъектного опыта ученика.

В процессе внедрения  личностно-ориентировонного подхода  в обучении позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и  уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в личном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственного жизненного опыта.

Важна при этом и форма  обсуждения детских ответов. Она  не должна быть жесткой, не должна содержать  резких критических замечаний в  виде оценки «правильно - неправильно». Это должен быть равноправный диалог, что называется «на короткой ноге», где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться и быть осужденным.

При использовании личностно-ориентировонного подхода в обучении задача учителя - выявить и обобщить ответы ученика, выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, целям и задачам предмета.

Анализируя на уроке  результаты работы ученика, учитель  должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались ученики при выполнении работы, выявить и поддержать правильные и оригинальные.

Функция учителя здесь  не столько настоятельная с такими указаниями как: «повтори материал», «прорешай  побольше задач», «посмотри на образец» и т.п., сколько рекомендательная с предложениями и советами, такими как: «давай подумаем вместе», «расскажи, каким способом выполнял задание», «выбери по своему усмотрению путь решения задачи и дай ему обоснование».

Это позволяет работать на уроке с каждым учеником и с классом в целом. Учитель вместе с учащимися ищет и находит наиболее эффективные пути усвоения знаний, поощряет интересные высказывания и находки, анализирует неудачные попытки, стимулирует учащихся к понятию причин своих ошибок, обсуждает меры их устранения и т.д.

При такой позиции  учителя каждый ученик может рассчитывать на то, что его услышат, обсудят  его предложения, серьезно и уважительно  отнесутся к его версиям ответов. И каким бы «плотным» ни был  урок, нельзя считать такую работу с учениками пустой тратой времени.

Из этого следует, что целесообразно  использовать в общеобразовательной школе личностно - ориентированный подход в обучении, так как это одно из условий организации всестороннего, гармоничного развития учащихся.

 

Список использованной литературы

 

  1. Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. – М., Просвещение, 1980. – 398 с.
  2. Дидро, Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М. 1954. – Т.2. – С. 56-58.
  3. Гельвеций, К.А. О Человеке / К.А. Гельвеций / Собрание сочинений: В 2 т. – М., 1974. – Т.2. – С. 29-191.
  4. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.Ж. Руссо // Пед. соч.: В 2 т. – М., 1981. – Т.1. – С. 113-115.
  5. Пестолоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей / И.Г. Пестолоцци // Избранные педагогические произведения: В 2 т. – М., 1981. – Т.2. – С. 193-379.
  6. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения. / А. Дистервег. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 55-58.
  7. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 11 т. – М., 1948-1962. – Т.8 – С. 23.
  8. Толстой Л.Н. Пед. соч. / Л.Н. Толстой. – М.: Педагогика, 1985. – 391 с.
  9. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. – М.: педагогика, 1982. – 704 с.
  10. Вахтеров, В.П. Предметный метод обучения / В.П. Вахтеров. – М.: Педагогика, 1915. – 219 с.
  11. Зеньковский, В.В. Психология детства: Учебное пособие для вузов / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург "Деловая книга", 1995, - 266 с.
  12. Акимов, М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимов. – М.: Знание, 1992. – 80 с.
  13. Амоношвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амоношвили. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
  14. Менчинская, Н.А. Психологические вопросы развития обучения и новые программы / Н.А. Менчинская // Советская педагогика. – 1968. № 6. – С. 12-20.
  15. Выготский, Л.С. Мышления и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982 – Т.2. Проблемы общей психологии. – С. 248.
  16. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом "Университет", 2000. – 336 с.
  17. Гладких, В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье / В.И. Гладких. – Пенза, 1958. – 294 с.
  18. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: [учеб. пособие: для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] /
  19. Гордеева, Н.Н. Индивидуализация обучения / Н.Н. Гордеева // Педагогика. – 2002. - № 2.
  20. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа в системе непрерывного образования / Б.П. Есипов // Сов. Педагогика. – 1989. - № 5/
  21. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. – Казань, 1969. – 311 с.
  22. Ленер, М.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Ленер. – М.: Педагогика, 1976. – 305 с.
  23. Коджаспирова, Г.И., Коджаспиров, А.Д. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.И. Коджаспирова, А.Д. Коджаспиров. М.: Издательский Центр "Академия", 2000. – 276 с.
  24. Корчак, Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Я. Корчак. – М.: Знание, 1990. – 229 с.
  25. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы / С.Н. Лысенкова. – М.: Педагогика, 1985. – 175 с.



Информация о работе Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка